Хусейн ибн Али
Хусейн ибн Али — аль-Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф (627г. — 10 октября 680 г.)
Имам Хусейн (алейхи салам!) внук пророка Ислама Мухаммада (салаллаху алейхи ва алихи!), он сын Али ибн Аби Талиба и дочери пророка Ислам – Фатимы Захры (мир им всем!).
Имам Хусейн восстал с незначительной группой людей против неправедной власти Язида, и погиб в земле Карбала. День мученической смерти имама Хусейна (алейхи салам!) при Карбале отмечается шиитами как день траура, скорби и печали.
Мученическая смерть имама и 72 его верных сподвижников против многотысячной армии Язида (более 10 тысяч человек) произошла именно в десятый день месяца Мухаррама.
Шиитская традиция считает Хусейна великомучеником. Исторические источники и мнения известных историков сходятся к тому, что имам Хусейн (алейхи салам!) прекрасно знал о грядущей своей мученической смерти, но принял мученичество ради спасения Ислама, чтобы община не была уничтожена угнетателем Язидом. Шииты считают, что это была добровольная жертва, ради необходимости, как спасения не только мусульман, но и всего человечества от мрака заблуждения, искажения религии и смуты.
Ашура — кульминация вселенской мистерии, мгновение гибели мироздания и её возрождение в качественно новом духовном измерении.
Первичное значение Ашуры – внутреннее присутствие верующих в Карбале т.е. сопричастность к мученической гибели Имама Хусейна(а) – внука пророка Ислама Мухаммада (с) через защиту имама Хусейна и готовность к жертвенности на его пути.
Хусейн находился в паломничестве в Мекке, когда Язид отдал приказ убить его. Предвидя свою мученическую гибель и желая предотвратить свою смерть в близи Каабы, Имам за день до совершения паломничества вынужден был покинуть священный город и отправиться в сторону Куфы.
С Хусейном отправились восемнадцать мужчин из рода пророка и пятьдесят четыре последователя. Опасаясь оставлять в Мекке свои семьи, они вынуждены были взять с собой женщин и детей, в том числе полугодовалого сына Имама. Они разбили лагерь в пустыне Кербелла (Карбала), потому что их движение преградило войско Язида. На 7 день мухаррама в лагере Имама закончилась вода, и люди начали страдать от жажды.
Войска Язида окружили равнину и предложили Имаму сдаться, признав власть халифа и принеся ему присягу. Хусейн отказался. В ночь на 10 мухаррама он собрал своих сторонников и сказал, что освобождает их от всех клятв верности и отпускает их. Однако никто из последователей не покинул лагерь, хотя все ясно понимали неминуемость гибели. Тогда Хусейн воскликнул: «По велению Аллаха мы ведем Священную войну, и Бог вознаградит нас за мученичество!» Согласно достоверным хадисам Имам Хусейн, видя, что его шестимесячный сын Али Асгар умирает от жажды, вышел, встал перед вражеским войском и сказал: «Вы враждуете со мной, в чем же вина этого младенца. Напоите хотя бы его водой». В это время один из метких стрелков в стане врага, по приказу своего командира выпустил трехконечную стрелу, которая вонзилась Али Асгару в горло, разорвав нежное горло младенца.
Видя смелость и непоколебимость Хусейна (а) Язид через своего ставленника Убайдуллаха ибн Зияда приказал начать бой. Свидетель этих событий Хумайд бен Муслим рассказывает: «Клянусь Аллахом, я никогда не видел такой стойкости. Были убиты сыновья Хусейна и вся его семья, и его последователи, но все же он оставался таким же храбрым как всегда, он не позволил себе пасть духом и сдаться». Тело Имама практически скрылось под огромным количеством вонзившихся в него стрел. В конце концов, враги, набросившись со всех сторон, предали его мученической смерти. Тело Имама было втоптано в землю копытами их лошадей, на нём насчитывалось 29 колотых и 27 резаных ран. Согласно преданиям даже отрубленная голова Хусейна продолжала славить Бога, и ничто не могло заставить её замолчать. В этом кровавом сражении были убиты все сторонники имама Хусейна, за исключением двух человек; женщины и дети, в том числе и сестра Хусейна святая Зейнаб (с), были захвачены в плен.
Смерть Хусейна и его верных сподвижников стала символом мученичества за веру, борьбы с несправедливостью, притеснением и тиранией.
Хусейн(а) – не только один из борцов и мучеников за веру. В первую очередь, это – Имам, то есть потомок пророка, человек, отмеченный божественной благодатью, избранный Богом. Имамы – истинные предводители мусульман, образцы веры, подлинные хранители и толкователи коранического знания. Первым из таких Имамов был Али(а), выдающийся герой, разивший врагов Ислама своим удивительным обоюдоострым мечом Зульфикаром. После Али Аллах избрал двух его сыновьям от дочери посланника Аллаха святой Фатимы(с) – Хасана(а) и Хусейна(а), и девять имамов из рода Хусейна. Они предводители мусульман, и всего человечества, они ведут людей от мрака к свету, снимают с них оковы, и приближают к Богу.
Смерть Имамов (все Имамы, кроме последнего, Махди, умерли мученической смертью), обогатило шиизм понятием мученичества за веру, мотив страданий стал неотъемлемой частью траурных ритуалов.
Зиарат
Зиарат – происходит от арабского — «за-уа-ра», ибн Фарис (известный специалист по арабской грамматике и литературе) в своей книге «Муджам Макайис аль Луга» пишет: «произвольная от букв «за», «уа» и «ра» в значении обращения куда-либо или отхода от чего–либо. «Заир» — тот, кто совершает зиарат в данном случае, посещает другого человека, он обращается к тому — кого посещает, и отстраняется (отходит) от всего, что помимо посещаемого им».
Таким образом, заир (совершающий зиарат), отстраняется от всего, что помимо цели посещения, он отстраняется от других и обращается к тому, кто есть цель его посещения.
Значит «зиарат» как произвольное от «зауара» применяется в значении обращения и отстранения от всего, что не является объектом обращения.
Например, заир, (т.е. тот, кто совершает зиарат), совершающий посещение могилы имама Рида (алейхи салам!) в Мешхеде, в действительности, обращает свой взор, все свои помыслы к имаму, и отстраняется, отходит от всего мирского.
Известный мухаддис шейх Тарихи в книге «Маджмуа аль Бахрайн[1]», пишет: «В дуа (обращении) мы читаем:
اللهم اجعلني من زوارك
«О, Аллах! Сделай меня одним из тех, кто обращается к Тебе». Здесь слово «заууарук» (в значении совершать зиарат Тебя[2]).
Что имеется в виду в данном дуа? Ведь поистине Аллах не имеет определенного места, не имеет физических составляющих, чтобы можно было Его посетить в определенном месте. В данном обращении к Аллаху имеется в виду, просьба, чтобы Аллах сделал нас одними из тех, кто все свои помыслы и обращение направляет только к Нему, а это возможно при полной отстраненности от всего, что помимо Него.
Тот, кто обратился к Аллаху, поистине, должен забыть обо всем другом.
Зиарат, поистине, присутствие подле или посещение заиром (совершающий зиарат) того, кому адресовано данное посещение.
Некоторые считают, что зиарат имеет исключительно материальное и физическое значение, т.е. физическое присутствие одного пред другим. Существует большое количество зиаратов посланника Аллаха, непорочных имамов из дома пророка Ислама, которые можно совершать без физического присутствия у их могил. Другими словами, совершение зиарата, находясь на огромном расстоянии от их могил. Все это указывает на важность сердечного, внутреннего присутствия пред посланником Аллаха и имамами из его пречистого рода. Это внутреннее присутствие есть обращение и отстраненность. Обращение и внимание всего себя к ним, и отстраненность от всего, что помимо них.
И наоборот, физическое присутствие подле них, но, при полном отсутствии внимания и всякой духовной связи, ровным счетом не может иметь положительного влияния на духовную сторону и нравственность человека.
В действительности как прекрасно и велико положение того, кто все свои помыслы, всего себя направил к Богу и отстранился от всего, что помимо Него. Такой человек посвятил себя служению Ему (Богу), он движется в направлении истины, снимает с себя посредством святых и по воле Бога все оковы, окутавшие его и препятствующие ему видеть истину.
Жизнь в барзахе[3]
В общем, необходимо сказать, что на основании коранических аятов и достоверных хадисов от посланника Аллаха и непорочных имамов дома пророка (мир им!) также существующих других доводов, мы верим, в то, что божьи пророки и их заместители живые. Непорочные имамы прекрасно слышат тех, кто совершает зиарат их могил (даже находясь на огромном расстоянии от их места захоронения), они знают, кто посещает их могилы, обращая на них свое внимание.
В книге «Камаль аз Зиарат» приводится, что имам Садык (а) сказал о повелителе всех мучеников имаме Хусейне (а) следующее: «Имам Хусейн обращает внимание на тех, кто совершает зиарат, к нему, он знает о своих посетителях их именах и их родословной больше того, что знают они (посетители) сами о себе и своих детях. Он смотрит на тех, кто плачет о нем и просит у Аллаха за них прощение, также имам просит у своего великого отца просить за них прощение пред Аллахом. Он говорит, плачущим о нем, следующее: «О те, кто плачет обо мне, если бы вы знали о божьих милостях, которые приготовлены вам, несомненно, радости было бы в вас больше, чем печали и слез! Поистине Аллах простил вам все ваши грехи и ошибки![4]».
Несомненно, что подобные убеждения (вера в то, что посланник Аллаха и имамы отвечают на приветствие их, и делают дуа за тех, кто посещает их могилы и совершает зиарат), не имеет отношения только к шиитам – имамитам (имамийя).
Так в частности братья сунниты, убеждены в то, что божьи пророки и святые аулийя (друзья Аллаха), после своей смерти живые. Так Джалаладдин Суйути написал специальную книгу, посвященную именно этой тематике. В частности, в это книге он приводит хадисы, например:
Посланник Аллаха сказал:
من زارني بعد وفاتي
…… «кто посетит меня после моей смерти….», (есть несколько вариантов этого хадиса), так приводится, что посланник Аллаха сказал: «тот подобен тому, кто посетил меня при жизни[5]».
В другом хадисе приводится:
من سلم علي من عند قبري سمعته
«Кто даст приветствие мне у моей могилы, я слышу это приветствие[6]».
Если закрыть глаза на группу ваххабитов, все мусульмане без исключения имеют подобные убеждения.
Наверно наиболее полное мнение по этому поводу можно найти у шейха Муфида, который сказал: «Поистине посланник Аллаха и имамы из его непорочного рода являются избранными Аллаха, нет ничего скрытого от них после их смерти из деяний шиитов в этом мире. Всевышний Аллах осведомляет их о делах их последователей – шиитов. Они (посланник Аллаха и имамы) слышат речи тех, кто обращается к ним у их священных могил, посредством этого обращения Всевышний возвышает этих последователей, также мунаджат[7] шиитов из далека, от святых могил имамов (мир им!) Аллах доносит до своих друзей. Все это во множестве приводится в наших достоверных преданиях[8]».
Зиарат святых друзей Аллаха – есть зиарат самого Аллаха
Шейх Садук приводит следующий ривайя (предание): «Зиарат Аллаха это зиарат божьих пророков и Его доводов (мир им!), кто совершит их зиарат, поистине совершил только зиарат самого Аллаха[9]».
Да, посещение (зиарат) посланника Аллаха, и непорочных имамов его дома, есть посещение самого Аллаха[10]. Ибо в одном хадисе мы читаем: «Тот, кто повинуется вам, поистине, только повинуется Аллаху, тот, кто совершил грех по отношению к вам, совершил грех по отношению к Аллаху, тот, кто следует вам, поистине только следует самому Аллаху![11]».
Следовательно, те, кто хотят встретиться с Богом, (Ликауалла) должны, поистине, совершить зиарат посланника Аллаха и непорочных имамов, ибо обращение к ним — это обращение через них к Аллаху, ибо их путь это путь Аллаха.
Важность зиарата
Здесь может возникнуть вопрос, почему так важно совершать зиарат святых имамов из рода пророка и, в особенности, имама Хусейна (а)?
Ответ на этот и другие подобные вопросы предельно ясен.
Один подобный зиарат, становится причиной отстраненности от обыденности и обращения всего своего внимания к совершенному человеку, которым является имам Хусейн (а).
Если этот зиарат будет повторяться, то постепенно овладевает человеком, становясь его неотъемлемой сущностью. Так человек постепенно будет устремляться к Богу через святых Его друзей, совершенствуясь и возвышая свою нравственность.
Другими словами при чтении зиаратов непорочных имамов и зиарата Ашура, в особенности, человек отстраняется от всего, что отвлекает от Аллаха и устремляется к тому, что приближает его к Всевышнему.
Человек нуждается в этой духовной связи, ибо человек часто находится на грани, когда при определенных обстоятельствах он может потерять эту духовную связь с Богом.
Именно поэтому чтение зиаратов непорочных пречистых имамов (мир им!) имеет важное значение, в сохранении духовной связи с Всевышним Аллахом.
Имам Хусейн и Ашура
Со дня гибели имама Хусейна(а) и до сего времени его последователи, а также все те, кто ценят и уважают подлинное человеческое величие, и свободу облачаются в чёрные одежды и, оплакивая, проводят день мученической смерти имама в трауре, таким образом, выражая свою скорбь и печаль.Посланник Аллаха (а) сказал: «Мученическая смерть (шахадат) Имама Хусейна печалит сердца праведных верующих и никогда эта боль не остынет в их сердцах[12]».
Наши непорочные имамы всегда призывали сохранять память о событиях Кербелы. Имамы и шииты посещали место гибели имама Хусейна и его верных сподвижников и проводили траурные церемонии по этому поводу, а также указывали на большую важность проведения подобных церемоний. В действительности, посещение могилы имама Хусейна является великой школой, которая обучает человечество урокам веры и праведности. Эта школа направляет человеческий дух на невиданные высоты чистоты, праведности и преданности божественному пути. Оплакивание имама Хусейна (мир ему!), а также посещение могилы его светлости имеет огромное значение в духовном воспитании.
Предания, поощряющие к посещению могилы Имама Хусейна.
1. Имам Бакир (а) сказал: «Повелевайте нашим шиитам, чтобы посещали могилу имама Хусейна (а), потому что совершение этого обряда, для каждого верующего признающего Имамат Хусейна, является обязанностью[13]».
2. Имам Садык (а) сказал: «Каждый из наших шиитов, который посетит могилу имама Хусейна (а), не вернётся (с этого обряда) пока все его грехи не будут прощены[14]».
3 В суннитских источниках передаётся, что Аиша сказала: «Хусейн ибн Али (а) пришёл к Посланнику Аллаха (с) в тот момент, когда ему было ниспослано откровение. Хусейн залез на спину Пророка и играл с дедом. Джабраил сказал его светлости: «О, Мухаммад! Вскоре после тебя, твоя община взбунтуется и убьёт этого твоего сына[17]». Затем Джабраил дал Пророку песок (кусок земли) и сказал: «На этой земле твой сын будет убит, и называется эта земля Тафф (Карбала). Когда Джабраил ушёл, Посланник Аллаха, держа в руке песок, направился к своим сподвижникам. Среди сподвижников были Али, Абузар, Абу Бакр, Умар, Хузайфах и Аммар. Пророк начал плакать, у его светлости спросили: «О, Посланник Аллаха! Почему вы плачете? Его светлость сказал: «Джабраил меня известил, что моего сына Хусейна убьют на земле Тафф, и для меня (оттуда) принёс песок, и также сказал, что на той земле он будет похоронен[15]».
4 Ибн Асакир из источника Джаафара ибн Мухаммада передаёт, что у Али ибн Хусейна ибн Али ибн Аби Талиба (да будет мир с ним) спросили почему он постоянно плачет по Имаму Хусейну? Его светлость ответил: Не порицайте меня, потому что, когда у (Пророка) Йа’куба пропал сын (Юсуф), он столько плакал, что его глаза ослепли, хотя он знал, что сын не умер. Однако я видел, как за одно утро, четырнадцать человек из моего семейства были заколоты, разве вы хотите, чтобы скорбь по ним, освободила моё сердце?[16]»
5 Абу Аммар говорит: «Как-то я посетил имама Садыка (а). Он сказал: «Не прочитаешь ли стихи об Имаме Хусейне?». Когда я начал читать стихи, имам стал плакать. Я читал, Имам же плакал, да так, что его голос был слышен вне дома. Когда же я закончил читать стихи, Имам сказал мне о важности и большом воздаянии тому, кто читает траурные панегирики, и тем самым побуждает людей плакать по погибшему Имаму Хусейну[17]».
Бить по груди, по горю Имама Хусейна (а).
Из некоторых шиитских и суннитских преданий можно сделать вывод, что бить себя по груди по горю Имама Хусейна, даже если грудь становиться красной, дозволенно, даже в какой-то степени предпочтительно.
1. Шейх Туси от Имам Садыка (а) передаёт, что его светлость сказал: «Бить себя по лицу, не свидетельствует ни о чем, кроме как о раскаянии и покаянии человека, поистине, последователи Фатимы плакали по горю Хусейна ибн Али и били себя по лицу, ибо трагедия Кербелы достойна того, чтобы плакать и бить себя по лицу[18]».
2. Шейх Муфид (да будет с ним милость Аллаха) передаёт: «Когда Зейнаб (с) услышала скорбный стих про своего брата Хусейна, ударила себя по лицу и сильно заплакала, после чего потеряла сознание[19]».
3. Кулейни от Джабира передаёт, что у Имама Бакира (а) спросили: «Что такое скорбь?» Имам сказал: «Самая сильная скорбь — это крик, вопль, стоны по своему горю и бить себя по лицу и груди[20]».
4 Ибн Касир передаёт, что когда проходили пленные, (род Имама Хусейна, жёны и дети его сподвижников) женщины сильно рыдали и били себя по лицу. Имам Саджад (а) так же находился рядом с ними, однако он их не воздерживал от этих деяний[21]».
Истигасе (просьба о помощи) к покинувшим этот мир святым друзьям Аллаха
Некоторые считают, обращение за помощью к мертвым запретным на основании аятов Корана, где говорится:
الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَداً
«Места поклонения (мечети) для Аллаха, так не призывай вместе с Аллахом ни одного». (Сура 72, аят 18).
В ответ мы скажем, что не всякое дуа – есть поклонение, ибо дуа имеет несколько значений одно из значений дуа это звать на помощь, обращение. Так Аллах говорит в Коране:
لَا تَجْعَلُوا دُعَاء الرَّسُولِ بَيْنَكُمْ كَدُعَاء بَعْضِكُم بَعْضا
«He дeлaйтe oбpaщeния (дуа) к пocлaнникy cpeди вac тaким жe, кaк oбpaщeниe вac дpyг к дpyгy» (Сура 24, аят 63).
Также в значение поклонения:
ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ
«Зoвитe Meня, Я oтвeчy вaм; пoиcтинe, кoтopыe пpeвoзнocятcя нaд пoклoнeниeм Mнe — вoйдyт oни в гeeннy нa вeчнoe пpeбывaниe» (Сура 40, аят 60).
Необходимо обратить внимание, что дуа вообще не имеет значения только поклонения, поэтому если кто-либо попросит кого–либо о помощи или чтобы, тот сделал дуа пред Аллахом, то это, несомненно, не будет поклонением тому, кому обращено данное дуа.
Дуа – запрещенное Кораном и традицией непорочных имамов
1 Дуа т.е. обращение к кому–либо с верой и убеждением что, тот к кому обращаются с дуа, независимо от Аллаха может помочь и имеет независимую от Аллаха силу в оказании данной помощи. (Такое обращение будет одним из видов ширка и запрещено Кораном и благородной сунной посланника Аллаха и имамов рода пророка).
2 Просьба о помощи у идолов, камней, деревьев. Всевышний, приказал отстраняться от подобного обращения за помощью. Такое обращение было обращением язычников до Ислама.
3 Просьба и обращение за помощью к ангелам и джинам. Обращавшиеся к ним за помощью верили, что те могут им независимо от Аллаха оказать помощь или вред.
В Коране о них мы читаем:
إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللّهِ عِبَادٌ أَمْثَالُكُمْ
«Пoиcтинe, тe, кoгo вы пpизывaeтe пoмимo Aллaxa, — paбы, пoдoбныe вaм!» (Сура 7, аят 194).
وَالَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِهِ لاَ يَسْتَطِيعُونَ نَصْرَكُمْ وَلا أَنفُسَهُمْ يَنْصُرُونَ
Также: «A тe, кoгo вы пpизывaeтe пoмимo Heгo, нe мoгyт пoмoчь вaм и caми ceбe нe пoмoгaют». (Сура 7, аят 197).
فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَداً
«Так не призывай вместе с Аллахом ни одного». (Сура 72, аят 18).
Таким образом, тот, кто обратится за помощью к посланнику Аллаха (с) с верой и упованием только на Всевышнего Аллаха, не входит в приведенные три вида обращения запретные Аллахом. Такой человек прекрасно знает, что пророк без воли и мощи Всевышнего не может оказать нам никакой помощи. Если Аллах пожелает, то окажет помощь, если не захочет, может не оказать её. Такое обращение не является запретным, ибо обращение здесь вместе с убеждением, что пророк не является не зависимым от Аллаха в действии.
Истигасе (просьба о помощи) к пророкам Аллаха
Некоторые считают, что обращение к пророкам и святым людям вообще, после их смерти является не дозволенным, так как они умерли и не могут слышать тех, кто обращается к ним с обращением. Таким образом, нет смысла говорить «о, посланник Аллаха окажи мне помощь!» или сказать: «о, посланник Аллаха! Посредством тебя я обращаюсь к Аллаху!».
Ответ:
Посланники и пророки Аллаха после смерти не умирают, но продолжают жить в барзахе. Следовательно, они прекрасно слышат тех, кто обращается к ним с обращением. Аннас приводит от посланника Аллаха: «Пророки живые и в могилах они совершают молитвы». (Байхаки считал этот хадис достоверным[22]). Также посланник Аллаха сказал: «Обязательно получит ответ на приветствие мусульманин, который приветствовал усопшего своего брата мусульманина, проезжая мимо его могилы[23]».
Байхаки приводит: «Саид ибн Мусайияб от Абу Хурайры приводит, что: «Посланник Аллаха встретил божьих пророков (когда совершал ми’радж) в Бейт аль Мукаддасе (Иерусалиме). Когда настало время молитвы, все встали за посланником Аллаха Мухаммадом, чтобы читать молитву. Затем все собрались в Бейт аль Мукаддасе». В другом хадисе от Абу Зара и Малика ибн Са’са’та приводится о истории ми’раджа (вознесения) посланника Аллаха. Посланник Аллаха встретил на небесах всех пророков, и беседовал с ними». Достоверный хадис подтверждает, что посланник Аллаха видел Мусу читающего молитву в своей могиле. Затем вместе с Мусой и другими пророками Мухаммад (мир ему и его роду!) совершил вознесение на небеса. Затем все пророки были собраны в Бейт аль Мукаддасе, и все пророки читали молитву за пророком Мухаммадом (с)
Байхаки говорит: «То, что пророки читали молитву вместе с посланником Аллаха, является достоверным фактом, и разум не может это отвергать, всё это является свидетельством того, что пророки живы». Следовательно, является доказанным, что пророки живы и прекрасно слышат тех, кто даёт им приветствие.
Его светлость посланник Аллаха сказал: «Всякий кто, находясь рядом с моей могилой, будет приветствовать меня, поистине я слышу его приветствие». В другом хадисе приводится: «читайте в пятницу мне много салаватов (благословение), ибо ваше благословение представляется предо мной».
Посланник Аллаха после битвы Бадр подошёл к телам убитых язычников и разговаривал с ними. Один из присутствующих мусульман спросил: «О, посланник Аллаха вы разговариваете с мёртвыми?» посланник Аллаха сказал: «Клянусь Аллахом, они слышат не хуже вас». («Сахих» Бухари том 5, стр. 76, 77 баб катль Аби Джахль)
Аннас ибн Малик приводит от посланника Аллаха: «Когда божьего раба после его смерти укладывают в могилу и покидают его, он слышит шум уходящих от него людей» (там же том 2, стр. 123, «баб аль Майит ясмау хафак ан ниа’ль»).
Муттаки Хинди с достоверным передатчиком передаёт, что посланник Аллаха сказал: «Тот, кто умрёт, не оставив после себя завещания, ему не будет дано разрешение разговаривать с мёртвыми». У пророка спросили: «О, посланник Аллаха разве мёртвые разговаривают?» Его светлость сказал: «Да и посещают друг друга». (Канз аль уммаль том 16, стр. 619, 620). Часто наши противники приводят аят Корана, где говорится:
وَمَا يَسْتَوِي الْأَعْمَى وَالْبَصِيرُ (19) وَلَا الظُّلُمَاتُ وَلَا النُّورُ (20) وَلَا الظِّلُّ وَلَا الْحَرُورُ (21) وَمَا يَسْتَوِي الْأَحْيَاء وَلَا الْأَمْوَاتُ إِنَّ اللَّهَ يُسْمِعُ مَن يَشَاءُ وَمَا أَنتَ بِمُسْمِعٍ مَّن فِي الْقُبُورِ (22) إِنْ أَنتَ إِلَّا نَذِيرٌ
He cpaвнитcя cлeпoй и зpячий, мpaк и cвeт, тeнь и знoй. He cpaвнятcя живыe и мepтвыe: вeдь Aллax дaeт cлышaть, кoмy жeлaeт, a ты нe зacтaвишь cлышaть тex, ктo в мoгилax, ты — тoлькo yвeщaтeль (Сура 35, аят 22).
Наши противники обычно приводят только часть аята, где говорится: «He cpaвнятcя живыe и мepтвыe: вeдь Aллax дaeт cлышaть, кoмy жeлaeт, a ты нe зacтaвишь cлышaть тex, ктo в мoгилax». Мы же специально привели аят выше и аят после, чтобы из общего контекста было ясно, что здесь идёт речь о божественном откровении. О том, что оно для живых в этом мире и их наставлении, и что оно уже не поможет в наставлении на истину тем, кто мертв.
Так в священном Коране мы читаем:
فَعَقَرُواْ النَّاقَةَ وَعَتَوْاْ عَنْ أَمْرِ رَبِّهِمْ وَقَالُواْ يَا صَالِحُ ائْتِنَا بِمَا تَعِدُنَا إِن كُنتَ مِنَ الْمُرْسَلِينَ (77) فَأَخَذَتْهُمُ الرَّجْفَةُ فَأَصْبَحُواْ فِي دَارِهِمْ جَاثِمِينَ (78) فَتَوَلَّى عَنْهُمْ وَقَالَ يَا قَوْمِ لَقَدْ أَبْلَغْتُكُمْ رِسَالَةَ رَبِّي وَنَصَحْتُ لَكُمْ وَلَكِن لاَّ تُحِبُّونَ النَّاصِحِينَ
«И зaкoлoли oни вepблюдицy, и ocлyшaлиcь пoвeлeния Гocпoдa иx, и cкaзaли: «О, Caлиx! Пpивeди к нaм тo, чтo ты oбeщaeшь, ecли ты пocлaнник». И пocтиглo иx coтpяceниe, и нayтpo oкaзaлиcь oни в cвoeм жильe пoвepжeнными ниц. И oтвepнyлcя oн oт ниx и cкaзaл: «O нapoд мoй! Я пepeдaл вaм пocлaниe Гocпoдa мoeгo и дaвaл вaм coвeт, нo нe любитe вы coвeтникoв». (сура 7, аяты 77- 79).
وَقَالَ الْمَلأُ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِن قَوْمِهِ لَئِنِ اتَّبَعْتُمْ شُعَيْباً إِنَّكُمْ إِذاً لَّخَاسِرُونَ (90) فَأَخَذَتْهُمُ الرَّجْفَةُ فَأَصْبَحُواْ فِي دَارِهِمْ جَاثِمِينَ (91) الَّذِينَ كَذَّبُواْ شُعَيْباً كَأَن لَّمْ يَغْنَوْاْ فِيهَا الَّذِينَ كَذَّبُواْ شُعَيْباً كَانُواْ هُمُ الْخَاسِرِينَ (92) فَتَوَلَّى عَنْهُمْ وَقَالَ يَا قَوْمِ لَقَدْ أَبْلَغْتُكُمْ رِسَالاَتِ رَبِّي وَنَصَحْتُ لَكُمْ فَكَيْفَ آسَى عَلَى قَوْمٍ كَافِرِينَ
«И cкaзaлa знaть из eгo нapoдa, кoтopыe нe вepoвaли: «Ecли вы пocлeдyeтe зa Шy’aйбoм, тoгдa вы oкaжeтecь в yбыткe». И пocтиглo иx coтpяceниe, и oкaзaлиcь oни нayтpo в иx жилищax пaвшими ниц. Te, кoтopыe cчитaли лжeцoм Шy’aйбa, кaк бyдтo бы и нe жили тaм! Te, кoтopыe cчитaли лжeцoм Шy’aйбa, — oни oкaзaлиcь в yбыткe! И oтвepнyлcя oн oт ниx и cкaзaл: «O, нapoд мoй! Я пepeдaл вaм пocлaниe мoeгo Гocпoдa и дaл вaм coвeт. Kaк жe мнe гopeвaть o нapoдe нeвepyющeм?» (сура 7, аяты 90 — 93).
Из этих аятов священного Корана мы выводим следующие важные моменты, что даже грешные люди прекрасно слышат тех, кто разговаривает с ними. Народы пророков Салиха и Шуайба отказались признавать истину, и были уничтожены Всевышним за грехи. Разговор пророков Салиха и Шуайба со своими народами, после того, как их народы были уничтожены, наглядно свидетельствует, что умершие прекрасно могут слышать живущих.
Когда ясно, что умершие прекрасно слышат живущих, нет никаких проблем с просьбой к ним, ибо они прекрасно слышат и могут делать дуа за нас пред Аллахом. Это подобно тому, как мы обращаемся в повседневной жизни за помощью к брату, отцу, другу, прекрасно зная, что вся мощь и помощь только от Аллаха.
В Коране мы читаем:
قَالُواْ يَا أَبَانَا اسْتَغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا إِنَّا كُنَّا خَاطِئِينَ (97) قَالَ سَوْفَ أَسْتَغْفِرُ لَكُمْ رَبِّيَ إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
«Oни cкaзaли: «O, oтeц нaш! Пpocи нaм пpoщeния нaшиx пpeгpeшeний. Beдь мы были гpeшникaми». Oн cкaзaл: «Я бyдy пpocить пpoщeния для вac y мoeгo Гocпoдa. Пoиcтинe, Oн — Пpoщaющий, Милocтивый!» (сура 12, аят 97, 98).
Также в Коране мы читаем:
اذْهَبُواْ بِقَمِيصِي هَـذَا فَأَلْقُوهُ عَلَى وَجْهِ أَبِي يَأْتِ بَصِيراً
«Уйдитe c этoй мoeй pyбaxoй и нaбpocьтe ee нa лицo мoeгo oтцa — oн oкaжeтcя зpячим» (Сура 12, аят 93)
1 Касталани говорит: «Для тех, кто посещает могилу пророка, было бы желательным (мустахаб) читать там дуа, совершать тавасуль (посредничество святых) и истигаса (просьба о помощи). Также просить заступничества в Судный День (шафаат). Просить помощь у посланника Аллаха совершать тавасуль, просьба о заступничестве, как до рождения, так и в период жизни так и после смерти посланника Аллаха, без всяких сомнений является дозволенным делом». Мухииддин Нури пишет: «совершающий зиарат должен встать напротив могилы пророка и совершить тавасуль, и попросить у Аллаха ради пророка, чтобы он разрешил заступничество». И наилучшее дело то, что приводит Утби. Он (Утби) говорит: «Я был рядом с могилой посланника Аллаха. К могиле подошёл человек бедуин и сказал: «Мир тебе о, посланник Аллаха, я слышал, как Всевышний сказал в священном Коране:
وَلَوْ أَنَّهُمْ إِذ ظَّلَمُواْ أَنفُسَهُمْ جَآؤُوكَ فَاسْتَغْفَرُواْ اللّهَ وَاسْتَغْفَرَ لَهُمُ الرَّسُولُ لَوَجَدُواْ اللّهَ تَوَّاباً رَّحِيماً
«А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха, и попросил бы для них посланник Аллаха, они бы нашли, что Аллах Прощающий, Милосердный» (Сура 4, аят 64).
О, посланник Аллаха! Теперь я пришёл к тебе, и прошу у тебя прошение, и прошу твоего заступничества в Судный День». (с.м. Шарх «Тахзиб» Ширази, том 8, стр. 256, Ибн Кудама Ханбали в книге «Мугни» том 3, стр. 588, в «шархе Кабир» он пишет: «зиарат могилы пророка является мустахабом).
2 Мураги говорит: «Тавасуль (посредничество) просьба о помощи, обращенная к пророку до его рождения, в период его жизни и после его смерти (когда он пребывает в мире барзаха) и после того, как он будет воскрешен Аллахом, и в день страшного суда, разрешается, и нет в этом никаких проблем[24]».
ЗИАРАТ (АШУРА)
Шейх Абу Джафар Туей в книге «Мисбах» приводит: «Мухаммад ибн Исмаил ибн Бази говорит, что слышал от Салиха ибн Укбы, он от своего отца, что его светлость имам Мухаммад Бакир сказал: «Всякий, кто совершит 10 мухаррама зиарат Имама Хусейна, плача у его могилы, встретит своего Господа в Судный День воздающим Своему рабу за зиарат воздаяние подобное воздаянию совершившего две тысячи хаджей, две тысячи умре, две тысячи джихадов на пути Аллаха в период посланника Аллаха и непорочных имамов». Передатчик хадиса говорит: «Да буду я выкупом за вас! Какое же вознаграждение тому, кто далеко от Кербеллы, и не будет иметь возможности посетить могилу Имама Хусейна». Имам Бакир сказал: «В таком случае пусть он идёт в пустынную местность или на крышу своего дома и обратится к Имаму Хусейну с любовью и преданностью, и ненавистью к врагам и убийцам имама и прочитает два раката намаза, и пусть он это сделает до полудня 10 мухаррама. Пусть плачет в тот день много, и скажет своим близким, чтобы также были в трауре и печали. Пусть они говорят соболезнование друг другу по поводу мученический смерти Имама Хусейна, Я ручаюсь пред Аллахом за того, кто совершит подобное деяние, что Аллах воздаст такому человеку лучшим воздаянием». Я сказал: «О, имам неужели вы станете ручаться за такое большое воздаяние тому, кто совершит зиарат?» Имам сказал: «Да я ручаюсь за такого человека пред Аллахом, что он получит такое воздаяние». Если можешь, то не выходи в тот день по мирским делам, ибо в тот день не будет благодати для праведников в покупке чего-либо из мирского». Передатчик хадиса говорит: «Научите меня дуа или зиарату, который я мог бы читать в любом месте будь-то в Кербеле или далеко от неё». Имам сказал: «О, Алкаме! Соверши 2 раката намаза и обратись к Имаму Хусейну с приветствием, произнеси такбир (восклицание Аллаху Акбар!) и прочитай следующий зиарат, который совершают ангелы Господа твоего у могилы Имама Хусейна. Знай, что будет воздаянием тебе за такой зиарат воздаяние того, кто пал мучеником, сражаясь в рядах имама Хусейна против его врагов, кроме того, тебе будет написано воздаяние того, кто совершил зиарат всех пророков и посланников Аллаха». Вот этот зиарат:
اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يا اَبا عَبْدِ اللَّهِ،
Ассаламу алайка йа Аба Абдилла
Мир тебе, о Аба Абдалла[25]!
اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَابْنَ رَسُولِ اللَّهِ
Ассаламу алайка йа бна расуллилла
Мир тебе, о сын Посланника Аллаха!
اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يا خِيَرَة اللَّهِ وَ ابْنَ خِيَرَتِهِ
Ассаламу алайка йа хийраталлахи уа бна хийрати
Мир тебе, о избранный Аллахом, и сын избранного Аллахом!
اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يابْنَ اَمير الْمُؤْمِنينَ وَ ابْنَ سَيِّدِ الْوَصِيِّينَ
Ассаламу алайка йа бна амиралъ муминина уа бна сайидиль васийин
Мир тебе, о сын Правителя правоверных, и сын Господина наместников!
اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يابْنَ فا طِمَةُ سَيِّدَةِ نِسآءِ الْعالَمينَ
Ассаламу алайка йа бна Фатимата сайидатиль нисаилъ аламин
Мир тебе, о сын Фатимы — госпожи женщин миров!
اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يا ثارَ اللَّهِ وَ ابْنَ ثارِهِ و الْوِتْرَ الْمَوتُورَ
Ассаламу алайка йа сараллахи уа бна сарихи валь витраль маутур
Мир тебе, о «Кровь Аллаха», и сын «Крови Аллаха[26]», павшему в неравном бою!
اَلسَّلامُ عَلَيْكَ وَ عَلَى الْاَرْواح الَّتى حَلَّتْ بِفَنآئِكَ، عَلَيْكُمْ مِنِّى جَمِيعاً سَلامُ اللَّهِ اَبَداً ما بَقِيْتُ وَ بَقِىَ اللَّيْلُ وَ النَّهارُ،
Ассаламу алайка ва алал арвахил лати халлат би финаик алайкум минни джами’а саламуллахи абадан ма бакиту ва бакийял лайлу ван нахар
Мир тебе и ангелам, снизошедшим к тебе! Да приветствует вас Аллах во веки веков, пока я жив и пока существует день и ночь.
، يا اَبا عَبْدِ الْلَّهِ لَقَدْ عَظَمَتِ الرَّزِيَّةُ وَ جَلَّتْ وَ عَظَمَتِ الْمُصيبَةُ، بِكَ عَلَيْنا وَ عَلَى جَميعِ اَهْلِ الْاِسْلامِ،
Йа Аба Абдилла лакад азуматир разийяту ва джаллат ва азуматиль мусибату бика алайна ва ала джамииль ахль аль Ислам
О, Аба Абдалла, поистине, велика твоя скорбь, невыносима и тяжка твоя потеря для нас и для всех последователей Ислама.
وَ جَلَّتْ وَ عَظَمَتْ مُصيبَتُكَ فِى السَّمواتِ عَلَى جَميعِ اَهْلِ السَّمواتِ
Ва джаллат ва азумат мусибатука фис самавати ала джамии ахлис самават
Велика твоя скорбь, невыносима и тяжка твоя потеря на небесах, для всех обитателей небес.
فَلَعَنَ اللَّهَ اُمَّةً اَسَّسَتْ اَساسَ الظُّلْمِ وَ الْجَوْرِ عَلَيْكُمْ اَهْلَ الْبَيْتِ
Фа ла’ана ллаха умматан ассасат асаса зулми валь джаури алайкум Ахл аль Байт
Так пусть ниспошлет проклятие Аллах на ту группу людей, которые заложили основы насилия и несправедливости в отношении вас Ахл аль Байта.
وَ لَعَنَ اللَّهُ اُمَّةً دَفَعَتْكُمْ عَنْ مَقامِكُمْ
Ва ла’ана ллаха умматан дафа’аткум ан макамикум
Да проклянет Аллах тех, кто отстранил вас от высокого положения принадлежащего вам,
وَاَزالَتْكُمْ عَنْ مَراتِبُكُمُ
ва азалаткум ан маратибикумул
и отдалил вас от того положения,
الَّتِى رَتَّبُكُمُ اللَّهُ فيها
аллати раттабакумуллаху фиха
которого удостоил вас Всевышний Аллах.
وَ لَعَنَ اللَّهُ اُمَّةً قَتَلَتْكُمْ وَ لَعَنَ اللَّهُ الْمُمَهِّدِيْنَ لَهُمْ بالَّتمْكينِ مِنْ قِتالِكُمْ
Ва ла’аналлаху умматан каталаткум ва ла’аналлахул мумаххидина лахум бит тамкини мин киталикум
Да проклянет Аллах тех, кто предал вас смерти, и проклянет Он тех, кто всячески посодействовал убийцам, чтобы они сразились с вами.
بَرِئْتُ اِلَى اللَّهِ وَ اِلَيْكُمْ مِنْهُمْ وَ مِنْ اَشْياعِهِمْ وَ اَتْباعِهِمْ وَ اَوْلِيآئِهِمْ،
Бариъту илал лахи ва иллайкум минхум ва мин ашйяихим ва атбаихим ва аулийяихим
Отстраняюсь к Аллаху и к вам от них, от их последователей, приспешников и их друзей.
يا اَبا عَبْدِ اللَّهِ اِنِّى سِلْمٌ لِمَنْ سالَمَكُمْ وَ حَرْبٌ لِمَنْ حارَبَكُمْ اِلى يَوْمِ الْقِيمَةِ
Йа Аба Абдилла инни силмун лиман саламакум ва харбун лиман харабакум ила йумиль кийямати
О, Аба Абдалла, я в мире с теми, кто в мире с вами, и во вражде с теми, кто враждует с вами, и так до Судного дня.
، وَ لَعَنَ اللَّهُ آلَ زِيادٍ وَ آلَ مَرْوانَ وَ لَعَنَ اللَّهُ بَنى اُمَيَّةُ قاطِبَة
Ва лааналлаху ала Зияди ва ала Марвана, ва лааналлаху бани Умайта катибата
Да проклянет Аллах семейство Зияда и семейство Марвана! Да проклянет Аллах династию Омейядов!
وَ لَعَنَ اللَّهُ ابْنَ مَرْجانَة، وَ لَعَنَ اللَّهُ عُمَرَ بْنَ سَعْدٍ، وَ لَعَنَ اللَّهُ شِمْراً
Ва лааналлаху бна Марджана, ва лааналлаху Умара бна Саади, ва лааналлаху Шимра
Да проклянет Аллах Ибн Марджана (Ибн Зияда)!
Да проклянет Аллах Умара ибн Са’да! Да проклянет Аллах Шимра!
بِاَبِى اَنْتَ وَ اُمِّى لَقَدْ عَظُمَ مُصابى بِكَ، فَاَسْئَلُ اللَّهَ الَّذي اَكْرَمَ مَقامَكَ ،
Би аби анта ва умми лакад азума мусаби бика фа ас алуллахал лази акрама макамака
Да станут жертвой ради тебя мои отец и мать! Поистине, тяжка твоя гибель для меня. Так взываю к Аллаху, который возвысил твое положение,
ٍ ، وَ اَكْرَمَنى بِكَ عَنْ يَرْزُقَنِى طَلَبَ ثارِكَ مَعَ اِمامٍ مَنْصُور مِنْ اَهْلِ بَيْتِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَ آلِهِ
Ва акрамани бика айярзукани талаба сарика маалъ имами мансури мин Ахли Байти Мухаммадин (саллаллаху алайхи ва алихи)
И возвысил меня посредством тебя, удостоив меня чести отомстить за твою кровь, находясь в рядах имама, из семейства Пророка, да благословит Аллах его и семейство, который повергнет врагов.
اَللّهُمَّ اجْعَلْنِى عِنْدَكَ وَجِيهاً بِالْحُسَيْنِ عَلَيْهِ السَّلاَمُ فِى الدُّنْيا وَ الْآخِرَةِ
Аллахумма джальни индака ваджихан билль Хусейни алайхис саламу фид дунья вал ахирати
О, Аллах! Возвысь моё положение пред Тобой в этом мире и мире ином, ради Хусейна мир ему и благословение!
يا اَبا عَبْد اللَّهِ اَنِّى اَتَقَرَّبُ اِلَى اللَّهِ وَ اِلَى رَسُوْلِهِ وَ اِلَى الْمُؤْمِنينَ وَ اِلَى فاطِمَةُ وَ اِلَى الْحَسَنُ
Йа Аба Абдилла! Инни атакаррабу илаллахи ва ила расулихи ва ила амириль муъминина ва ила Фатимата ва ила Хасани
О, Аба Абдалла! Приближаюсь к Аллаху, его Посланнику, Повелителю правоверных, Фатиме, Хасану
، وَ اِلَيْكَ بِمُوالاتِكَ وَ بِالْبَرآئَةِ مِمَّن اَسَّسَ اَساسَ ذلِكَ، وَ بَنَى عَلَيْهِ بُنْيانَهُ
ва илайка би мувалатик ва бил бараати мим ман ассаса асаса залика ва бана алайхи бунъяна
и к тебе посредством моей дружбы с вами и ненависти к тем, кто убил тебя, сражаясь с тобой, и тем, кто заложил основы насилия и гнета в отношении вас.
وَ جَرَى فِى ظُلْمِهِ وَ جَوْرِهِ عَلَيْكُمْ وَ عَلَى اَشْياعِكُمْ، بَرِئْتُ اِلَى اللَّهِ وَ اِلَيْكُمْ مِنْهُمْ
Ва джара фи зульмихи ва джаурихи алайкум ва ала ашйяикум бариту илаллахи ва илайкум минхум
Обращаюсь к Аллаху и его Посланнику, испытывая ненависть к тем, кто создал и заложил ту основу, и заложил на этом свои козни, продолжая гнет и несправедливость в отношении вас и ваших последователей.
وَ اَتَقَرَّبُ اِلَى اللَّهِ ثُمَّ اِلَيْكُمْ بِمُوالاتِكُمْ وَ مُوالاةِ وَلِيُّكُمْ، وَ بِالْبَرآئَةِ مِنْ اَعْدآئِكُمْ، وِ النَّاصِبينَ لَكُمُ الْحَرْبَ، وَ بِالْبَرآئَةِ مِنْ اَشْياعِهِمْ وَ اَتْباعِهِمْ
Ва атакаррабу илаллахи сумма илайкум би мувалатикум уа мувалати валиикум ва бил бараати мин аъдаикум ван насибина лакумул харба ва бил бараати мин ашйяихим ва атбаихим
Отстраняюсь от них, и приближаюсь к Аллаху, затем к вам посредством вашей дружбы и дружбы ваших друзей. И ненависти к врагам вашим и тем, кто начал войну против вас, и ненависти к их приспешникам и последователям.
اِنِّى سِلْمٌ لِمَنْ سالَمَكُمْ وَ حَرْبٌ لِمَنْ حارَبَكُمْ، وَ وَلِىٌّ لِمَنْ والاكُمْ وَ عَدُوٌّ لِمَنْ عاداكُمْ
Инни силъмун лиман саламакум, ва харбун лиман харабакум ва валийюл лиман валакум ва адувул лиман адакум
Я в мире с теми, кто в мире с вами, и в войне с теми, кто ведет войну против вас. И в дружбе с теми, кто дружит с вами, и во вражде с теми, кто враждует с вами.
، فَاَسْئَلُ اللَّهَ الَّذِى اَكْرَمَنِى بِمَعْرِ فَتِكُمْ وَ مَعْرِفَةِ اَوْلِيآئِكُمْ وَ رَزَقَنِىَ الْبَرآئَةُ مِنْ اَعْدآئِكُمْ، اَنْ يَجْعَلَنِى مَعَكُمْ فِى الدُّنْيا وَ الآخِرَةِ وَ الآخِرَةِ
Фа ас алуллаха ллази акрамани би марифатикум ва марифати аулийяикум ва разаканил бараата мин аъдаикум айяджалани маакум фид дунья вал ахирати
Так взываю ко Всевышнему, с чьей помощью я познал вас и ваших друзей, и испытываю ненависть в врагам вашим. Прошу присоединить меня к себе в этом мире и потустороннем.
، وَ اَنْ يُثَبِّتَ لِى عِنْدَكُمْ قَدَمَ صِدْقٍ فِى الدُّنْيا وَ الآخِرَةِ وَ اَسْئَلَهُ اَنْ يُبَلَّغَنِى الْمقَامَ الْمَحْمُوْدَ لَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ
Ва айюсабита ли индакум кадама сидкин фид дунья вал ахирати, ва ас алуху айюбалиганил макама Махмуда, лакум индаллахи
Взываю к Аллаху исполнить сердце моё преданностью и непоколебимостью в отношении вас в этом мире и мире ином. Прошу Всевышнего помощи достичь приемлемого вами положения пред Аллахом.
و اَن َيَرْزُقَنِى طَلَبَ ثارِكُمْ مَعَ اِمامٍ هُدًى ظاهِرٍ ناطِقٍ بِالْحَقِّ مِنْكُمْ
Айярзукаани талаба сарикум маа имамин худан захирин натикин бил хакки минкум
И удостоить меня чести отмщения за вашу пролитую кровь в рядах имама (Махди) — предводителя, явного, свидетельствующего (об истине), из вашего рода.
وَ اَسْئَلُ اللَّهَ بَحَقَّكُمْ وَ بِالشَّأْنِ الَّذِى لَكُمْ عِنْدَهُ، اَيُعْطِيَنِى بِمُصابِى بِكُمْ اَفْضَلَ ما يُعْطِى مُصابًا بِمُصيبَة مُصِيبَة ما اَعْظمَها
Ва ас алуллаха би хаккикум ва би шанил лази лакум индаху айютияни би мусаби бикум афдала ма юйути мусабан би мусибати мусибата ма аъзамаха
Прошу Аллаха ради вас и вашего положения и достоинства, коими обладаете пред Ним, чтобы воздал посредством моей скорби по вас, наилучшую награду, которой вознаграждает раба, которого постигло несчастье и скорбь.
وَ اَعْظَمَ رَزِيَّتَّها فِى الاِسْلامِ وَ فِى جَمِيعِ السَّمواتِ وَالْاَرضِ، اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِى فِى مَقامِى هذا مِمَّن تَنالُهُ مِنْكَ، صَلَواتٌ وَ رَحْمَةٌ وَ مَغْفِرَةٌ
Ва аъзама разиятаха фил ислами ва фи джамиас самавати вал арди, Аллахумма джални фи маками хаза мимман таналуху минка салавату ва рахмату ва магфиратун
Поистине, как велика эта трагедия и тяжка эта потеря в Исламе, на небесах и на земле!
О, Аллах! Установи меня в данный момент, что предстал пред Тобой из числа тех, на кого снизошло Твое благословение, милость и прощение.
اَللَّهُمَّ اجْعَلْ مَحْياىَ مَحْيا مُحَمَّدٍ وَ آلِ مُحَمَّدٍ، وَ مَماتي مَماتَ مُحَمَّدٍ وَ آلِ مُحَمَّدٍ، اَللَّهُمَّ اِنَّ هذا يَوْمٌ تَبَرَّكَتْ بِهِ بَنُو اُمََّةُ، و ابْنُ آكِلَةِ الْاَكْبادِ اللَّعينُ ابْنُ اللَّعينِ عَلى لِسانِكَ وَ لِسانِ نَبِيِّكَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَ آلِهِ فِى كُلَّ مَوْطَنٍ وَ مَوْقِفٍ وَقَفَ فِيهِ نَبيُّكَ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَ آلِهِ
Аллахумма джал махьяя махья Мухаммадин ва али Мухаммад ва мамати мамата Мухаммадин ва али Мухаммад, Аллахумма инна хаза яумин табарракат бихи бану Умайята ва бну акилатил акбадил лаину ибнил лаин ала лисаника ва лисани набиика саллаллаху алайхи ва алхи фи кулли маутинин ва маукифин вакафа фихи набиика саллаллаху алайхи ва алихи
Установи мою жизнь подобной жизни Мухаммада и его семейства, и смерть — подобной смерти Мухаммада и его семейства.
О, Аллах! Это день, когда ликовали свою победу Омейяды и сын пожирательницы печени (Муавия сын Хинд), проклятый сын проклятого, которые прокляты тобой и Пророком, да благословит Аллах его и семейство; где бы не находился Пророк, он ниспосылал ему проклятие.
اَللَّهُمَّ، الْعَنْ اَبا سُفْيانَ وَ مُعاوِيَةُ وَ يَزيدَ ابْنَ مُعاوِيَةُ عَلَيْهِمْ مِنْكَ اللَّعْنَةُ اَبَدَ الْابِدِينَ، وَ هذا يَوْمٌ فَرِحَتْ بِهِ آلُ زِيادٍ وَ آلُ مَرْوانَ بَقَتْلِهمُ الْحُسَيْنَ، صَلَواتُ اللَّهِ عَلَيْهِ،
Аллахумма лаан Аба Суфиана ва Муавийя ва Язида бна Муавийя алайхим минкал лаанату абадал абидина, ва хаза яумун фарихат бихи алу Зияди ва алу Марвана би катлихимул Хусайна салаватул ллахи алайхи
О, Аллах! Прокляни Абу Суфьяна, Муавию и Язида ибн Муавию вечным проклятием. Ибо, это был день, когда семейство Зияда и семейство Марвана торжествовали, убив Хусейна, да благословит его Аллах.
اَللَّهُمَّ فَضاعِفْ عَلَيْهِمُ اللَّعْنَ مِنْكَ وَ الْعَذابَ الْاَليمَ، اَللَّهُمَّ اِنِّى اَتَقَرَّبُ اِلَيْكَ فِى هذا الْيَوْمِ وَ فِى مَوْقِفِى هذا وَ اَيَّامِ حَيوتى بِالْبَرآئَةِ مِنْهُمْ وَ اللَّعْنَةِ عَلَيْهِمْ، وَ بِالْمُوالاتِ لِنَبِيِّكَ وَ آلِ نَبِيِّكَ عَلَيْهِ وَ عَلَيْهِمُ السَّلامُ.
Аллахумма фази’иф алайхимул лаана минка вал азабал алима, Аллахумма инни атакарррабу илайка фи хазал яуми ва фи маукифи хаза ва аями хаяти бил бараати минхум вал ла’анати алайхим ва бил мувалати ли набийика ва али набийика алайхи ва алайхимус саламу
О, Аллах! Так умножь проклятия им и преумножь их муки в аду.
О, Аллах! Я приближаюсь к Тебе в этот день, в данный момент, на протяжении всей моей жизни посредством моей ненависти и ниспослания проклятий им. Приближаюсь посредством моей любви к Пророку и его семейству, мир ему и его семейству.
Произнести (желательно по возможности) сто раз следующее:
اَللَّهُمَّ الْعَنْ اَوَّلَ ظالِمٍ ظَلَمَ حَقَّ مُحَمَّدٍ وَ آلِ مُحَمَّدٍ، وَ آخِرَ تابِعٍ لَهُ عَلى ذلِكَ، اَللَّهُمَّ الْعَنْ الْعِصابَةُ الَّتِى جاهَدَتِ الْحُسَيْنَ، وَ شايَعَتْ وَ بايَعَتْ وَ تابَعَتْ عَلى قَتْلِهِ، اَللَّهُمَّ الْعَنْهُمْ جَمِيْعًا
Аллахуммал ла’ан аввала залимин залама хакка Мухаммадин ва али Мухаммадин ва ахира табиил лаху ала залик, Аллахуммал анил исабатал лати джахадатил Хусайна, ва шаяат ва баяат ва табаат ала катлихи Аллахуммал анхум джами ‘ан
О, Аллах! Прокляни первого угнетателя, поправшего права Мухаммада и семейства Мухаммада, и последнего, последовавшего первому угнетателю в этом деле. О, Аллах! Прокляни ту группу людей, сразившихся с Хусейном, и тех, кто посодействовал им и заключивших с ними союз, и всех тех, кто принял участие в убийстве имама. О, Аллах! Ниспошли проклятие всем им!
اَسَّلامُ عَلَيْكَ يا اَبا عَبْدِ اللَّهِ، وَ عَلى الْاَرْواحِ الَّتى حَلَّتْ بِفَنآئِكَ، عَلَيْكَ مِنِّى سَلامُ اللَّهِ اَبَدًا ما بَقِيْتُ وَ بَقِيَ اللَّيْلُ وَ النَّهارُ، وَ لا جَعَلَهُ اللَّهُ آخِرَ الْعَهْدِ مِنِّى لِزِيارَتِكُمْ، اَسَّلامُ عَلى الْحُسَيْنِ وَ عَلى وَ عَلِى ابْنِ الْحُسَيْنِ وَ عَلى اَوْلادِ الْحُسَيْنِ وَ عَلى اَصْحابِ الْحُسَيْنِ
Ассаламу алайка йя Аба Абдилла ва алал арвахил лати халлат би финаик алайка минни саламуллахи абадан ма бакиту ва бакийял лайлу ван нахар, ва ла джаалахул лаху ахирал ахди минни ли зияратикум, ассаламу алал Хусейн ва ала Али ибн Хусейн ва ала ауладил Хусейн ва ала асхабил Хусейн ……
Мир тебе о, Аба Абдалла! Мир тебе и ангелам, снизошедшим к тебе. Да приветствует тебя Аллах во веки веков, пока ночь сменяет день. Пусть не в последний раз посещаю я вас.
Мир и приветствие Хусейну и Али ибн Хусейну! Мир потомкам Хусейна и сподвижникам Хусейна.
اَللَّهُمَّ خُصَّ اَنْتَ اَوَّلَ ظالِمٍ باللَّعْنِ مِنِّى، وَ ابْدَاْ بِهِ أَوَّلاً ثُمَّ الثَّانِىَ وَ الثَّالِثَ وَ الرَّابِعَ، اَللَّهُمَّ الْعَنْ يَزِيدَ خامسًا، وَ الْعَنْ عُبَيْدَ اللَّهِ بْنِ زِيادٍ وَ ابْنَ مَرْجانَةُ وَ عُمَرَ بْنَ سَعْدٍ وَ شِمْرًا وَ آلَ اَبى سُفْيانَ وَ آلَ زيادٍ وَ آلَ مَرْوانَ اِلَى يَوْمِ الْقِيمَةِ
Аллахумма хусса анта аввала залими бил лаъни минни вабда бихи аввалан суммас саниа вас салиса вар робиа аллахуммал ан Язида хомисан вал ани Убайдаллахи бни Зияди вабна Марджаната ва Умара бна Саъдин ва Шимран ва ала Аби Суфьяна ва ала Зияди ва ала Марвана ила яумил киямати
О, Аллах! Прими моё проклятие в отношении самого первого угнетателя, прокляни первого, второго и третьего, четвертого. О, Аллах! Прокляни пятого Язида и прокляни Убайдуллу ибн Зияда и Ибн Марджана, и Умар ибн Сада, Шимра, род Абу Суфьяна, род Зияда и род Марвана до Судного дня!
اَللَّهُمَّ الْحَمْدُ حَمْدَ الشَّاكِرينَ لَكَ عَلى مُصابِهِمْ، اَلْحَمْدُ لِلَّهِ عَلى عَظيمِ رَزِيَّتى، اَللَّهُمَّ ارْزُقْنى شَفاعَةُ الْحُسَيْنِ يَوْمَ الْوُرُودِ، وَ ثَبِّتْ لِى قَدَمَ صِدْقٍ عِنْدَكَ مَعَ الْحُسَيْنِ وَ اَصْحابِ الْحُسَيْنِ، اَلَّذينَ بَذَلُو مُهَجَهُمْ دُونَ الْحُسَيْنِ عَلَيْهِ السَّلامُ.
Аллахумма лакал хамду хамдаш шакирина лака ала мусабихим алхамдулиллахи ала азими разийяти аллахумма рзукни шафаатал Хусайн яумал вуруд ва саббит ли кадама сидкин индака маал Хусайн ва асхабил Хусайн аллазина базалу мухаджахум дунал Хусайн алайхис салам
Совершить земной поклон саджда и сказать:
О, Аллах! Лишь Тебе воздают хвалу рабы, которых постигло несчастие и беды. Благодарен Всевышнему в великом своем несчастии.
О, Аллах! Удостой меня заступничества Хусейна в Судный День, и исполни моё сердце преданностью пред Тобой в отношении Хусейна и соратников Хусейна, которые бескорыстно отдали жизни ради Хусейна, мир ему!
1. Шейх Табарси.
2. «Маджмуа аль Бахрайн» том 2 стр. 304.
3. Барзах- промежуточная сфера между этим миром и Судным Днем, куда попадают души умерших после смерти.
4. «Камаль аз Зиарат» стр. 206, раздел 32, хадис № 292, «Аль Амали» Шейх Туси стр. 55, хадис № 74.
5. «Аль Гадир» аламме Амини том 5, стр. 159 со ссылкой на«Шифа ас Сикам» ибн Асакира стр. 21.
6. «Аваиль аль Макалат» стр. 73, хадис № 48.
7. Мунаджат – излияние души пред Аллахом или посланником и имамами, это способствует особой духовной связи между имамами и их последователями.
8. «Аваиль аль Макалат» стр. 49.
9. «Ман ла яхзурухул аль факих» том 2, стр. 92, хадис № 1824.
10. В традиции приводится, что как-то Абу Ханифа обедал вместе с имамом Садыком (саламуллахи алейхи), поев пищу, имам сказал: «Хвала Аллаху Господу миров! О, Господи! Эта еда была от Тебя и Твоего посланника!» Абу Ханифа сказал: «О, Аба Абдилла! (эпитет имама Садыка) вы Аллаху делаете сотоварища в виде посланника Аллаха?!» Имам сказал: «Замолчи! Разве ты не слышал слова Аллах в священном Коране:
وَمَا نَقَمُواْ إِلاَّ أَنْ أَغْنَاهُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ مِن فَضْلِهِ
«И мстят они только за то, что обогатил их Аллах и Его посланник от своей щедрости». (сура 9, аят 74). В другом месте Всевышний Аллах говорит:
وَلَوْ أَنَّهُمْ رَضُوْاْ مَا آتَاهُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَقَالُواْ حَسْبُنَا اللّهُ سَيُؤْتِينَا اللّهُ مِن فَضْلِهِ وَرَسُولُهُ
«И если они были довольны тем, что даровал им Аллах и Его посланник, и сказали: «довольно нам Аллаха, дарует нам Аллах от своей милости и его посланник» (Сура 9, аят 59)». Абу Ханифа сказал: «Клянусь Аллахом! Я как–будто и не слышал ранее эти прекрасные аяты!» («Канз аль фаваид» стр. 196, «Васаиль аш ши’а» том 24, стр. 351, «Бихар аль анвар» том 47, стр. 240).
11. См. там же. Том 2 стр. 93.
12. «Джамиуль ахадис», том 12, стр. 556
13. «Камил аз зийарат», стр. 131.
14. Там же 145
15. «Муснад Ахмад» том 3, стр. 342; «Мустадрак Хаким» том 3, стр. 176; «Тарих ибн Кассир», том 11, стр.29-30.
16. «Тарих Дамешк» стр. 56.
17. «Камиль аз-зиярат», стр. 105
18. «Тахзибуль ахкам», том 8, стр. 325.
19. «Аль Иршад» шейха Муфида (да будет с ним милость Аллаха), стр. 232.
20. «Тахзибуль ахкам», том 8, стр. 325.
21. «Аль бидаяту ва нихая», том 8, стр. 210.
22. Байхаки считал этот хадис в высшей степени достоверным. Ибн Хаджар в «Фатх аль Бари» (комментарий к «Сахих» Бухари) также указал на достоверность этого хадиса. («аль Макалат ас суннийя» стр. 114).
23. Манави приводит этот хадис от ибн Асакира в книге «Джамиа сагир» Хафиз Ираки говорит: «Ибн Абд аль Бирр приводит этот хадис в двух книгах и это «Ат Тамхид» и «аль Изтизкар» с достоверным санадом (передатчиками этого хадиса) восходящие к ибн Аббасау. Абд аль Хак также считал этот хадис в высшей степени достоверным. (с.м. «аль Макалат ас сунийя» стр. 114).
24. Касталани в книге «Тахкик ан назара ва мисбах аз Зуллам» на стр. 113 признает правильность тавасуля и истигасе (просьбы о помощи). В частности, он пишет касательно истории, произошедшей с предводителем мазхаба Малики. Халиф спросил у него: «Куда мне лучше обращаться, в сторону киблы или в сторону могилы пророка?» Малик сказал: «Почему отворачиваешь свое лицо от пророка? В то время как он наш посредник, а также посредник отца нашего Адама в Судный день! Так обрати же своё лицо в сторону могилы пророка и проси его быть заступником». («Кашф аль Иртияб», стр. 230).
25. Аба Абдилла –эпитет имама Хусейна (алейхи салам!)
26. Здесь имеется в виду, тот, кто отдал свою жизнь ради Аллаха, и пролил свою кровь во имя Аллаха и Его религии.
Источник : «http://alhassanain.org/m/russia«