В доисламский период, который обычно называют периодом невежества, группа молодёжи из язычников заключила между собой договор о том, что не будут позволять никому притеснять и посягать на честь гостей города Мекки, а в случае необходимости будут защищать каждого угнетённого и обиженного. В те дни, когда на дорогого Посланника Аллаха (с), ещё не была возложена пророческая миссия, Пророк Мухаммад (с) тоже принял участие в этом союзе по защите угнетённых и притесняемых. Позже, во время пророческой миссии, Пророк Ислама (с) сказал: «Если в настоящее время меня позовут на защиту, то я буду участвовать в этом».
Связь монотеизма с призывом к одобряемому и запретом порицаемого
Дорогой Посланник Аллаха (с,) изволил сказать: «Фраза «Нет божества кроме Аллаха», удаляет человека от гнева Божьего. С условием, что это благословенное слово не будет подвергнуто оскорблению и унижению». Один из сподвижников Пророка (с) спросил: «Разве возможно такое, чтобы фраза о единобожии подверглась унижению?». Пророк (с) ответил: «Если кто-то совершает публично грех, и никто не воспрепятствует этому, то это и есть унижение и оскорбление единобожия».
Связь пророчества с призывом к одобряемому и запретом порицаемого
В суре Священного Корана «Аль-Араф» (Ограды) об обязанностях и задачах Пророка читаем: «Он велит им творить добрые деяния и запрещает предосудительное».
Какое деяние нам наиболее важное в монотеизме, чем поклонение Единому Аллаху, и какое деяние наиболее худшее, чем поклонение идолам?
В Коране сказано: «Мы отправили к каждой общине посланника, [чтобы он сказал]: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте идола»».
Связь руководства с призывом к добрым деяниям и запрета дурного
Имам Хусейн (а) сказал о цели своего восстания следующее: «Разве вы не видите, что не совершают деяний согласно истине? Что не воспрепятствуют совершению предосудительного?». Так же имам говорил: «Я хочу призвать к совершению благого и запрета предосудительного. Желаю встать на защиту религии, принесённой Посланником Аллаха».
Место призывающих к праведным делам и запрещающих предосудительное
В суре «Ат-таубе» (Покаяние) вдвух аятах говорится: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай. И они будут сражаться во имя Аллаха, убивая и погибая, в соответствии с истинными обещаниями от него, [данными] в Торе, Евангелии и Коране. И кто же надёжнее в своём обете, чем Аллах?
Радуйтесь же сделке, которую вы заключили с Ним, ибо именно это и есть великий успех. [Верующие — это] кающиеся [перед Аллахом], поклоняющиеся [Аллаху], восхваляющие, постящиеся, бьющие поклоны, бьющие челом, велящие [творить] добро и запрещающие [вершить] зло, соблюдающие предписания Аллаха. Обрадуй же, [Мухаммад] верующих».
Одного взгляда на эти два аята достаточно для того, чтобы нам стали ясны и понятны качества тех, которые призывают к праведным делам. Они мужественные и сильные люди. Дни и ночи они проводят в покаяниях и восхвалениях Аллаха. Постоянно совершают поклоны и падают ниц перед Всевышним. Их предупреждения, совершающим неблаговидные поступки, всегда вместе с защитой и охраной законов Аллаха. Да, огромный успех и победа, которые обещал Всевышний, специально предназначены только для таких людей. Но ни в коем случае для тех, которые сами попирают законы и предписания Аллаха. Они подобны тем людям, которые сами нарушают, скажем, правила уличного движения и не останавливаются на красный цвет светофора, но в тоже время высказывают замечания тем, которые не соблюдают хиджаб.
О призыве совершать праведные деяния в преданиях
Посланник Аллаха (с) изволил сказать: «Призывающие к совершению праведных дел – наместники Аллаха на земле». В другом хадисе сказано, что враг верующего – отсутствие веры. Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха! Разве может быть верующий без веры?». Пророк (с) ответил: «Мусульманин, не призывающий, к совершению праведных деяний не имеет веры». Повелитель правоверных Али (а) сказал: «Призыв к благому и запрет предосудительного – два важнейших свойства. Тот, кто будет помогать этим двум религиозным обязанностям, будут в почёте у Аллаха. Запрет предосудительного – для развратников равносилен тому, что их ткнули носом в землю». Запрет предосудительного – это очень сильное средство контроля тех глупцов и невежд, которые имеют большую склонность к уклонению от истины. Имам Бакир (а) сетуя, говорил: «Есть такие люди, что если совершение молитвы будет носить убыток их богатству или же их душам, то они перестанут совершать молитву. Точно так же, как они по этой причине забрасывают призыв к совершению праведных дел и запрет предосудительного, которые являются наиглавнейшими и важнейшими обязательствами и религиозными предписаниями». Человек, не препятствующий предосудительному, равносилен тому, кто оставляет умирать на шоссе раненного в автокатастрофе. Люди, которые не противодействуют правонарушителям, подобны мертвецам среди живых. Запретные деяния словно огонь, если они не «погаснут» из-за вашего запрета, то сожгут всё вокруг. Если увидишь ядовитое насекомое, ползущее в сторону спящего человека и не поднимешь тревогу, то станешь соучастником его убийства. Имам Садик (а) сказал: «Тот, кто способен воспрепятствовать распущенности и разложению, но не делает этого, любит чтобы совершались прегрешения. Такой человек объявил о своей вражде к Богу». Да, тот, кто открыто грешит, унижает религию и радует врагов Аллаха. Посланник Аллаха (с) изволил сказать: «Есть группа людей, они не пророки и не шахиды. Однако люди завидуют их высокому положению, которое они получили по причине того, что призывали других к совершению праведных деяний». В Коране сказано: «Оберегайте себя и своих близких от огня геенны». Предание, дополняющее этот аят, гласит: «Это сохранение должно совершаться путём призыва к совершению праведных дел и запрета предосудительного». Если люди будут молчать, видя безнравственность, то гнев Всевышнего может обрушиться на всех. Тот, кто не имеет веры в призыв к совершению праведных дел и запрета предосудительного, не имеет религии. Вершина религии – призыв к совершению праведных дел и запрет предосудительного, соблюдение Божественных границ. Основа религии – призыв к совершению праведных дел, запрет предосудительного и соблюдение Божественных границ. Бог недоволен, если кто-то на Земле совершает прегрешения, а его руководители при этом остаются молчаливыми. Посланник Аллаха (с) говорил: «Ко мне снизошел Джабраил и сказал, что Ислам имеет десять частей и седьмая из них – призыв к праведным делам и запрет дурного». В другом предании говорится, что мусульманина, который не препятствует совершению дурного, назовут слабым и не имеющим религии, и его постигнет гнев Божий. Призыв к совершению праведных дел и запрет дурного – это путь пророков и праведников. Главнейшая обязанность, с выполнением которой можно приобрести людскую безопасность и справедливость.
Источник книга «Призыв к благому и запрет предосудительного»