Великие люди, их друзья и враги
Великие люди, определяющие человеческую историю, всегда вызывают различные, иногда противоречивые суждения. В некоторых современниках они находят друзей, с которыми бывают неразлучны, сподвижников, готовых пойти ради них на всё, что угодно, перенося при этом самые тяжёлые испытания; в других же – непримиримых врагов, злобных и упрямых, не желающих ни в малейшей мере встать на путь мира и спокойствия.
Эти дружба и вражда бывают настолько велики, что уже не знают границ, захватывают новые времена и пространства. И главным образом, такая противоречивая оценка и ее сила зависят от величия личности человека, на которого она направлены.
Даже при беглом взгляде становится понятным, что среди всех великих личностей истории человечества никто не может сравниться в этом плане с Имамом Али (а). Возможно, близок к нему Пророк Иса (а), который некоторыми качествами был похож на Имама Али (а) и так же возбуждал безмерную любовь одних и не меньшую ненависть других, вызывая противоречивые суждения. То есть, можно выделить некое сходство между этими небесными избранниками.
Согласно убеждениям большей части христиан, Пророк Иса (а) – это воплотившийся в человеческом теле бог, пришёдший спасти своих рабов от наследственного греха их праотца Адама (а), и распятый. Почти все христиане приписывают ему божественные качества.
Противоположного мнения придерживаются иудеи, обвиняющие Ису (а) в клевете и лжи, и высказывающие такие ужасные оскорбления в адрес его святой матери, так, что одно упоминание этих слов вызывает уже некоторое смущение.
Подобное же противоположное отношение существует и по отношению к Имаму Али (а). Некая секта в проявлении любви к нему из-за своего ограниченного мышления вознесла его до божественного уровня. Те высокие нравственные качества, которые проявились у Имама в течение жизни, свидетельствуют, по их мнению, о его божественности. К сожалению, эта секта, называющаяся алявитами (или же «Алиюллах»), существует до сих пор, и многие люди следуют их вере. Также вызывает сожаление и то, что до сих пор шииты не смогли предотвратить распространение подобных убеждений, показать истинное значение Имама Али (а) и направить сектантов на путь единобожия, по которому всегда следовал сам Имам Али (а).
Противоположного мнения придерживаются те, кто с первых дней правления Имама Али (ДБМ) испытывали к нему враждебность. Некоторое время спустя противники Имама образовали такие секты, как хариджиты и насибиты.
Сам Пророк Ислама (с) предвещал возникновение во время правления Имама Али (а) этих двух отклоняющихся от истины сект, в одном из своих изречений он сказал Имаму то, что тот потом повторил: «Двое из-за меня пропадут: любящие чрезмерно и ненавидящие безмерно»[1].
Есть ещё и другое сходство между Имамом Али (а) и Пророком Исой (а), это – место их рождения.
Пророк Иса (а) родился на священной земле Вифлеем (не относящейся к Бейт-уль-Мукаддасу) и поэтому он имеет некое превосходство над другими Пророками сынов Исраила. Повелитель правоверных Али (а) родился в Мекке, в доме Бога Каабе и погиб в доме Бога в мечети Куфы, то есть, не только родился, но и покинул сей свет в прекрасном месте. Три свойства в личности Имама Али
В своих исследованиях психологи пришли к выводу, что личность человека зависит от трёх важных факторов, и каждый из них по особому влияет на его психологию. Душевные качества и мышление человека образуют некий треугольник, образующийся при соединении этих трех точек, трех составляющих, и это: наследственность, обучение и воспитание, и окружающая среда.
Положительные и негативные качества человека, определяющие его характер, формируются на этих трех основах.
Что касается наследственности, то вкратце это можно пояснить так: следующее поколение наследует от нас не только внешнее сходство, от отца и матери к детям переходят и внутренние качества.
Обучение (воспитание) и окружающая среда играют важную роль в выявлении тех высоких нравственных качеств, которые уже вложены в саму суть человека, или же тех свойств личности, которые ребёнок унаследует у отца и матери. Один преподаватель может изменить жизнь одного ребенка или же целого класса. И как много тех, кого общество из скверных делает чистыми или из чистых делает скверными! Сила этих двух факторов и их влияние на формирование личности человека настолько ясны, что нет надобности разъяснять это более подробно. Также не стоит забывать о том, эти факторы влияют и на желания и потребности человека.
Наследственные качества Имама Али (а)
Отцом Али был Абу Талиб, возглавлявший династию хашимитов. Весь его добродетельный нрав был доказательством его веры в единого Бога.
Когда дед Пророка Абд-аль-Мутталиб покинул этот мир, Пророку было восемь лет. С того самого дня и в последующие сорок два года Абу Талиб везде и во всём был поддержкой и хранителем Пророка Ислама (с), и с особой любовью жертвовал собой, поддерживая Пророка в его миссии и распространяя религию единобожия. Это отражается во многих стихах, записанных в сборнике стихов Абу Талиба, из числа которых:
لِیعلَم خِیارُالنّاسِ انَّ مُحَمَّداً
نَبِیِّ کَموسی وَالمَسِیحِ بن مَریَمَ
Благочестивый должен знать,
Что Мухаммад, как Муса с Исой – Пророк Божий.
Эта жертвенность, ставшая причиной пленения всей династии хашимитов в сухой и знойной пустыне, проявлялась лишь из-за любви Абу Талиба к Пророку и его истинного стремления к духовности. Даже родственные узы или какие-либо материальные факторы не смогут сформировать в человеке такое стремление к духовности.
Доказательства веры Абу Талиба в религию своего племянника настолько многочисленны, что это привлекло внимание исследователей. К сожалению, некоторые люди из-за своего бессмысленного фанатизма подвергают сомнению веру Абу Талиба, а другие и вовсе пытаются представить его человеком неверующим. Если хотя бы часть тех доказательств, которые приведены в исторических источниках и преданиях о вере Абу Талиба, относилась бы к кому-то другому, то ни для кого не было бы сомнений в вере этого человека и его следовании Исламу. Поэтому нам совершенно непонятно, почему все эти доказательства не смогли осветить сердца некоторых людей!
Мать Имама Али
Матерью Али была Фатима, дочь Асада из династии хашимитов. Она была одной из первых женщин, уверовавших в религию Пророка Ислама (с), а до его миссии следовала религии Ибрахима. Эта святая женщина во время усиления родовых схваток направилась к Масджид-аль-хараму и, приблизившись к стенам Каабы, сказала: «Господи! Я верую в Тебя, Пророков и писания, которые ниспосланы Тобою, а также следую религии Ибрахима, построившего этот дом. Господи! Ради уважения к построившему этот дом и ради младенца, что в моём чреве, облегчи мне роды!»
После этого Фатима чудеснейшим образом вошла в дом Бога и родила там.
Это важное свидетельство привели в своих произведениях и шиитские историки, и передатчики хадисов, и исследователи родословных. Также многие суннитские ученые признали этот факт и посчитали его важным свидетельством превосходства Али.
Хаким Нишабури говорит: «Известие о рождении Али в доме Бога дошло до нас из поколения в поколение непрерывным путём». Алюси Багдади, известный толкователь Корана, пишет: «Факт рождения Али в доме Бога известен всему миру и до сих пор никто не смог постичь этого превосходства».
[1]- Нахдж-уль-балага, афоризм 117.