Горе тебе, Ибн Кайс! Как я поступил, когда был убит Усман, и нашёл я сторонников? Видел ли ты, чтобы я бездействовал, откладывал решение, боялся или был недостаточно исполнителен в Басре? Прокляты те, что находились вокруг верблюда [Аиши бинт Абу Бакр], и были убиты возле него, прокляты те, что вернулись оттуда, не покаявшись и не попросив прощения [у Аллаха], ибо убили они моих сторонников, нарушили присягу, данную мне, истязали моего губернатора, несправедливо выступили против меня! Пришёл я к ним с двенадцатью тысячами воинов, а их было больше, но Аллах даровал нам победу над ними, уничтожив их нашими руками и исцелив сердца верующих людей!
А что ты скажешь, Ибн Кайс, о Сиффине, где нашими руками Аллах уничтожил и отправил в Ад пятьдесят тысяч [нечестивцев]? Что ты скажешь о Нахраване, где встретился я с отступниками, которые когда-то твёрдо следовали религии, но сбились они [с истинного пути], полагая, что вершат благое? В тот день нашими руками Аллах убил их и отправил в Ад, не оставив в живых и десятерых, тогда как не было убито даже десятерых из числа верующих!
Горе тебе, Ибн Кайс! Видел ли ты, чтобы со знаменем я убегал [от врага]? Меня ты упрекаешь в этом? Тогда как я сопровождал Посланника Аллаха во всех его сражениях, во всех трудных ситуациях я выступал первым; не убегал я ни разу и не показывал я слабость, не покидал [Пророка] и не показывал врагу свою спину, ибо не пристало Пророку или [его] преемнику, когда одели они доспехи и выступили против врага, возвращаться и убегать, но должно им стоять до конца, пока не будут они убиты или Аллах не дарует им победу!
О Ибн Кайс, клянусь Аллахом, если бы нашёл я в день, когда люди присягнули Абу Бакру, сорок человек, подобных тем четырём, [что откликнулись на призыв], не опустил бы я руки и оказал бы сопротивление, но не нашёл я даже и пятерых, так что я воздержался от борьбы!“
Ашас спросил: „Кто эти четверо, о Повелитель верующих?“ Али сказал: „Салман, Абу Зарр, Микдад и Зубейр до того, как он нарушил свою присягу мне. Он присягал мне дважды: первый раз — в день присяги Абу Бакру, когда пришли ко мне сорок мужчин из числа мухаджиров и ансаров, среди которых был Зубейр, и присягнули мне. Я велел прийти им утром к моему дому с побритыми головами и вооружёнными, но никто не сделал этого, кроме четверых: Салмана, Абу Зарра, Микдада и Зубейра. Второй раз — когда он и его товарищ Тальха пришли ко мне после убийства Усмана и присягнули добровольно, не [будучи к этому] принуждёнными. Но затем они отошли от своей религии, нарушив [данную мне присягу], возгордившись, гиблое дело задумавши, но Аллах отправил их в Ад!
Что касается Салмана, Абу Зарра и Микдада, то они крепко стояли на религии Мухаммада и пути Ибрахима, и отошли к Аллаху на этом убеждении, да помилует Он их!
О Ибн Кайс, клянусь Аллахом, если бы эти сорок мужчин исполнили то, что я им сказал: побрили свои головы и пришли бы ко мне утром до того, как легла на мои плечи присяга Атику, то я бы выступил против него и отправил бы [его] на суд Всевышнего Аллаха, и так же я бы поступил с Усманом, которому Ибн Ауф передал власть с условием, что перед смертью он отдаст её ему! Но после присяги им нет у меня возможности для борьбы против них!“
Сторонники (шииты) Али, его враги (насибиты) и люди, не знающие истины
Ашас сказал: „Клянусь Аллахом, если всё так, как ты говоришь, то погибла община Мухаммада(с), кроме тебя и твоих шиитов!“
Али(а) ответил ему: „Клянусь Аллахом, Ибн Кайс, как я и говорил — истина со мной, и погибли лишь враждующие, нарушившие присягу, возгордившиеся, борющиеся [с ней]! Что касается тех, кто не приобщает Аллаху сотоварищей, признаёт Мухаммада(с), крепко стоит на Исламе, не отступая от него, не притесняет нас, сомневается в том, кто [по праву] является халифом [Посланника Аллаха], не знает нашего права, но и не враждует с нами, те — мусульмане, не знающие истины, и следует им надеяться на милость Аллаха и опасаться [Его гнева] из-за своих грехов!“»
Абан передал слова Сулейма: «В тот день не осталось ни одного шиита Али(а), чей лик не воссиял бы и сердце не возрадовалось от его слов, когда Повелитель верующих разъяснил [присутствующим] истинное положение вещей, оставив предосторожность (такийя). И не осталось ни одного из чтецов [Корана], сомневающихся относительно минувших [правителей], оставляющих [обсуждение их грехов] и опасающихся отрекаться от них, считая это грехом, ибо все они прозрели, истина прояснилась для них, и оставили они сомнения и предосторожность. И отразилось это на лицах отказавшихся присягать ему ранее, [до Абу Бакра, Умара и Усмана], и неприятна стала им его речь. Но затем прозрело большинство из них, и покинули их сомнения».
Сулейм также сказал: «Тот день был самым счастливым днём в моей жизни после того, как Повелитель верующих разъяснил для людей положение вещей и явил им истину, отбросив предосторожность! После этого дня шииты стали многочисленными, хотя до этого лишь немногие из его армии были ими, а остальные люди сражались за него, не зная о его положении перед Аллахом и Его Посланником. После того дня шииты стали самыми почтенными и могущественными людьми!
Мученическая смерть Повелителя верующих
Это произошло после битвы при Нахраване после того, как Повелитель верующих велел готовиться к войне с Муавией, но вскоре он был убит [со спины] Ибн Мульджамом, да проклянёт его Аллах, отравленным мечом! Да благословит Аллах и приветствует нашего господина Повелителя верующих!»
Источник: книга «Тайны рода Мухаммада»