Одна из исламских наук — это наука калам. Наука калам есть наука об исламских воззрениях, т.е. о том, в чем, с точки зрения ислама, следует быть убежденным и во что необходимо верить. Она, изучая исламские воззрения, таким образом, разъясняет их, доказывает и защищает.
Исламские ученые говорят, что совокупность исламских учений состоит из трех частей:
1. Часть воззрений, т.е. проблемы и просвещения, которые надо знать, в которых необходимо быть убежденным и следует верить, как проблемы единобожия, атрибутов сущности Всевышнего Бога, общего и особенного пророчества[1] и некоторые другие вопросы. Исламские секты, несомненно, в определенной мере имеют разногласия по поводу того, что относится к принципам религии, и того, во что необходимо веровать и быть убежденным.
2. Часть этики, т.е. проблемы и предписания о том, «каков должен быть человек» с точки зрения духовных качеств и духовных свойств, вроде справедливости, благочестия, доблести, целомудрия, мудрости, непоколебимости, верности, искренности, честности и др.
3. Часть догм, т.е. проблемы, связанные с действием и деятельностью, с тем, какие дела каким образом следует осуществлять, вроде молитвы, поста, хаджа, джихада, повеления одобряемого и запрещения порицаемого, торговли, аренды, брака, развода, раздела имущества и др.
Наука, ответственная за исследование проблем первой части есть наука калам. Наука, ответственная за изучение проблем второй части, называется наукой этикой. А наука, обязанная анализировать проблемы третьей части, названа наукой фикх. То, что разделено в этой классификации, — это исламские учения, т.е. то, что является частью исламского контекста, а не частью исламских наук, которые охватывают также вещи, являющиеся предпосылками исследования об исламских учениях, как литература и логика, а иногда и философия.
Во-вторых, в этой классификации обращено внимание на причину связи исламских учений с человеком. Вещи, связанные с человеческим интеллектом и мышлением, названы воззрениями; вещи, относящиеся к человеческим нраву и характеру, — этикой; вещи же, связанные с действием и деятельностью человека, — фикхом.
Как скажем на уроках по универсальным проблемам фикха, хотя наука фикх, с точки зрения, обсуждаемой факихами, есть одна единая наука, тем не мене, с другой точки зрения, она охватывает многочисленные науки. Во всяком случае, калам есть наука об исламских воззрениях. В прошлом его также называли наукой о принципах религии, или наукой о единобожии и атрибутах.
Возникновение науки калам.
О начале науки калам и о том, когда она возникла среди мусульман, невозможно высказать единую точку зрения. Не подлежит сомнению только то, что часть каламистских проблем, таких как проблемы фатальности, свободы воли и справедливости, среди мусульман обсуждалась уже во второй половине первого века хиджры. Возможно, первым официальным центром этих обсуждений был учебный центр Хасана Басри, умершего в 110 г. хиджры. Среди мусульман упоминаются две личности из Деятелей второй половины первого века, которые усиленно защищали идею суверенности и свободы человека. Это Ма’бад Джухани и Гайлан Дамашки, которые противодействовали тем, кто был сторонником идеи фатальности (джабр). Верующие в идею суверенности и свободы стали известны под именем «кадариты», а отрицавшие ее — под названием «джабариты».
Противоречие этих двух групп постепенно распространилось на целый ряд других проблем в области теологии, естествознания, обществознания и некоторые проблемы человека и воскресения. Вопрос о фатальности и суверенности был одним из тех вопросов, которые составляли предмет противоречия между этими течениями. Кадариты в эти времена стали называться мутазилитами, а джабариты — ашаритами. Западные востоковеды и их восточные последователи настаивают на том, что начало дискурсивных споров в исламском мире относится к этому периоду.
Но истина состоит в том, что дискурсивные споры об исламских принципах, начавшись с самого священного Корана, продолжались и разъяснялись в Хадисах пророка (с) и особенно в проповедях повелителя мусульман Али (а). Хотя стиль и метод этих споров отличается от стиля и метода исламских мутакаллимов.
Источник: http://alhassanain.org
1) Общее пророчество — пророчество вообще, особенное пророчество — пророчество Мухаммеда ибн Абдуллаха {примечание переводчика).