У непорочных имамов дома пророка (а) имелась книга «Джами’а». История этой книги такова:
Все божественные откровения посланника Аллаха каждый вечер записывал Али (а)
Посланник Аллаха говорил: «О, Али! Записывай все, что я тебе говорю». Имам отвечал: «О, посланник Аллаха вы боитесь, что я забуду что-либо?» на что посланник Аллаха отвечал: «Нет, ибо я просил Аллаха, чтобы ты ничего не забывал, но записывай для своих сотоварищей».
Али сказал: «Кто мои сотоварищи?» пророк Ислама указал на маленького ещё тогда Хасана сына Али и сказал: «Он первый из них», затем посланник Аллаха указал на маленького Хусейна и сказал: «Второй из них он и девять из потомства Хусейна».
(«Бихар аль Анвар» том 36 стр. 232).
Имам Али записывал все, что говорил ему посланник Аллаха на специально обработанной шкуре верблюда. (обработанная шкура верблюда приобретала форму подобие бумаги и была на много порчнее обычной бумаги, так в Мешхедском музее «Разави» ныне хранится Коран, написанный на подобной шкуре верблюда). Все записанное Али получило название «Джами’а». В преданиях приводится, что «Джами’а» имела 70 «зара» (т.е. мера длинны, 1 зара равна примерно расстоянию одного локтя). Более 17 сподвижников имамов, до имама Рида (а) видели книгу Али — «Джами’а».
У непорочных имамов были помимо «Джами’а», «мусхаф» Али (т.е. Коран, записанный Али вместе с вахий байяни т.е.толкованием аятов, другими словами первым в истории Ислама тафсиром). Непорочные имамы приводили хадисы для шиитов как из книги «Джами’а» так и «Мусхаф», так же давали толкования коранических аятов, шииты же записывали все в подробностях, не пропуская ни одного слова, ни одну букву.
Хадисы записывались шиитами, и число книг по различным наукам достигло числа 400, т.е. получило название «усуль 400» или (основы 400). Несомненно, число книг затем было более того, но название 400 основ закрепилось за этими книгами. Книги усули были небольшими книгами, так в частности в тегеранском университете хранятся некоторые из этих книг, получившие названия как «Асль Усфури».
Первым, кто собрал в один сборник и упорядочил хадисы из книг «Усуль арб’а ми’а» т.е. (400 основ), был Кулайни (умер в 329 л.х.) он привел в своей книги «Аль Кафи» только небольшую часть из целого и огромного комплекса сборников хадисов и традиции имамов. В течении 20 лет Кулайни путешествовал и собирал хадисы от Нишабура до Багдада. (Риджаль Наджаши стр. 266). Книга «Аль Кафи» числом хадисов превосходит все 6 суннитских книг вместе взятых.
Вторым человеком, собравшим в один сборник хадисы из «Усуль арб’а ми’а» т.е. (400 основ), был шейх Садук (умер 381 л.х.) Им собраны хадисы в 200 томах (с.м. мукаддама «Ман ла яхзурухуль факих» комментарий Али Акбар Гаффари).
После него шейх Туси (умер 460 л.х.) собрал из сборника ««Усуль арб’а ми’а» хадисы, этот труд Туси получил название «Истибсар» и «Тахзиб аль Ахкам». Таким образом, эти четыре книги т.е. «Усуль Кафи», «Ман ля яхзурухуль факих», «Истибсар» и «Тахзиб аль Ахкам» получили название среди шиитов как книги «усуль арб’а».
Очень важно то, что наши ученые со времен шейха Садука делили хадисы на две категории, хадисы, относящиеся к фикху, и хадисы, относящиеся к другим наукам. В области фикха наши ученые имели свой особый подход и метод, так в частности Шейх Садук в своем объемистом труде (в двести томов!) приводит хадисы от людей, от которых уже не приводит хадисы в другом грандиозном своем труде «Ман ля яхзурухуль факих». Шейх Туси в тафсире Корана «Тибъян» приводит хадисы от людей подобно Абдалла ибн Зубайр и Айша, но в книге «Истибсар» и «Тахзиб» (книги по фикху) не приводит от них ни одного хадиса.
Если сравнить «Сахих» Бухари даже без рассмотрения достоверности передатчиков их, с «Аль Кафи» Кулайни то можно проследить следующее.
1 Сам Бухари родился 194 году л.х. (т.е. 810 году и умер 870 году) т.е. 256 л.х. Разница между Бухари и временем посланника Аллаха более 249- 250 лет. Самое большее, Бухари видел только некоторых из табеинов, но даже не застал сахабов.
Передатчики Бухари.
Мы возьмем, к примеру, хадис записанный в книге «Сахих» Бухари под номером № 1353
От Абдана сообщил ему Абдалла что сообщил Лейс ибн Саид сказал Ибн Шахаб ибн Абд ар Рахман ибн Кааб ибн Малик от Джабира ибн Абдалла что он сказал что посланник Аллаха далее хадис…
Итак от Абдана до Джабира всего три передатчика. Потом хадисы передавались среди суннитов устно в течении более ста с лишним лет. Только в период халифа Умара ибн Абд аль Азиза был снят на запрет передачи и записи хадисов.
Теперь посмотрим, передатчики в «Аль Кафи» шейха Кулайни том 1 раздел «Бабу истимал ильм»
Передатчики Кулайни
Хадис № 1
Мухаммад ибн Яхья от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Хаммада ибн Исы от Умара ибн Узайны от Абана ибн Аби Айяша он от Сулайма ибн Кайса Халали что он сказал: «Слышал от повелителя правоверных»… далее следует хадис.
Особенность этого хадиса в том, что книга Сулайма ибн Кайса была написана ещё в период имама Али и была как достоверная подтверждена нашими непорочным имамами. Эта книга была передана Сулеймом ибн Кейсом непосредственно в руки Аби Айяша, который сделал копии с этой книги, и одна из копий была передана Умару ибн Узайну который также сдела копии с книги и одну из копий передал Хаммаду ибн Исе, тот передал эту книгу Ахмаду ибн Мухаммаду который передал эту книгу Мухаммаду ибн Яхье. Книга Сулейма ибн Кейса попала в руки Кулайни непосредственно от Мухаммада ибн Яхьи. Таким образом, достоверность книги подтверждается непрерывностью передатчиков её подобно передатчиков хадисов. Поэтому Кулайни часто приводит хадисы ссылаясь на имеющиеся у него книги как например книга Сулейма ибн Кейса с передатчиками тех людей через которых эта книга попала к нему.
Наши ученые подобно аятолле Бруджерди и аятолле Хои (да будет доволен ими Аллах!) глубоко и всесторонне изучали санад и «матн» текст хадисов, они приложили столько усилий в этой области, что человек просто физически более не в состоянии исследовать более глубоко и всесторонне. Если, кто пожелает познать фикх, который принес посланник Аллаха, то только через исследования и изучения шиитского фикха, может познать его в полной и всесторонней форме.
В хадисах помимо фикха наибольшее исследование и глубокий анализ этих преданий сделал алламе Шуштари в своих ценных книгах как «Бахдж Сабага фи шарх Нахдж аль Балага», «Аль Ахбар ад Дахилийя».
Среди шиитских ученых необходимо отметить алламе Маджлиси, который много сделал для сохранения традиции посланника Аллаха.
«Бихар аль Анвар» 110 томный сборник хадисов, собранный им.
Здесь нам бы хотелось выделить, некоторые древние шиитские книги как:
1 «Аль Из(д)ах» автор ибн Шаззан (умер 260 лунной хиджры) Он (ибн Шаззан) был сподвижником 4-х имамов, имама Риды, Джавада Хади и Аскари (а)
2 «Басаир ад Дараджат» автор Аби Джафар Мухаммад ибн Хасан Ас Сафар (умер 290 л.х). Он был сподвижником имама Хасана Аскари (а)
3 «Тафсир Фурат» автор Ибн Ибрахим аль Куфи. Он жил в период имама Джавада (а) Этот шиитский ученый признан достоверным в передаче хадисов не только среди шиитов, но и среди суннитов. (В частности Хаким Хаскани ханафи очень ценил и уважал его).
4 «Тафсир Кумми» автор Абу аль Хасан Али ибн Ибрахим ибн Хашим аль Кумми. Он жил в период имама Хасана Аскари (алейхи салам!)
5 «Ат Туахид» автор Бабувейх Кумми известный как шейх Садук. Известно, что отец шейха Садука был учеником и сподвижником имама Аскари, сам Садук родился после дуа сделанного его светлостью имамом Махди (алейхи салам!) Садук автор знаменитого сборника хадисов «Ман ла яхз(д) урухуль факих» (одна из 4 основных шиитских сборников хадисов).
6 «Китаб Сулайм ибн Кейс Куфи Хилали» или «Асрар Али Мухаммад» автор Сулейм ибн Кейс, сподвижник имама Али, Хасана ибн Али, Хусейна ибн Али, Зейн аль Абидина (Али ибн Хусейна) и имама Бакира Мухаммада ибн Али (а) Интересно, что многие хадисы, записанные в этой книге о достоинстве Ахл аль Байт (а) через многие годы в точности приводит Ахмад ибн Ханбал в своем «Муснаде».
7 «Аль Махасин» автор Аби Джафар Ахмад ибн Мухаммад аль Барки (умер 274 лунной хиджры) сподвижник имама Риды имама Джавада и Хади (а)