28 сафара по лунному летоисчислению одновременно отмечаются две скорбные даты: годовщина кончины Посланника Аллаха Мухаммада (с) и годовщина мученической смерти его любимого внука Хасана (а). В эти дни мусульмане всего мира скорбят по случаю утраты этих двух великих и выдающихся личностей. Его светлость был предан мученической смерти в 50 году по лунной хиджре 28 сафара в результате заговора. Мы выражаем всем мусульманам мира, нашим уважаемым радиослушателям и истинным последователям Посланника Аллаха Мухаммада (с) соболезнование по случаю этой горькой утраты.
В последние минуты своей короткой, но плодотворной жизни Имам Хасан позвал к себе брата своего Имама Хусейна (а) и сказал ему: «Я чувствую себя в первый день своей загробной жизни и в последний день жизни бренной. Свидетельствую, что нет Бог кроме Аллаха. Един Он и нет Ему сотоварищей и только Он достоин поклонения. Тот, кто подчиниться воле Аллаха и будет поклоняться Ему обретет спасение, а каждый, кто ослушается Его окажется в заблуждении. Каждый, кто раскается пред ним в грехах своих, будет направлен на путь Истины.
О, Хусейн! Похорони меня рядом с нашим дедом пророком Мухаммадом, при условии, что никто не станет препятствовать этому. Если тебя заставят отступиться, не настаивай, потому что я не согласен, чтобы из-за этого пролилась хотя бы капля крови». Когда приспешники семейства Омейядов, узнав, что Имама Хасана хотят похоронить рядом с его дедом Пророком Мухаммадом (с), воспрепятствовали похоронной процессии, Имам Хусейн похоронил своего брата Хасана (а) на кладбище Бакы. Предавая тело Имама Хасана земле, Имам Хусейн (а) сказал:
«Я проливаю слезы скорбя по твоей кончине, и печаль моя от разлуки с тобой будет долгой».
Из числа незначительной группы людей, чье имя в истории числится в списке пересказчиков хадисов от самого Пророка Мухаммада (с) в первых рядах числиться Имам Хасан. Первые 8 лет своей жизни Имам Хасан провел рядом со своим любимым дедом пророком Мухаммадом (с). Внимательно вчитываясь в слова Посланника Аллаха, которые порой были смешаны с Божественными откровениями, он внимал им и затем передавал другим. Имам Хасан (а) пересказывал ценные хадисы своего великого деда матери Её Светлости Фатиме. Согласно истории Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство) сильно любил своих внуков Хасана и Хусейна. Абу Хурайра рассказывает, что часто слышал как, указывая на Имама Хасана, пророк Мухаммад (с) говорил следующие слова:
«О всемогущий Аллах! Воистину я люблю его. Так люби и Ты каждого, кто любит его».
В лексических словарях слово «карим» переводится как щедрый и великодушный. Имам Хасан прославился в народе как великодушный непорочного семейства Пророка Ислама . Он был очень щедрым и великодушным человеком и смотрел на людей с позиции благородства и великодушия. Он прилагал огромные усилия, чтобы помочь бедным и нуждающимся и на этом пути использовал все имеющиеся возможности. Он непосредственно или через кого-либо усердствовал на пути устранения нужд страждущих, чтобы устранить хотя бы одну проблему в их жизни.
Его Светлость Имама Хасана (а) спросили о смерти. Он ответил: «Для верующего смерть служит фактором радости, потому что они покидает дом полный трудностей и проблем — мир бренный и обретает вечные блага. Однако для тех, кто не уверовал смерть является фактором горя и печали, потому что они покидают вымышленный ими же рай и готовятся вкусить вечное пламя, которому не ведом холод». Отвечая на вопрос мужчины, который спросил о причинах не благоприятности смерти, Имам Хасан (а) ответил: «Вы погубили свой вечный мир и занялись благоустройством мира бренного. Поэтому вам не по душе покидать благоустроенные места и отправляться в развалины». Его Светлость не имел также себе равных в области науки. И был очень прославленным и знатным ученным мужем. В благословенной сути Его Светлости наука и знания били ключом словно горный родник. Его Светлость Али предлагал разрешить некоторые сложные научные вопросы, даже те которые выдвигали немусульманские ученные своему сыну Имаму Хасану (а). В некоторых случаях, чтобы показать людям научную степень своего сына Имама Хасана его светлость Али (а) задавал ему разные вопросы из различных областей, на которые он отвечал.
После мученической смерти своего отца Его Светлости Али Имам Хасан (а) возглавил политическое и духовное руководство мусульман, встав во главе имамата. Исламское общество в тот период пребывало не в совсем хороших условиях. Члены Омейядского семейства, силой и коварством захватив власть в свои руки, пытались представить неважным и малозначимым присутствие и роль непорочного семейства Дорогого Пророка Ислама в обществе. Поэтому Его Светлость Али в последние минуты своей жизни сделал очень важные наставления о важности прояснения Истины и необходимости ее защиты. Некоторые эти наставления были адресованы непосредственно его сыновьям, в том числе, Имаму Хасану (а). После мученической смерти Имама Али жители Куфы принесли присягу на верность Его Светлости Имаму Хасану (а). Однако через некоторое время, будучи устремленные к низменным и скоротечным усладам они предали свою клятву. Имам Хасан знал, что на его стороне мало преданных, честных и искренних сторонников.
Главными мерами принятыми Омейядами в целях изоляции и ослабления Имама Хасана были усилия отгородить и держать на расстоянии от него влиятельных лиц и лидеров общества. Давая пустые обещания и обманывая, им удалось сбить с истинного пути очень важных и знатных людей из сторонников Имама. Подготовив почву, Муавия объявил войну и бросил свои войска из Шама (нынешняя Сирия) в Ирак. Имам Хасан обратился к обществу встать на защиту истины, призывая их к стойкости и смелости. Однако, попавшиеся на удочку Муавии, жители Куфы, поддавшись влиянию слухов и отравленной пропаганды, побоялись выступить в бой с войском коварного Муавии. В поведении многих из них ощущался страх за свою жизнь, поэтому Муавия, сделав очередной обманный ход и помиловав куфийцев, окончательно ввел в заблуждение тех, кто сомневался.
Несмотря на то, что Имаму Хасану (а) удалось собрать четырехтысячное войско, но Муавия смог внести раскол и среди них. В результате произошел конфликт и разногласия среди командиров подразделений мусульманского войска. Все это в результате вылилось в предательство со стороны командиров. Имам Хасан (а) оказался в весьма тяжелых условиях и понял, что при сложившихся обстоятельствах война принесет исламу больше вреда нежели пользы, поэтому был вынужден заключить перемирие с Муавией. В одном из своих заявлений в этой связи Имам Хасан сказал следующее: «Если бы со мной были соратники готовые сразится с врагом ради ислама я ни за что не согласился бы пойти на перемирие с Муавией. Я не унижаю мусульман, наоборот я горжусь ими. Заключив перемирие я сохранил вам жизни. Я видел, что мои воины проявляют пассивность и не собираются воевать. А первыми, кто струсил и бежал с поле боя сегодня первыми выступают с протестом». После этого события Имам Хасан вернулся в Медину (а) и проявив терпение, проницательность и бдительность приступил к планированию новой программы.
Он превратил Медину в центр распространения исламских учений, воспитал великих ученых и пересказчиков хадисов. Со всех концов света люди стекались в Медину, чтобы утолить свою жажду в знаниях и поражались нравственным качествами и проницательности Его Светлости Имама Хасана (а). Эта интеллектуальная база играла активную роль в развитии и расцвете общественности. Имам Хасан призывал людей к целомудренности, правильному следованию религии и приверженности сунне пророка Мухаммада (с) и поощрял их к добродетели с тем, чтобы исправить дела общества.
Имам Хасан приложил немало усилий для проведения социальных реформ в частности оказания помощи бедным и нуждающимся. Идеологическая, культурная и политическая деятельность Имама Хасана (а) всегда расстраивала Муавию. До него дошли вести, что Имам Хасан возродил в сердцах мусульман память своего отца Имама Али (а). Эта весть вызвала опасения Муавии о падении его деспотического правления, поэтому он решил убрать со своего пути Имама. Разработав заговоров и реализовав его, Муавия предал мученической смерти любимого внука Дорогого Пророка Ислама Имама Хасана. В заключении мы вновь выражаем соболезнование по случаю мученической смерти Имама Хасана — любимого внука Дорогого Пророка Ислама (с) и завершаем нашу передачу его ценными высказываниями. Имам Хасан сказал:
«Погибель людей содержится в трех вещах: горделивости, жадности и зависти».
Его Светлость также изволил велеть:
«Передавай свои знания другим и перенимая знания у других, чтобы таким образом укрепить свои знания и поучиться тому чего не знал».
Источник: http://alhassanain.org