Выход Имама Хусейна (а) из Медины

Имам Хусейн (а) покинул Медину и отправился в сторону Мекки в то время, когда жители Аравийского полуострова собрались в Мекку для совершения «малого паломничества»1.

Поэтому весть об отказе имама присягнуть на верность Йазиду распространилась по всей Аравии – от Хиджаза до Ирака, Шама и Йемена. А те, которые пришли совершать „умру, возвращаясь, сообщили всем, что сын дочери Пророка (с) не присягнул на верность Йазиду, что он находится в Мекке, там нашѐл убежище и сказал: «Йазид – муж, употребляющий вино и губящий праведные души; такой, как я, не будет присягать на верность такому человеку, как он».

Весть об этом распространилась по всему упомянутому региону. Затем люди, приходившие на большое паломничество (хадж) также услышали от Пророка (с) подобные слова. До этих событий и после мученической гибели Имама Хасана2 (а) жители Куфы написали Господину Мучеников (а) письмо, в котором заявили о своей готовности присягнуть ему (как халифу) на верность и восстать против Муʻавийи. Его Светлость в своем ответном письме написал, что: «Пока Муʻавийа жив3, будьте подобны разорванному паласу на настиле ваших домов»4. Но после смерти Муʻавийи они снова написали Имаму Хусейну (а) много писем с подобным содержанием. Таких писем в адрес Имама (а) поступило столь много, что они едва могли бы помещались в двух чересседельных мешках (хурджин). И во всех этих письмах повторялось примерно одно и то же содержание: «Приезжай в Куфу, войско готово»5.

Тогда Имам Хусейн (а) отправил в Куфу Муслима б. „Акила, чтобы тот от его имени принимал у людей присягу на верность ему (байат). Муслим получил клятву верности от многих тысяч воинов: в общей сложности присягнуло на верность 24 тысячи человек6. Затем он написал письмо Господину Мучеников (а) с сообщением о подробностях происходящего7.

С другой стороны, Йазид отправил группу лиц из числа омейядов, поручив им убить Господина Мучеников (а). Весть об этом дошла до Имама (а)8.

К числу тех людей, которые просили Господина Мучеников (а) не отправляться в Куфу, относился „Абдаллах б. Зубайр. А Имам (а) отвечал каждому соответствующим образом. Когда Ибн Зубайр сказал: «Оставайтесь здесь, и мы все к Вашим услугам», Имам Хусейн (а) изрѐк: «Если в Доме Господа будет убит кто-либо из знатных курейшитов, тем самым уважение людей к этому Дому потеряется. Я не хочу оказаться подобным лицом»9. Позднее именно „Абадаллах б. Зубайр восстал против Йазида и омейядов, что пошло во вред престижу Дома Господа.

Другим лицом был Ибн Аббас, который, обращаясь к Имаму, заявил: «О, сын Посланника Аллаха! Оставайтесь в Мекке или отправляйтесь в Йемен, там много Ваших последователей». Хусейн (а) ответил: «Омейяды не оставят меня в покое. Я или должен поклясться им на верность, или погибнуть»10. Пока имам Хусейн (а) был жив и не желал присягнуть на верность Йазиду, основы халифата были шаткими. Поэтому ему предстояло или присягнуть Йазиду на верность, или погибнуть там, где сам он считал нужным. Иного пути у него не было.

С другой стороны, жители Куфы написали тысячи писем, присягнув на верность и обещав ему тысячи воинов. Если бы Господин Мучеников (а) не отправился в Куфу, разве не писали бы в истории, что жители Куфы присягнули ему на верность, но он не счѐл нужным приехать в этот город? И разве в День Суда жители Куфы не имели бы право сказать: «О Боже! Мы присягнули сыну Твоего Посланника на верность, написали ему письма, но он игнорировал наши приглашения?».

Источник: книга «Имам Хусейн – внук пророка Мухаммада»

1) «Малое паломничество» или „Умра – паломничество к мекканской Каʻабе, которое, в отличие от хаджа, может проводиться.

2) Ал-Хасан б. „Али б. Аби Талиб (1 марта 624 – 5 марта 669 ) –халиф (с января по июль 661 г.), второй имам. Внук пророка Мухаммада (с), сын его двоюродного брата „Али и дочери Фатимы (ʻа). Противостоял основателю омейядской династии Муʻавийи. В условиях начавшихся мятежей и разложения армии вынужден был подписать с ним мирный договор и временно уступить тому пост халифа. Согласно условиям договора, после смерти Муʻавийи власть над мусульманской общиной должна была перейти обратно к Хасану (ʻа). Это условие не могло устраивать Муʻавийю, желавшего видеть наследником своего сына Йазида, что и послужило причиной отравления имама.


3) Шейх Муфид. Ал-Иршад. Т. 2. С. 81.


4) «Разорванный палас для настила» – фразеологизм, означающий несоответствие интерьеру, в данном случае – несогласие с властью Муʻавийи.


5) Шейх Муфид. Ал-Иршад. Т. 2. С. 81.


6) Ибн „Асакир. Тарих Димашк. Рассказ 649.


7) Ат-Табари. Тарих. Т. 6. С. 211.


8) Ибн Тавус. Ал-Лухуф фи катл ат-туфуф. С. 24-25; Шейх Муфид. Ал-Иршад. Т. 2. С. 69; Ат-Табари. Тарих.Т. 2. С. 217; Ибн Асир. Ал-Камил фи-т-тарих. Т. 4. С. 17.


9) Ат-Табари. Тарих. Т. 6. С. 317; Балазури. Ансаб ал-ашраф. С. 164.


10) Балазури. Ансаб ал-ашраф. Т. 3. C. 161; Ат-Табари. Тарих. Т. 7. С. 275; Ибн ал-Асир. Ал-Камил фи-т-тарих.Т. 3. С. 276.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.