Если жизнь Имама разделить на пять периодов, то первый его период – это жизнь Имама до миссии Пророка. К моменту провозглашения Пророком Ислама новой религии Имаму было не больше десяти лет, т.к. когда Али родился, Пророку было уже тридцать, а в сорок лет на него была возложена пророческая миссия.
Самое важное для Имама в этот период жизни – это формирование его личности при непосредственном участии Пророка Ислама (с). Для каждого человека детство считается самым важным временем. Личность ребёнка в этот период схожа с белым листом, готовым принять любой образ, который на нем изобразят. Ребенок является благодатным материалом для наставников, воспитывающих в нем высокие нравственные качества, а также направляющих его на правильный путь для обретения благополучия. Ради этой столь высокой цели Пророк Ислама (с) взял на себя ответственность за воспитание Имама Али (а) после его рождения. Когда мать Имама принесла младенца Пророку, она увидела, как с первых же дней он проявил к нему большую любовь.
Пророк попросил её, чтобы колыбель Али поставили рядом с его кроватью. Так, с первых же дней своего рождения жизнь Имама была окружена особой любовью Пророка. Кроме постоянного покачивания колыбели спящего Али, Пророк иногда омывал его тело, поил молоком и в своих словах о нем проявлял нежность. Иногда он прижимал его к груди и говорил: «Этот младенец – мой брат и в будущем он будет моим наместником и мужем моей дочери». Из-за сильной любви к Али Пророк никогда не разлучался с ним и всякий раз, покидая Мекку для богослужения, он брал Али с собой в качестве младшего брата или же любимого сына.
Результатом всех этих забот было формирование в Али особых душевных свойств, которое возможно лишь под влиянием Пророка. Сам повелитель правоверных Али (а) в своих изречениях так вспоминает об особом услужении Пророка: «Вам известно мое отношение к посланнику Аллаха (с) — по родству близкому и положению избранному. Поместил он меня в своих покоях, когда я был ребенком, он прижимал меня к своей груди, и укладывал в своей постели, так что (присутствие) тела его я ощущал, и запах его распознавал. Он прожевывал что-то (из пищи) и потом мне давал»[1]. Пророк Ислама (с) забирает Али (а) к себе в дом
Бог пожелал, чтобы великий покровитель его религии вырос в доме Пророка, и все внимание Пророка направляет к нему. Исламские историки пишут: «В один год в Мекке была небывалая засуха. У Абу Талиба, дяди Пророка, появились семейные и материальные проблемы. Пророк договорился со своим вторым дядей Аббасом, чьё материальное состояние было лучше, чем у Абу Талиба, чтобы каждый из них забрал себе одного из детей, и таким образом, разрешились бы проблемы Абу Талиба. Поэтому Аббас забрал себе Джафара, а Пророк забрал Али.
На этот раз Али уже полностью был под попечительством Пророка и перенял от Пророка высокие человеческие нравственные качества, и под руководством Пророка смог достичь в них наивысшего уровня. Сам Имам, вспоминая об особой заботливости Пророка, говорит: «И следовал я за ним следованием верблюжонка за матерью его, и каждый день он являл мне очередную из своих добродетелей, и, повелевая мне за ним следовать»[2].
Имам Али в пещере Хира
Перед началом своей миссии Пророк Ислама (с) один месяц в году уединялся в пещере Хира для богослужения, затем, возвращаясь, шёл в сторону Масджид-уль-харама и семь раз обходил вокруг Каабы, а потом уже шел домой. Здесь появляется такой вопрос: если Пророк так сильно любил Али, то брал ли он его с собой для богослужения или же оставлял его в этот период? Всё указывает на то, что с того времени, как Пророк Ислама (с) забрал Али к себе в дом, он никогда не оставлял его. Историки пишут: «Али был так привязан к Пророку, что куда бы Пророк ни пошёл, он всюду брал его с собой».
Ибн Аби-аль-Хадид говорит: «Достоверные предания указывают на то, что, когда Джабраиль в первый раз явился к Пророку и объявил ему о пророческой миссии, Али был рядом. Этот день был одним из дней того месяца, в который Пророк уединялся в пещере Хира для богослужения».
Сам повелитель правоверных по этому поводу говорит: «И каждый год он отправлялся к горе Хира, и я наблюдал за ним, и никто не видел его, кроме меня»[3].
Возможно, это выражение свидетельствует о сопровождении Пророка после миссии, но некоторые факты указывают на то, что Пророк большую часть времени проводил в Хире до миссии, и это выражение относится именно к этому периоду.
Внутренняя чистота Али (а) и его воспитание в доме Пророка Ислама (с) привели к тому, что его сердце, внутренний взор и слух воспринимали то, что для обычного человека невозможно. Имам по этому поводу говорит: «Наблюдал я свет откровения и посланничества и внимал запаху пророчества»[4].
Имам Садик (а) говорит: «Повелитель правоверных ещё до миссии Пророка Ислама (с) слышал голос ангела откровения, предназначенный для миссии».
В важный и волнующий момент ниспослания откровения Пророк сказал Али: «Если бы я не был последним Пророком, то ты был бы удостоен этого великого поста; ты мой наместник и ты повелитель правоверных».
Имам Али по поводу скрытых голосов в детстве говорит: «И слышал я стон шайтана, когда ниспослано было откровение Пророку — да благословит Аллах его и его род — и сказал я: о, посланник Аллаха, что это за стон? Он сказал: это шайтан, отчаявшийся в том, чтобы ему поклонялись. Поистине, ты слышишь то же, что и я слышу, и видишь то же, что и я вижу, только разве что ты не Пророк, но, воистину, ты — наместник, и, воистину, ты – на пути добра[5].
Источник: http://alhassanain.org
[1]- Хутба,192 из Нахдж-аль-балага.
[2]- Хутба 192.
[3]- Хутба 192.
[4]- Хутба, 192.
[5]- Хутба, 192.