Имам – наместник пророка, и к нему перешли все его обязанности и все необходимые полномочия. Пророк (с) правил своими людьми, и ему было дано право устанавливать соответствующие законы. Имам также является правителем и в рамках своих обязанностей имеет право устанавливать законы. Хотя никто из непорочных имамов кроме Али ибн Абу Талиба (а) фактически не имел власти, тем не менее, если обратиться к закону, они должны были быть правителями и имели все права на власть. Даже не занимая места правителя, они имели законное право устанавливать законы. Есть многочисленные хадисы, в которых разъясняются первостепенные и второстепенные вопросы судопроизводства, свидетельствования на суде, размера возмещения и компенсации за нанесённый ущерб, общественного порицания, условий и качеств правителя и судьи, а также их полномочия и обязанности, вопросы джихада и защиты от нападений, выделения пятой части трофеев в пользу людей Дома Пророка, вопросы по выплате обязательной милостыни и многое другое. В Священном Коране и хадисах Пророка (с) не рассматривались детали этих вопросов. Рекомендации и уточнения по этим вопросам были сделаны непорочными имамами, и эти рекомендации также можно отнести к разряду божественных законов и правил правления. Правители и ответственные лица страны обязаны действовать в соответствии с этими рекомендациями, а мусульмане обязаны выполнять их и требовать их выполнения от правителей. Это лишь малая часть того, что пречистые имамы в тех условиях и в то тяжёлое время могли сделать для того, чтобы показать истинный образ исламского правления. Сохранились также несколько рекомендаций имамов по вопросам исламского права и обязанностей мусульманина, по которым ранее не было указаний в Коране и сунне Пророка. Эти рекомендации можно отнести к разряду божественных законов правления. Естественно будет допустить, что, так как Пророк имел позволение от Всевышнего устанавливать божественные законы правления, то и непорочные имамы как наместники Пророка, могли получить от него позволение на установление таковых законов. Если же их рекомендации по вопросам правления опираются на слова Священного Корана и Пророка и если они базируются на законных принципах и достоверных источниках, то они также заслуживают уважения и обязательны к исполнению.
Причиной формулирования божественных законов правления, выраженных рекомендациями непорочных имамов, были не личные мотивы имамов, но их стремление указать отдельным людям и всему обществу как более эффективно следовать истинным ценностям этого и последующего миров в сложившихся обстоятельствах. Они заимствовали общие принципы у Пророка (с) и в соответствии с насущными потребностями места, времени и сложившимися условиями предоставляли в помощь людям те или иные указания. Их указания были одобрены Всевышним и получили поддержку в виде наделения их великой милостью непогрешимости.
Источник: книга «ИМАМАТ И ИМАМЫ»