Для лучшего понимания аята «Татхир» необходимо подробнее остановиться на нескольких вопросах.
Во-первых, что означает слово «скверна» в указанном аяте? В арабском языке слово رجس) скверна) имеет следующее значение: грязь, скверна, мерзость. В Коране это слово употребляется в прямом и переносном смысле т.е. как внешняя грязь и как внутренняя, душевная и духовная грязь (скверна, мерзость), а также нарушение религиозных норм и правил. В последнем значении данное слово нашло употребление в религиозно-правовой исламской терминологии. Именно в значении «нечистое, несоответствующее нормам шариата» слово رجس чаще упоминается в Коране. Так, в суре «Анам» (скот) говорится: «Скажи: «В том, что открыто мне, я не нахожу запретным для питающегося то, чем он питается, только если это будет мертвечина, или пролитая кровь, или мясо свиньи, потому что это — скверна”»1 .
Во-вторых, следует определить кораническое понимание скверны (رجس (как внутренней или душевной грязи. В этомзначении «скверна» (رجس (близка таким понятиям как «безбожие» и «греховность». В Коране сказано: «У тех же, в сердцах которых болезнь, она прибавила скверну к их скверне, и они умерли, будучи неверными»2 . Понятно, что «болезнь сердца» неверных это не есть их внешняя грязь и Всевышний просит их воздержаться не от внешний нечистоплотности, но от внутренней – душевной и духовной, а именно от безбожия (کفر ,(склонности к разделению и расколу (نقاد ,(непокорности (عناد (и игнорированию божественных повелений.
Давайте же попробуем ответить на вопрос — слово «скверна» в аяте «Татхир» употреблено в каком смысле? Как внешняя загрязнённость или как внутренняя, т.е. душевная и духовная нечистота? После недолгих размышлений можно понять, что слово «скверна» употреблено не в первом значении – внешней нечистоты. Ведь в этом аяте, говоря о людях Дома, употреблено َما слово ِنَّ إ» иннама» («поистине так»), котороя ограничивает действие только указанными лицами, но не распространяется на всех остальных людей. Если бы в предложении «Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» имелось в виду очищение от внешней загрязнённости, то обращение было бы ко всем людям, а не только «людям Дома». Ведь стремление к внешней чистоте является естественным для мусульманина, а не чем-то исключительным, что вызвало бы хвалу Всевышнего, упоминание в Коране и указание на ограничение только «людьми Дома».
Источник: книга ИМАМАТ И ИМАМЫ
1) Маджма’ аз-зава’ид.: Т.9, С.167
2) Коран: сура 9, аят 125