Мусульманские имамы — это яркие факелы, освещающие жизнь человека. Каждый из них представлял собой большую сокровищницу знаний и его задача заключалась в направлении человека на правильный путь — путь счастья и совершенства. Непорочные имамы помогли людям различать зло от добра и явились олицетворением божественных благ и красоты. Именно поэтому их светлые дни рождения вселяют радость в сердца их поклонников и поощряют верующих благодарить Всевышнего Создателя за его бесконечные милости.
Именно призыв к дружбе с семейством Пророка стоял во главе пророческой миссии его светлости Мухаммада (с) и он изволил сказать: «Кто умрет с любовью к моему семейству в своем сердце, тот покинет мир с совершенной верой». Когда мусульмане завоевали крупные части иранской территории, исламские войска, взяв в плен двух дочерей иранского короля Йездигерда III, отправили их в Медину. Тогдашний халиф намеревался продать их, чему препятствовал правитель правоверных его светлость Али (а) и призвал освободить и предоставить им возможность выбрать супруга. Шахрбану выбрала третьего имама его светлость Хусейна (а) и они сочетались браком. 5 шаабана 38 года по лунной хиджре у них родился второй их сын Али.
С точки зрения этого великого имама, богослужение — самое прекрасное занятие для человека. Богослужением он занимался так искренне, что ему придали прозвище «Зейнуль-абедин», т.е. «краса набожных». Именно в его искреннем богослужении и выражалась бесконечная любовь к Богу и непоколебимый монотеизм. Он говорил, что ночные молитвы могут воссоединить его с рассветом надежды и спокойствия и что поминание Господа — единственный близкий друг человека. Его светлость с точки зрения благочестия находился на весьма высоком уровне. Всегда торопился совершить благодеяние, конечно, втайне от людей. Когда путешествовал с незнакомыми людьми, не представлялся с тем, чтобы они не выделяли его и не питали к нему особого уважения из-за родства с Пророком. В его логике главная задача заключалась в воспитании честных и достойных людей. В те времена, когда было распространено рабовладение, он боролся с этим зловещим явлением собственным методом. Он выкупал многих рабов, воспитывал и освобождал их спустя год. Таким образом, он воспитывал новое поколение ученых.
Мелодичное чтение Священного Корана приятным голосом оживляет умершие сердца и готовит их к принятию истины. Имам Саджад (а), приложив большие усилия к распространению коранических наук, всегда читал коранические аяты приятным голосом. Когда он читал Коран, водоносы останавливались и прислушивались к его божественному голосу. Четвертый имам пользовался большой популярностью в народе. Арабский поэт Фарздак посвятил ему стихи, в которых говорится: «Это тот, чьи следы ноги знакомы Мекканской земли, его знают Кааба и далекие края. Он благочестив и непорочен, глаза опускаются при встрече с ним, его щедрость охватывает всех и заблуждение не пристало ему. Он мягок и не груб. Его красят терпение и благородство, он никогда не нарушает слово. Кто знает его великого отца, тот знает и его самого. Именно он наставляет людей на правильный путь. Это Али — сын Хусейна, внука Пророка».
Жизнь имама Саджада (а) можно разделить на две части: в первой части своей жизни он занимался воспитанием мусульман, обогащением исламской идеологии и борьбой с искажениями в религии. А вторая часть его жизни, после трагедии Кербела, оказалась судьбоносной и весьма поучительной. Во время исторического события Ашура и мученической смерти имама Хусейна (а) и его верных соратников четвертому имаму было 23 года. Будучи тяжело больным, ему не удалось участвовать в битве при Кербеле. Иными словами, по воле Всевышнего Создателя он остался в живых с тем, чтобы знамя ислама осталось водруженным.
На пути из Куфы в Дамаск он при каждом удобном случае выступал с проповедью и знакомил людей с фактами. Книга имама Саджада «Сахифа Саджадия» — драгоценный сборник молитв, содержащие полный курс мировоззрения и монотеизма. Когда на него оказывали давление, лишив при этом его свободы слова, он через свои молитвы передавал мусульман универсальные нравственные инструкции и качества достойной жизни. Содержание его молитв — олицетворение сознательности и справедливости. В одном месте он изволил сказать: «О, Господи, надели меня силой, чтобы победить угнетателей, надели речью, чтобы одержать победу над оппонентами при дискуссиях, надели разумом, чтобы распознать коварство врага и укоротить руки притеснителей».
Известный шиитский улем аятулла Мараши Наджафи отправил экземпляр этой драгоценной книги суннитскому улему в Египте. Изучив ее, тот выразил большую признательность отправителю, заметив, что до этого он не имел счастья ознакомиться с наследием Пророка. Он также отметил, что содержание «Сахифы Саджадия» превыше человеческих, но ниже божественных слов. Имам Саджад (а) сыграл важную роль в руководстве обществом и разрешении различных проблем. Например, в правление омеядского правителя Абд Аль-Малека были распространены плакаты с византийскими гербами, за изменение которых выступали мусульмане. В ответ на данное требование византийский император пригрозил Абд Аль-Малеку чеканкой монет с оскорбительными выражениями о Пророке ислама. Абд Аль-Малек обратился за советом к имаму Саджаду (а) и тот внес предложение о чеканке исламских монет со знаками «Аллах» и «Мухаммад — расулаллах» с целью обретения экономической независимости от византийцев. Предложение имама было принято, освободив при этом мусульман от экономической зависимости от византийцев.
Источник: http://alhassanain.org