Доказательства необходимости назначения имама

Завершение пророческой миссии без назначения непорочного имама — противоречит Божественной мудрости.

Совершенство мировой религии и вечность Ислама зависят от определения достойных наместников великого Пророка (c), которые обладали бы всеми дарованными Богом Пророку качествами, за исключением пророчества и посланнической миссии. Данный тезис можно наблюдать во многих благородных аятах Корана и преданиях, переданных как в шиитских толкованиях к Корану, так и в суннитских.

Так, например, в третьем аяте суры аль-Маидат (Трапеза) говорится: Сегодня Я завершил для вас вашу религию, закончил для вас свою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам.

Данный аят согласно общему мнению толкователей Корана был ниспослан во время «прощального хаджа», то есть всего лишь за несколько месяцев до кончины пророка Мухаммада (c). После того, как Аллах указывает на потерю неверными надежды на уязвимость Ислама (Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их…), Он говорит, что сегодня ваша религия совершенствовалась, и Я завершил для вас Свою милость. Учитывая множество хадисов, дошедших до нас, по поводу причин ниспослания этого аята, становится полностью ясно, что эти «совершенствование» и «завершение», сопровождающиеся безнадежностью неверных в уязвимости Ислама, свершились с назначением Всевышним Аллахом наместника для великого Пророка (c).

Это связано с тем, что враги Ислама ожидали, что после кончины Посланника Бога (c), особенно учитывая отсутствие у него сына – наследника, Ислам останется без лидера и начнется эпоха упадка его мощи и величия. Однако с назначением наместника Пророка (c) религия Ислам достигла совершенства, а Божественная милость достигла своего предела, и надежды неверных развеялись (1).

Назначение данное происходило следующим образом: Пророк Ислама (c) по возвращению из «прощального» хаджа собрал всех паломников в местечке Гадир-Хум и, произнеся подробную проповедь, спросил их: Имею ли я над вами власть от Бога? (2) Все в один голос ответили положительно.
Затем он взял за руку Али (а), поднял его перед всеми и сказал: Кому я являюсь господином, тому Али господин! Таким образом Посланник Аллаха (с) объявил божественную власть закрепленной за его светлостью. Затем все присутствующие присягнули его светлости, в том числе и второй халиф присягнул повелителю правоверных Али (а) и, поздравляя его, сказал: …О Али! Я стал сподвижником своего господина и господина всех правоверных мужчин и женщин. (3)

В этот день был ниспослан благословенный аят: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, закончил для вас свою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам», а великий Посланник (с) возвеличил Бога и сказал: Закончилась моя миссия и завершилась религия Аллаха правлением Али после меня. В предании, переданном некоторыми суннитскими учеными, также приведено, что Абу Бакр и Умар встали однажды и спросили у Посланника Аллаха (с): «Это правление (вилайа) только за Али?»
Его светлость ответил: Только за Али и моими наследниками до Судного дня.
Они тогда спросили: Кто являются Вашими наследниками?
Он ответил:
— Али – мой брат, мой визирь, мой наследник, мой наместник в делах моей уммы и предводитель всех правоверных после меня. Затем мой сын аль-Хасан, затем мой сын аль-Хусейн, затем девять потомков моего сына аль-Хусейна один за другим. Коран с ними, и они с Кораном. Не отделимы они от него, и не отделим он от них, пока не придут к Источнику (в раю – от пер.). (4)

Согласно тому, о чем говорится в различных преданиях, великий Посланник (с) ранее был назначен официально объявить об имамате повелителя правоверных (а). Однако он опасался того, что, не дай Бог, люди могут посчитать это его личным мнением и не принять его. Поэтому он искал подходящую возможность, когда будет подготовлена почва для данного дела. И вот был ниспослан аят: О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа, а если ты не сделаешь этого, то не передашь Его послания. И Аллах защитит тебя от людей. (5)

В аяте одновременно говорится как о необходимости распространения данного Божественного послания, которое равносильно остальным посланиям, а недоведение его до людей равняется отказу от пропаганды всей возложенной Богом миссии, так и предоставляется гарантия его светлости в том, что Всевышний Аллах оградит тебя (то есть Посланника (с)) от последствий этого акта.

После ниспослания данного аята великий Пророк (с) понял, что настал подходящий момент, и более нельзя медлить. Поэтому в Гадир-Хуме он исполнил данное обязательство. (6) Надо отметить, что произошедшее в этот день было официальным объявлением и взятием присяги у людей, а иначе Посланник Аллаха (с) в течение всей своей миссии неоднократно и в разной форме заявлял о преемственности повелителя правоверных Али (а). Так первые годы своей миссии, когда снизошел аят: И увещевай твою ближайшую родню (7), он в присутствии всех своих родственников сказал: «Первый человек, который примет мой призыв, будет моим преемником». По общему мнению всех исламских течений, давшим положительный ответ был Али сын Абу Талиба (а).(8)

Точно также, когда был ниспослан аят «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (9), объявлявший обязательным полное следование «обладателям власти» и ставивший следование им равнозначным следованию великого Пророка (с), Джабир ибн Абдуллах Ансари спросил его светлость: «Кто эти обладатели власти, следование которым равнозначно следованию тебе?». Пророк ответил: «Они – халифы, Джабир, и имамы мусульман после меня. Первый из них – Али сын Абу Талиба, затем аль-Хасан, затем аль-Хусейн, затем Али сын аль-Хусейна, затем Мухаммад сын Али, известный в Торе как аль-Бакир, и ты застанешь его, о Джабир, и когда увидишь его, то передай от меня салам (привет — пер.), затем ас-Садик Джафар сын Мухаммада, затем Муса сын Джафара, затем Али сын Мусы, затем Мухаммад сын Али, затем Али сын Мухаммада, затем аль-Хасан сын Али, затем мое имя и моя кунья – знамение Аллаха на Его земле и оставленный Им среди Его рабов – сын аль-Хасана сына Али». (10)

Согласно предсказанию великого Пророка (с) Джабир был жив до времен имамата его светлости Бакира (а) и передал ему привет от Посланника Аллаха (с). В другом предании от Абу Басира передается, что он сказал: Я спросил у имама Садика (а) о (значении — пер.) аята об обладателях власти. Он ответил: «Он был ниспослан об Али сыне Абу Талиба, Хасане и Хусейне». Я сказал: «Люди спрашивают, почему благословенный Коран не назвал поименно Али и его семейство (мир им!)?» Он ответил: «Скажи им: Аят снизошедший о намазе не обозначил три раката, четыре раката, и Посланник Аллаха (с) разъяснил его людям, точно также и аяты о закяте, хадже… Этот аят точно также Посланник Аллаха должен был разъяснить людям, и он сказал: «Кому я являюсь господином, для того и Али господин». А также он сказал: «Я завещаю вам следование Книге Бога и моему семейству. Воистину я попросил у Аллаха, чтобы Он не разделял Коран и мое семейство, пока они не примкнут ко мне у источника Каусар, и Он принял это. А также сказал: «Вы не достигните степени их знаний, так как они более знающи, чем вы, и поистине они не выведут вас из дверей наставления и не введут в двери унижения». (11)

А также неоднократно, в том числе и в последние дни своей жизни, он говорил: «Мое семейство подобно ковчегу Нуха, каждый кто сядет в него спасется, а кто покинет его — утонет». (12)

Также неоднократно он говорил Али сыну Абу Талиба: «Ты – повелитель всех правоверных после меня». (13) И десятки других хадисов, приводить которые здесь нет возможности. (14)

Источник: https://erfan.ir/ru

1) Для большего пояснения о доказательствах этого аята обращайтесь к комментарию к Корану «аль-Мизан».


2) Указание на шестой аят суры Сонмы: Пророк ближе к верующим, чем они сами.


3) За доказательствами о несомненности в передаче этого хадиса обратитесь к «Абакат аль-анвар» и «аль-Гадир».


4) Гайат аль-мурам, раздел 58, хадис 4.


5) Сура Трапеза, аят 67. для большего комментария о доказанности этого аята обращайтесь к толкованию Корана «аль-Мизан».


6) Этот хадис передан суннитскими учеными от семи сподвижниках Посланника Бога (c).


7) Сура Поэты, аят 214.


8) Абакат аль-анвар, аль-Гадир, аль-Мураджиат.


9) Сура Женщины, аят 59.


10) Гайат аль-мурам, том 10, с. 267. Исбат аль-худа, том 3, с. 123.


11) Гайат аль-мурам, том 3, с. 265.


12) Обратитесь к Мустадрак.


13) Обратитесь к: Мустадрак, Саваик ибн Хиджара, Муснад ибн Ханбала.


14) Шейх Саддук, Камал ад-дин ва тамам ан-нима. Маджлиси, Бихар аль-анвар.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.