Одним из качеств имама является его непогрешимость.
Непогрешимым называют того, кто не подвержен совершению
грехов и прегрешений, ошибок, в том числе даже по
забывчивости. Имамы должны быть непогрешимы по той же
причине, что и Пророк. Ведь имам – это наследник Пророка и
тот, кто продолжает его дело. Если наследник Пророка не будет
непогрешим, то кто же выступит авторитетным гарантом
защищённости истинных шариатских законов и правил,
ниспосланных для руководства людьми? И божественная
милость тогда не будет проявлена в полной мере.
Основными признаками непогрешимого человека являются
следующие:
- в его убеждениях отсутствуют неточности или искажения;
- его понимание вопросов веры и религиозных истин
безупречно; - при получении и хранении знаний, в том числе по вопросам
веры, он лишён ошибок по забывчивости, небрежности и т.п.; - не имеет неточностей и искажений в передаче людям
знаний о божественных законах и правилах; - его жизнь есть пример следования законам Шариата и нет в
ней дел неправедных, как и вообще ничего, противоречащего
божественным законам.
Секрет непогрешимости
Непогрешимость Пророка (с) и имама совсем не означает, что в их природе нет фактора
греховности и способности совершать неверные поступки, или,
что если они вознамерятся совершить нечто греховное, то
Всевышний Аллах сам или через ангелов лишит их преимуществ.
Нет. Непогрешимым свойственны те же чувства, что и всем
другим людям, в том числе гнев, чувственность и др. Они также
как и все могут совершать нечистые дела. Тем не менее, они избегают грехов. Секрет их непогрешимости кроется в двух обстоятельствах:
- они имеют абсолютную и безусловную веру в Аллаха
Всемогущего, в загробный мир, в рай и ад, в подсчёт дел, в
Богооткровенную книгу и в воздаяние за дела; - их способность к созерцанию сути вещей,
проявляемая также как духовное видение или интуиция,
позволяет видеть последствия нечистых деяний и ошибок. Эта
способность дарована им Всевышним как особая милость.
Знания, получаемые в результате такого прямого видения сути
вещей и причинно-следственных связей поступков людей
удерживают их от недостойных деяний, ошибок, небрежности и
забывчивости.
Кроме того, их физическая структура, мозг и нервы созданы
таким образом, что позволяют получать реальную картину мира
посредством прямого видения сути вещей и событий, облекать
своё видение в точные слова и передавать их людям. И эта
особенность непогрешимых является милостью Всевышнего
Аллаха и доказательством Его одобрения.
Хадисы о непогрешимости
Разум, логика и рациональные доводы являются одними из
главных доказательств непогрешимости имамов. Кроме того,
известно множество хадисов, наглядно демонстрирующих, что
непогрешимость есть одно из неотъемлемых качеств имамов.
Так, к примеру, имам Риза (а) сказал: «Имам – он
чист от грехов и лишён недостатков, он обладает особым
знанием, его признаки – разум и смирение. Он – устройство
религии и достоинство мусульман, гроза лицемерам и погибель
неверным»1
. В продолжении этого хадиса имам Риза (а)
говорит: «Когда Пресветлый Аллах избирает слугу для
управления делами предавшихся Ему, Он, для выполнения этой
задачи, отверзает его грудь и сердце его делает струящимся
источником мудрости. Он всегда вдохновляет его всеми
необходимыми знаниями, и потому [имам] никогда не
испытывает сложностей с ответом на любой вопрос и в
изречении истины не знает усталости. Итак, он чист от грехов и
защищён от ошибок и погрешностей, всегда Аллах смотрит на
него с одобрением и поддержкой. Аллах наделил его этими
особенностями, чтобы явить доказательство слугам своим и
сделать его свидетелем над творениями. Это есть божественная
милость и не всем желающим она дана. Ведь Аллах – обладатель
великих милостей»2
.
Имам Садик (а) поясняя признаки и качества имама,
сказал: «Имам – он избранный из рода Мухаммада (с) и никогда не оставляет
Аллах его своим вниманием и благосклонностью. Он хранит его
под своим покровительством, сети шайтана и врагов от него
отводит, защищает от злых наветов, укрывает от несчастий, не
поскользнётся он и не ошибётся, дурной нрав и помыслы не
коснутся его»3
.
Повелитель правоверных Али (а) сказал:
«Величайший ранг правления имама, повиновение которому
обязательно, тот, когда им достигнута непогрешимость, чистота
от ошибок, прегрешений и заблуждений, намеренных и
ненамеренных проступков, великих и малых грехов. Он тот, кто
не касается дел неправедных, он не из числа людей забав,
развлечений, игр и увеселений»4
Источник: книга «ИМАМАТ И ИМАМЫ«
1)Осул-е кафи Т.1 , С.200
2)Осул-е кафи Т.1 , С.202
3)Осул-е кафи Т.1 , С.204
4) Бихар аль-анвар Т.3 , С.68