Имам Джавад (а)

Почтение памяти великих людей, распространивших божественные ценности во всем мире, знакомит нас с миром моральных красот и ценностями . В 195 году по лунной хиджре (810 год по грег. лет.) мир озарился светом рождения имама Мухаммада Таки (а), великого человека, впоследствии получившего прозвище «джавад», то есть «прощающий». Яркой особенностью в жизни имама Джавада (а) является действительность о том, что он с детства выделялся с точки зрения знаний, красноречивости и моральных добродетелей. Он превосходил других в таких вопросах, как знания, терпение, красноречие и других морально-нравственных добродетелях. Имам Джавад (а) обладал изумительной проницательностью и мудростью, а также умением красиво выражаться. Известный историк Табарси в своей книге «» пишет: «Имам Джавад (а) еще в детстве, несмотря на свой небольшой возраст, достиг высоко уровня знаний того времени так, что на него не могли равняться даже ученые».

Одним из важных культурных деяний имама Джавада (а) было повествование хадисов и распространение знаний в различных областях. Таким образом его светлость с одной стороны способствовал распространению в обществе культуры и животворного религиозного учения, а с другой выступал с речами в соответствии с интеллектуально-культурными потребностями народа и времени. Имам Джавад ( а) оставил после себя драгоценное наследие, которое стало богатым источником для ученых и исследователей, пользуясь которым они написали множество книг и трактатов в различных областях исламских наук. Таким образом появилась благоприятная почва для распространения учения великого Пророка. Несмотря на большие препятствия, чинимые халифами династии Аббасидов, имам Джавад прилагал все свои усилия для воспитания достойных учеников и неустанно продолжал свою научную борьбу.

Вопреки политическому давлению, существовавшему в то время, история запечатлела на своих страницах имена ста видных ученых, которые были учениками имама Джавада (а) и извлекли пользу из его знаний и интеллектуального учения. Просветительская деятельность его светлости сплотила его соратников и последователей не только в Медине, но и во всем исламском мире. Благодаря религиозному влиянию имама Джавада некоторые из его сторонников занимали должности в халифате, через которых имам Джавад (а) продолжал свою социально-политическую деятельность. Доброе отношение к народу и устранение его нужд было основой в жизни семейства Пророка и имам Джавад (а) был пионером на этом пути. Его светлость изрек: «Каждый человек, имеющий три одобрительных качества, достигнет божественного положения. Первое это частая просьба о прощении, второе доброе отношение к людям и третье приношение пожертвований».

С точки зрения имама Джавада (а) служение народу приносит божественную милость, однако если кто допустит оплошность в этом деле, он лишается милости Бога. Имам Джавад говорит в этой связи: «Божьи блага распространяются только на тех, кто испытывает в Нем нужду, однако если они не будут усердствовать на пути устранения своих нужд и не будут выносливы, то подвергнут блага господние угрозе исчезновения «. Как вы, наверное знаете, имам Джавад (а) по приказу аббасидских халифов, вынужден был покинуть центр исламского учения того времени, город Медину, и поселиться в центре правления Аббасидов, Багдаде. Аббасидский правитель Маамун хотел при помощи обмана и коварства и притворяясь другом имама, сблизиться с ним. Однако осведомленность имама Джавада о политике Аббасидов и его проницательность разоблачили план Маамуна так, что он был вынужден вернуть имама в Медину. Имам Джавад (а) мужественно противостоял угнетателям, попирающим права народа и расхищающим его имущество. Эти протесты имама привели к усилению насилия аббасидов. Однако имам Джавад (а), несмотря ни на что, не переставал выступать с просветительскими речами о царящих в обществе социально-политических фактах. Осуждая насилие деспотических правителей он говорил: «Угнетатели и их пособники, а также те, кто приемлют гнет, совершают одинаковый грех».

Дозволенное имущество имеет множество благ. Однако добытое запретным путем добро лишает человека божественного счастья и ведет его опасным путем, который чреват только разочарованием и раскаянием. Имам Джавад (а), обращаясь к одному из своих соратников по имени Давуд Сарми, изрек: «О Давуд, запретное добро не увеличивается, а если и увеличивается, то не приносит пользы своему хозяину. Человек не получит божественной награды, даже если подарит часть запретного имущества. Человек, оставивший в наследство запретное имущество, попадет в ад».

Увлечение плотскими вожделениями отдаляет человека от самого себя и препятствует достижению им высоких степеней веры. В таком случае появляются предпосылки совершения греха. Напротив, приверженность к моральным ценностям и завоевание похвальных добродетелей приближают человека к Богу, обеспечивая ему духовное развитие. Имам Джавад (а) говорит: «Человек, предающийся плотским вожделениям, никогда не достигнет духовного совершенства, разве что отдаст предпочтение религии и никогда не придет в упадок, разве что предпочтет свои низменные вожделения религии». Покаяние и мольба об отпущении грехов являются вратами божьей милости, отрытыми перед Его рабами. Раскаяние и возвращение к Богу избавляет человека от совершенных грехов и перед ним предстает возможность компенсировать прошлое и очистить душу достойными деяниями. По этой причине не следует медлить в покаянии, поскольку это приводит к разочарованию. Имам Джавад (а) изрек: «Не откладывай покаяние на завтра, ибо это может привести к заблуждению».

Источник: http://alhassanain.org

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.