«Имамат» с арабского языка буквально переводится как «руководство общиной», а имамом называют человека, идеям и поведению которого люди готовы следовать как примеру, кем бы он ни был – праведником и добропорядочным человеком или же преступником и злодеем. То есть имам – это руководитель любой общины, благочестивых ли людей или заблудших. Термин «имам» в Коране встречается в обоих указанных значениях: Так, в Священном Коране говорится:
«И сделали Мы из них имамов, которые ведут по Нашему повелению, за то, что они были терпеливы и уверены в Наших знамениях» Коран, 32:24
Есть в Коране и такие строки, в которых сказано о руководителях среди людей низменных:
«И сделали Мы их имамами, которые призывают к огню, и в день воскресения не будет им помощи» Коран(41:28)
Что такое имамат и какое он занимает место
Имамат – одно из главных исламских понятий, которое с самого начала развития и распространения ислама всегда было на слуху у мусульман и обсуждалось ими. Именно из-за расхождения во взглядах по поводу руководства общиной произошло разделение мусульман на две группы – шиитов и суннитов, каждая из которых по-своему толкует специфику этого понятия. Абдуррахман Лахиджи, один из суннитских законоведов писал об имамате следующим образом: «Имамат в нашем представлении является не одной из основ религии, а лишь косвенно относящимся к ней явлением. И в этом состоит наше отличие от шиитов, которые считают имамат одним из главных понятий в исламе. Некоторые под имаматом понимают управление и руководство людьми в их светских делах и в вопросах веры. Мы же выразимся точнее и скажем: “имамат – это наместничество Пророка в вопросах утверждения ислама и сохранения мусульманского мира”. И означает это, что все мусульмане должны повиноваться имаму»1 . Как можно видеть из приведённого определения, сунниты под имаматом понимают руководство общиной в её светской деятельности, связанной лишь косвенно с вопросами веры. Необходимость определения имама и установления его к управлению общиной является для суннитов не более чем правовым вопросом, а избирание имама возложено на саму общину. В отличие от них шииты считают имамат одной из основ веры. Имам рассматривается как наместник Посланника Аллаха на земле, на которого возложена часть его функций по всем вопросам и во всех сферах, в которых действовал Посланник, кроме связи с тайным сокровенным миром и получением божественных откровений. Последнее присуще исключительно пророку.
Источник : книга ИМАМАТ И ИМАМЫ