Человек наделён разумом. Размышляя и сопоставляя различные аргументы, человек может обнаружить недостатки в своих представлениях об окружающем мире. Человек может оперировать многими абстрактными понятиями, в том числе, такими как каузальность и недостаточность. Эти два понятия подразумевают наличие причины для каждого изъяна. То есть для каждого случая несовершенства имеется какое-то обоснование из одной или нескольких причин. Эти причины можно найти, если обратиться к абстрактному мышлению и проявить достаточно настойчивости. В этом состоит одно из главных преимуществ человека.
Для подтверждения принципов веры, в том числе, таких как признание существования Бога, вера в Судный день и вера в пророков, также обращаются к разуму и абстрактному мышлению. Все люди наделены этим божественным даром, но в разной степени. Пророки и непорочные имамы с точки зрения обладания чистым разумом превосходят всех других людей своего времени.
Пророк ислама (с) говорит: «Всевышний Аллах не посылает ни одного пророка и ни одного посланника, пока разум его не достигнет совершенства и не превзойдёт он разумом любого из своей общины»1 .
Пророк ислама (с) в понимании принципов веры, в том числе веры в Аллаха, в Судный день и в пророков, опирался на свой совершенный разум и посредством рациональных доводов укрепил свою веру в эти божественные истины. Ещё до призвания к пророческой миссии он убедился в истинности принципов веры и очистил себя от многобожия и неверия. Стоит отметить, что вера, приобретённая путём размышлений, редко выходит за рамки рациональных представлений и приобретённых знаний и не достигает степени безусловной веры.
Познания Пророка (с) после призвания к пророческой миссии, установления связи с миром сокровенного и получения божественных откровений вышли далеко за пределы рациональных представлений. Он познал начало и конец всего сущего и достиг уровня прямого созерцания сути вещей и событий. Он созерцал истину как она есть, что недостижимо для человеческого понятийного разума. Но у понятийного разума Пророка была надёжная опора в виде созерцания божественного мира и прямого видения сути вещей в божественных откровениях.
Имеется ряд работ, посвящённых вопросам веры и богооткровенных наук. Число таких работ невелико и значительно уступает произведениям в области рациональных наук. Непорочные имамы, по сохранившимся свидетельствам, также были непревзойдёнными специалистами в области рациональных знаний. В вопросах, связанных с сотворением мира и его концом они обращались к своему совершенному разуму и были чисты от неверия и многобожия даже ещё до своего определения на пост имама. Хотя эти избранные личности не получали прямых божественных откровений, по милости Всевышнего и благодаря наставлениям Пророка (с) они имели доступ к богооткровенным знаниям Пророка, но только опосредованным путём. Поэтому их знания о начале и конце мира выходили далеко за пределы обычных понятийных знаний и достигали уровня абсолютной убеждённости и интуитивного знания. Иногда они сообщали об отдельных истинах творения и конца мира так, словно видели это своими глазами. Многочисленные примеры подобных случаев можно найти в исторических книгах, а также в сборниках хадисов и в жизнеописаниях. Повелитель правоверных Али (а) так говорил о знаниях имамов: «Привело их знание к истине прозревающей, и прониклись они духом уверенности убеждающей, легким они почитают то, что трудным легкомысленные считают, легко переносят то, чего невежественные страшатся, и, хотя в мире они телами пребывают, души их привязаны к тому, что выше. Они — наместники Аллаха на земле Его и призывающие к религии Его. Ах, как я жажду узреть их!»2
В другой части собрания речений Али (а) так говорится о знании имамов: «Они для знания — оживление, для невежества — умерщвление. Сообщает вам их терпение об их знании, их явное — об их сокровенном, их молчание — о мудрости их речения. Истине они не противятся и в ней не разделяются. Они — опоры Ислама и прибежище (его) защиты. Ими истина на место свое возвратилась, и ложь с места своего сместилась, и язык ее от корня своего оторвался. Размышляли они о религии разумом внимательным и попечительным, не разумом слушателей и распространителей ибо много у знания распространителей, и мало у него попечителей»3 .
Непорочные имамы, как и Пророк ислама (с) в своих призывах к основам веры опирались на рациональные методы и приведение аргументов. Многочисленные сохранившиеся хадисы и диспуты по определённым вопросам свидетельствуют, что имамы, подобно Пророку, с каждым собеседником общались, исходя из его степени познания и уровня восприятия. Некоторые высказывания их настолько высоки и глубоки, что полное понимание их возможно лишь для ограниченного круга учёных, другие же выражения, адресованные простым людям, просты и доступны. Разница в обращениях к людям различного уровня восприятия хорошо заметна в «Нахдж-аль-Балага» — сборнике высказываний Али (а) и в хадисах имамов.
Таким образом, чистый разум, которому не свойственно ошибаться, можно назвать одним из источников знания Пророка и имамов, а логику и рациональную аргументацию рассматривать как один из способов убеждения в истинности ислама. Естественно, в обращении к логике и рациональным доводам, они были не подвержены ошибкам и погрешностям.
Источник: книга «ИМАМАТ И ИМАМЫ»
1)Мизан аль-Хикма, Т.3, С.2034
2)Нахдж-аль-Балага, Мудрые изречения 147
3)Нахдж-аль-Балага, Хутба 239