С разных точек зрения философия и мудрость в общем смысле имеют различные виды (деления). Но если будем иметь в виду их метод и направление, то они сводятся к четырем категориям: дискурсивная мудрость, иллюминативная мудрость, эмпирическая (опытная) мудрость, диалектическая мудрость.
Дискурсивная мудрость основывается на силлогистике и доказательстве. Она имеет дело только с меньшей и большей посылкой, выводом и следствием, контрарными и контрадикторными суждениями и т.п.
Иллюминативная мудрость имеет дело не только с аргументацией, она в большей степени имеет дело с вкушением, вдохновением и озарением. Она больше вдохновляется душой, чем разумом.
Эмпирическая (опытная) мудрость — это та, которая не имеет Дела ни с разумом и силлогистическими аргументами, ни с душой и Душевными вдохновениями. Она исключительно имеет дело с чувством, опытом и экспериментом, т.е. она, устанавливая связь между результатами наук, являющимися продуктами опыта и эксперимента, придает им форму мудрости и философии.
Диалектическая мудрость есть мудрость дискурсивная и доказательная. Но предпосылками аргументации в этой мудрости являются вещи, которые логиками называются «общепринятыми» посылками и «допущениями».
Раньше в общем разделе логики при изложении темы «Пятеричное искусство» мы говорили, скольких видов бывают предпосылки доказательства. В их ряду есть доказательства, которые называются «самоочевидными» первичными и «допущениями». К ним, например, относится суждение: «Две вещи, равные третьей вещи, равны между собой», что по-арабски звучит: «мусави ал-мусави мусавин». Таково и суждение: «Невозможно, чтобы два противоречащих суждения в одно и то же время были бы истинными». Такие суждения принадлежат к числу самоочевидных посылок. Но суждение: «Безобразно, когда человек в присутствии других зевает» — относится к посылкам допущения.
Ссылка на самоочевидные первичные посылки и аргументация при их помощи называется «доказательством». Ссылка же на допущения и аргументация ими считается частью диалектики. Стало быть, диалектическая мудрость есть мудрость, которая аргументирует мировые и общие проблемы допущениями.
Фундамент аргументации мутакаллимов главным образом зиждется на том, что такая-то вещь безобразна, а такая-то — прекрасна. Мутакаллимы строят всю свою аргументацию на основе рационального прекрасного и рационального безобразного.
Мудрецы считают, что все прекрасное и безобразное связано с кругом жизни человека. О Боге, мире и бытии невозможно судить по этим критериям. По этой причине философы называют калам диалектической мудростью.
Философы убеждены, что основные принципы религии лучше поддаются аргументированию посредством доказательных самоочевидных первичных посылок, нежели через общепринятые и диалектические посылки. Поскольку в эпоху ислама, особенно среди шиитов, философия без отказа от своей задачи свободного обсуждения вопросов и без предварительного обязательства защищать святость ислама наилучшим образом утверждала исламские принципы, постольку диалектическая мудрость усилиями таких мыслителей как Хаджа Насираддин Туси получила оттенок дискурсивной и иллюминативной мудрости, и калам оказался под лучами философии.
Опытная философия, безусловно, чрезвычайно важна. Но изъян этой философии сводится к двум моментам. Один из них сводится к тому, что круг опытной философии ограничивается опытными науками, а опытные науки ограничиваются осязательными и конкретно-чувственными проблемами, в то время как философская нужда человечества вращается вокруг более широких проблем, чем проблемы сферы опыта.
Например, когда мы дискутируем вопрос о начале времени, о конце пространства, об исходном начале причин, то каким образом в лаборатории и под микроскопом достигнем своей цели? Поэтому опытная философия не смогла насытить философскую потребность человечества, и была вынуждена в основных философских вопросах избрать путь молчания. Другой изъян опытной философии состоит в том, что ограниченность и зависимость от природы опытных вопросов сделала их ценность до такой степени шаткой, что сегодня уже очевидно, что опытные научные вопросы обладают только временной ценностью, и в каждый момент ожидается их упразднение. Мудрость, основанная на эксперименте, по своей природе является шаткой и в результате не удовлетворяет одну из основных потребностей человечества, т.е. его потребность в уверенности и истине. Уверенность и истина возникают в тех вопросах, которые имеют математическую и философскую отвлеченность. Математическая и философская отвлеченность может быть объяснена только в философии.
Остается разъяснить сущность дискурсивной и иллюминативной философии. Вопросы, которые будут дискутированы на будущих уроках, помогут нам разъяснить сущность этих двух философий и определить их ценность.
Источник: книга «Философия и калам»