Почему Повелитель верующих не выступил с мечом после событий Сакифы?

Ашас ибн Кайс разгневался и сказал: „Что помешало тебе, сын Абу Талиба, когда люди присягнули Абу Бакру, Умару, а затем Усману, сражаться с ними и обнажить против них меч? Ведь в каждой своей проповеди ты, прежде чем сойти с минбара, говоришь: «Клянусь Аллахом, я ближе к людям, чем они сами к себе, и был я угнетён с тех пор, как скончался Мухаммад(с)!»“

Али(а) сказал: „О Ибн Кайс, ты спросил, так постигни ответ! Не трусость остановила меня и не страх встречи с Господом, но не сделал я этого из-за приказа Посланника Аллаха(с) и его завета со мной! Посланник Аллаха(с) сообщил мне, как его община поступит со мной после его смерти. Не найдётся того, кому было бы известно об этом лучше меня, когда увидел я это воочию, и не было никого, кто был бы подобно мне убеждён в этом до того, как это произошло. Я спросил его: «О Посланник Аллаха, как ты велишь мне поступить, когда это произойдёт?» Посланник Аллаха(с) сказал: «Если ты найдёшь себе помощников, то борись [против угнетателей], а если не найдёшь, то воздержись и не проливай свою кровь, пока не найдёшь тех, кто окажет тебе поддержку в утверждении религии, Книги Аллаха и моей сунны!»

Он сообщил мне, что община покинет меня, присягнёт другому и последует за ним. Он поведал, что я по отношению к нему подобен Харуну по отношению к Мусе, а его община, [разделившись], уподобится тем, кто последовал за Харуном, и тем, кто последовал за тельцом. Муса сказал: «О Харун! Что помешало тебе, когда увидел ты, что сбились они [с пути истинного], последовать [примеру] моему? Неужели ослушался ты приказа моего?» Сказал [ему Харун]: «О сын матери моей! Не хватай за бороду мою и не [тяни за волосы на] голове моей! Поистине, я боялся, что скажешь ты: „Внёс ты раскол среди сынов Израилевых и не исполнил слова моего[1]“». Он также сказал: «Поистине, люди сочли слабым меня и были близки [к тому, чтобы] убить меня[2]». Муса, оставляя Харуна своим наместником, велел ему, если собьются они с пути, сражаться с ними, если найдёт он себе помощников. Если же нет, то следовало ему воздержаться, не проливать крови своей и не создавать среди них разделения. И страшился я услышать подобное из уст моего брата Посланника Аллаха(с): «Почему ты разделил мою общину и не последовал моему завету не сражаться с ними, если не найдёшь сторонников, и не проливать свою кровь, кровь твоей семьи и твоих шиитов?»

Когда Посланник Аллаха(с) скончался, люди последовали за Абу Бакром и присягнули ему, в то время как я был занят омовением и захоронением тела Посланника Аллаха(с), а после — [собранием] Корана. Я поклялся, что не отвлекусь я ни на что, кроме молитвы, пока не соберу его в книгу [единую], и я сделал это. Затем, взяв с собой Фатиму и сыновей своих Хасана и Хусейна, я обошёл дома всех участников битвы при Бадре, обладателей заслуг в прошлом из числа мухаджиров и ансаров, заклиная их Аллахом относительно моего права и призывая их оказать мне помощь! Никто не ответил на мой призыв, кроме четверых мужчин: Салмана, Абу Зарра, Микдада и Зубейра, и не осталось никого из моей семьи, с кем бы я мог выступить, и кто поддержал бы меня, ибо Хамза был убит в Ухуде, а Джафар — в Муте! Остались лишь двое грубых, немощных, жалких и слабых — Аббас и Акиль, которые лишь недавно избавились от неверия! Люди вынудили меня [отбросить борьбу], и сказал я, подобно Харуну: «Поистине, люди сочли слабым меня и были близки [к тому, чтобы] убить меня[3]». В Харуне для меня — пример благой, а в завете Посланника Аллаха(с) — довод сильный!“

Ашас сказал: „То же случилось и с Усманом: он воззвал к людям о помощи, но не найдя себе сторонников, он опустил руки и был убит угнетённым!“

Али(а) сказал: „Горе тебе, Ибн Кайс! Даже когда люди сочли меня слабым и были готовы меня убить, если бы они сказали: «Что бы ни произошло, мы убьём тебя!», я бы воспротивился этому, даже если бы я не нашёл помощников! Но они сказали мне: «Если ты присягнёшь, мы оставим тебя, проявим уважение к тебе, приблизим и окажем почтение, а если ты откажешься, мы убьём тебя!» И не найдя себе помощников, я присягнул им, но присяга моя не означает признания наличия у них прав [на власть]!

Если бы Усман, когда воззвали к нему люди: «Откажись от власти!», сделал бы это, не убили бы они его, но отказался он, не стал сражаться против них, и убили они его! Клянусь, если бы он оставил власть, то стало бы это благом для него, поскольку он получил её, не имея на это права, приписывая себе то, чего у него не было. Он сам поспособствовал своему убийству!

Горе тебе, о Ибн Кайс! Был Усман одним из двух: либо призвал он мусульман помочь, но они отказали ему, либо же мусульмане желали ему помочь, но он отвратил их от этого. Но не было дозволено ему отвращать мусульман от помощи имаму ведомому и ведущему, [если бы он был таковым], что не привносил в религии новшеств и не покрывал нововведенцев! Горе ему, когда он воспрепятствовал им, и горе им, когда они подчинились ему! Либо же они посчитали, что он не достоин помощи из-за его несправедливости, нечестия и правления, противоречащего Корану и сунне!

С Усманом было более четырёх тысяч человек: его семья, друзья и соратники; и если бы пожелал он помешать своим убийцам, то сделал бы это! Так почему же он воспрепятствовал, не дав им помочь ему? Если бы в тот день, когда люди присягнули Абу Бакру, нашёл я сорок человек, что подчинились бы мне, непременно, я стал бы сражаться против них! Когда же присягнули люди Умару и Усману, не стал бы я это делать, поскольку [внешне] присягнул я им тоже, и не из тех людей я, что нарушают присягу!

Источник: книга «Тайны рода Мухаммада»


[1] Священный Коран. 20:92–94.

[2] 7:150.

[3] Священный Коран. 7:150.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.