Пирует ум, когда худеет тело,
А тот, кто чрево жадно насыщает,
Тучнея плотью, разумом нищает.
У. Шекспир
Чревоугодие, являющееся одним из смертных грехов в христианстве, в исламе характеризуется как крайне порицаемое и предосудительное действие. Многим не понаслышке известно, что страсть к еде, проявляющаяся в обильном потреблении пищи, согласно исламским источникам, является причиной многих заболеваний. Повелитель верующих (а) сказал своему сыну Хасану (а):
Не садись есть, пока не почувствуешь голод, прекрати приём пищи, будучи немного голодным; хорошо пережёвывай пишу; облегчайся перед сном. Если ты станешь поступать так, то не будешь нуждаться в лекарствах [1].
Однако многократно сталкиваясь с ситуациями, где становишься свидетелем явного излишества на столах, которое не может не приводить к исрафу – запрещённому в исламе расточительству, ты невольно начинаешь задумываться о том, правильно ли люди понимают это очевидное Божественное повеление. В Коране говорится:
Поистине, расточители были [всегда] братьями дьяволов [2].
В аяте приводится недвусмысленное сравнение людей, бездумно и обильно использующих блага, с братьями дьяволов.
К сожалению, посещая некоторые религиозные мероприятия или же бывая в гостях, постепенно приходишь к шокирующей мысли о том, насколько сильно мы почитаем наш желудок и на какой возвышенный пьедестал его возводим. Этот орган невольно начинает напоминать какого-то маленького «божка», которого человек пытается всеми силами ублажить и осыпает несметным количеством разнообразной пищи. Чем это не идолопоклонство?
У многих народов культ еды настолько гиперболизирован, что образцовым и выдающимся гостеприимством считается желание затолкнуть в гостя как можно больше угощений. Безусловно, в этом случае порицаемо не само желание хозяев позаботиться о смущённом госте и радушно встретить его, а их излишество на столах. В некоторых мусульманских странах, приходя в заведения общественного питания, сталкиваешься с ужасающим объёмом порций. Немного понаблюдав, замечаешь, что даже местные жители, не способные вместить в себя всю заказанную еду, оставляют многое на столах, что впоследствии утилизируется и оказывается на мусорных помоях. Так, например, чуть ли не целая кастрюлька отменного и вкусного риса, появившаяся перед тобой на тарелке в ресторане, в итоге закончит своё существование в мусорном ведре, поскольку потребить всю порцию не представляется возможным.
Имамы пророческого рода (а) говорили не только об исцелении духа верующих, но и о здоровье тел, акцентируя своё внимание на потреблении пищи: её видах и объёмах. Их равно беспокоили как темы, связанные с правильным исполнением религиозных обрядов, так и телесное, физическое благосостояние уммы, которое, помимо всего прочего, зиждется на питании. До нас дошло множество преданий, в которых почитаемые лидеры исламской общины делятся с людьми секретами поддержания здоровья через заботу и уход за своим чревом – «чревоуходия».
Имам Садик (а) сказал Абу Басиру:
О Абу Мухаммад, воистину, живот развращается от еды. Раб Божий находится ближе всего к Великому и Всемогущему Аллаху тогда, когда его живот лёгок. И раб Божий ненавистнее всего для Аллаха тогда, когда его живот переполнен [3].
Имам (а) также говорил:
Все болезни от несварения желудка, за исключением горячки, которая прибывает извне [4].
Пророк Мухаммад (с) сказал, что наихудшими помощниками для религии являются робкое сердце, ненасытный живот и сильная похоть [5].
Имам Садик (а) также говорил:
Воистину, Великий и Всемогущий Аллах питает отвращение к обжорству. Сыну Адама необходимо есть, чтобы едой поддерживать своё существование. Когда кто-либо из вас ест, то пусть треть своего живота он предназначит для еды, треть живота – для питья и треть живота – для дыхания. И не становитесь жирными, как свиньи для забоя [6].
Стоит заметить, что не наслаждение трапезой является предосудительным, ведь еда – один из источников удовольствия для человека. Так, например, Пророк Мухаммад (с) очень любил тыкву, финики и базилик [7]. Нужно воздерживаться от изобилия в еде, причём не только с религиозной точки зрения, но и осознанной позиции поддержания здоровья. На самом деле человеку, пусть даже уже успевшему растянуть стенки своего желудка, нужно не так много. Одна из основных проблем заключается в особенностях строения нашего организма. Дело в том, что из-за особого взаимодействия нервной и пищеварительной систем, пища не сразу вызывает чувство насыщения. Лишь спустя некоторое время после начала еды вырабатываются специальные белки (энзимы), участвующие в передаче сигнала о сытости из желудка в мозг. От момента, когда мы сели за стол, до того, когда мозг подтверждает, что мы сыты, проходит 30–40 минут. За это время человек умудряется потребить массу ненужной пищи! Получается, что волокна желудка растягиваются медленно, и он «подводит» хозяина, поздно сообщая мозгу, что переполнен. Увеличившийся объём давит на соседние органы – печень, селезёнку, кишечник. Очень часто при обострении заболеваний желудочно-кишечного тракта врачи рекомендуют поголодать, давая тем самым возможность больным органам отдохнуть и восстановить свои функции. В качестве подобной разгрузки для наших органов выступает пост в священный месяц рамадан, который представляет собой не что иное, как сухое интервальное голодание. Однако вместо того, чтобы устроить своему пищеводу такие полезные каникулы, некоторые мусульманские «гаргантюа» и «пантагрюэли», сев за скатерть-самобранку во время разговения, попросту объедаются, пытаясь вместить в себя как можно больше пищи. И всё это – несмотря на то, что по исламу разговеться желательно с помощью финика и тёплого стакана воды, так как это способствует пробуждению желудка после многочасового голода и помогает не переедать во время наступившей трапезы.
Важную роль в борьбе с чревоугодием играет мобилизация воли и самодисциплина. В качестве частных приёмов уместно стараться, насколько возможно, придерживаться правильного рациона питания (употреблять более или менее простую пищу), прекращать трапезу прежде полного насыщения, составить режим питания и избегать лишних застолий. В Коране говорится:
И ешьте и пейте и не излишествуйте. Поистине, Он не любит излишествующих! [8]
Последствия чревоугодия могут сказываться как на физическом, так и на духовном здоровье человека. Поэтому так важно сторониться этого действия и становиться примером для других, поскольку массовый характер практики переедания сегодня абсолютно очевиден.
Источник : http://fatima-zahra.ru
[1] Тибб ал-аимма, стр. 6.
[2] Коран, 17:27.
[3] Ал-Кафи, хадис 2269.
[4] Там же, хадис 2270.
[5] Там же, хадис 2268.
[6] Там же, хадис 2271.
[7] Маджлиси М.Б. Хайат ал-кулуб., т. 2.
[8] Коран, 7:31.