Аяты священного Корана и различные предания указывают на то, что характер и нрав человека может меняться, потому как:
1) Сам факт назначения пророков и посланников (а), ниспослание писаний и вообще всех божественных повелений, целью которых является становление на истинный путь и воспитание абсолютно всех людей на свете, сам по себе свидетельствует о возможности воспитания души и культивации нравственных добродетелей абсолютно любым человеком.
В священном Коране говорится: «Он (Господь) – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении». Этот и подобные этому аяты ясно указывают на то, что целью ниспослания, в том числе и нашего Пророка (с), было наставление, воспитание, очищение и обучение всех людей, которые, как сказано в Коране, пребывали в очевидном заблуждении 1,2.
2) Все аяты, в которых Всевышний обращается к людям словами: «О, сыны Адама!», «О, люди!», «О, человек!», «О, рабы Мои!» и т. д., в которых Он повелевает совершение чего-то или запрещает, или же касается вопросов очищения души и культивации лучших нравственных качеств, все это на самом деле наилучшим образом доказывает возможность того, что человек может исправить свой дурной характер и нрав, потому как иначе вся эта речь, обращенная к людям, не имела бы ни малейшего смысла, а в отношении слов Господа подобное допускать никак нельзя.
Возможно, у кого-то есть возражение, что все эти аяты в основном касаются практической и ритуальной части, тогда как нравственность и характер относятся к внутреннему состоянию, а не к конкретному действию.
Нельзя забывать, что характер и все действия человека имеют четкую причинно-следственную связь и являются друг для друга причиной и следствием, равным образом влияя одним на другое. Так же обстоит с благодеяниями и греховными поступками, и если человек будет часто повторять что-то из этого, то это станет причиной становления соответствующего его поступкам характера и нрава.
3) Основой убеждения в том, что человек не обладает возможностью изменить свой характер и нрав, является фатализм – школа «джабритов». Они убеждены в том, что человек не способен изменить свой характер, будь он плохим или хорошим, и так как основой всякого деяния всегда служит сама суть человека, которая отражается в его нравах и характере, то получается, что он не имеет выбора также и в своих деяниях, которые берут свое начало именно из его сущности – характера и нравов, и это вместе с тем утверждением, что человек обязан совершать благодеяния и оставлять совершение всякого греха. Это самая что ни на есть суть идеи фатализма, и все негативные последствия данной идеи исходят как раз из неправильного понимания этого принципа 3 .
4) Аяты, которые поощряют людей к тому, чтобы они улучшали свои нравы и исправляли характер, призывают сторониться всего безнравственного и мерзкого, так же являются ясным доказательством наличия у человека возможности изменить свой характер. Например, можно привести следующий аят: «Преуспел тот, кто очистил ее (душу), и понес урон тот, кто опорочил ее» 4 .
Использованное в оригинале слово «дассаха» (то есть та часть, которая переведена как «опорочил ее») происходит от корня «дасса» или «дасисат», что означает смешение некой непристойной и нечистой вещи с чем-то другим. Таким образом, этот аят также указывает на то, что изначальное естество человека является чистым и богобоязненным, а вся скверна в виде всяческих пороков души и сердца являются приобретенными извне, и каждое из этих двух начал может менять свое место в человеке посредством его деяний.
В священном Коране в 34-м аяте суры «Разъяснены» написано: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий и любящий друг».
Приведенный выше аят свидетельствует о том, что глубоко укоренившаяся в характере человека вражда способна измениться и превратиться в горячую дружбу вследствие должного отношения к человеку и правильного поведения с ним. Если бы характер и нрав человека не был способен меняться, то такое было бы невозможным.
В многочисленных преданиях прослеживается указание на истинность данного утверждения:
1) Известный хадис от Пророка (с), в котором он говорит: «Истинно, я был послан для усовершенствования нравов!» 5 – является ясным указанием на возможность их изменения.
2) Все хадисы, смысл которых сводится к поощрению улучшения нравов, как например высказывание Пророка (с): «Если бы только раб знал, что заключает в себе хороший нрав, то он узнал бы убежденным знанием, что (в первую очередь) он сам нуждается в нем» 6 .
3) Еще в одном хадисе от Пророка (с) передается, что он сказал: «Благой нрав – половина религии» 7 .
4) В хадисе от Повелителя Правоверных Имама Али (а) передается, что он сказал: «Благой нрав является плодом знания, (так же как и) дурной нрав является плодом невежества» 8 .
Исходя из того, что невежество и знание человека также претерпевают изменения, то, следовательно, нрав и характер человека также меняется вслед за ними.
5) В хадисе от Пророка (с) передается, что он сказал: «Истинно, (бывает так, что) раб достигает высочайших степеней в последнем мире посредством своего нрава, хотя при этом является слабым в своем поклонении» 9 .
В данном хадисе, во-первых, идет сравнение между поклонением и нравом, во-вторых, упоминаются высшие степени последней жизни, которые, несомненно, могут зависеть только от избираемого самим человеком деяния, в-третьих, в хадисе поощряется улучшение своего нрава, и все это указывает на то, что плохой или хороший характер и нрав человека являются приобретаемыми качествами, а не навязываемыми извне, над которыми человек не имеет никакой власти (обратите на этот пункт особое внимание).
На самом деле, имеется большое множество преданий от непорочных Имамов (а), смысл которых схож с теми, которые мы уже привели. 10 Все они указывают на то, что нравственные характеристики способны меняться, а если бы это было не так, то тогда все эти разговоры и поощрения должны были быть бессмыслицей и пустословием.
6) В другом хадисе передается от Пророка (с), что он сказал одному из своих сторонников по имени Джарир ибн Абдуллах: «Истинно, Аллах сделал твой образ прекрасным, так улучши и ты (в свою очередь) свой характер и свои нравы! » 11 .
Резюмируя все сказанное выше, можно сказать, что в наших книгах имеются многочисленные предания гласящие о том, что человеческий нрав способен изменяться 12 .
Мы завершаем это обсуждение хадисом от Повелителя Правоверных Имама Али (а), который, поощряя людей к культивации высших добродетелей, сказал: «Ценность человека определяется наличием у него благого нрава и отстранением от всякого его дурного проявления» 13 14.
Источник: https://www.makarem.ir
1)Священный Коран, сура «Пятница» («Собрание»), аят. 2.
2)Там же, сура «Семейство Имрана», аят 164.
3)»Аль-Кафи», Кулейни Мухаммад ибн Йа’куб ибн Исхак, под редакцией Гаффари Али Акбара и Ахунди Мухаммада, издательство «Дар Аль-Кутуб Аль-Исламийа», г. Тегеран, издание четвертое, 1407 год по лунному календарю, т. 1, стр. 155, глава «Джабр (фатализм) и кадр (свобода выбора) и положение между двумя этими принципами»; Кашф Аль-Мурад фи Шарх Таджрид Аль-И’тикад», автор алламе Хилли, под редакцией аятоллы Хасана Заде Амули, издательство «Муассасат Ан-Нашр Аль-Ислами», обсуждение вопроса свободы воли и предопределения и негативных последствий идеи фатализма.
4)Священный Коран, сура «Солнце», аяты 9 и 10.
5)»Иршад Аль-Кулюб», автор Дейлами Хасан ибн Мухаммад, переводчик с арабского Мустархами Хидайатулла, издательство «Мустафави», г. Тегеран, издание третье, 1349 год хиджры по солнечному календарю, т. 1, стр. 174, глава 18: «Мудрые изречения Лукмана (а) и наставления божьего посланника (а)».
6)»Бихар Аль-Анвар» – «Моря светочей», Маджлиси Мухаммад Бакыр ибн Мухаммад Таки, издательство «Дар Ихъя’ Ат-Турас Аль-Араби», г. Бейрут, издание второе, 1403 год по лунному календарю, т. 10, стр. 369, глава 20.
7)Там же, т. 68, стр. 385, глава 92: «Благой нрав и толкование слов Всевышнего «Истинно, ты обладатель великого нрава!»
8)»Гурар Аль-Хикам ва Дурар Аль-Калам» – «Блеск мудрости и жемчужины слова», Тамими Амади, Абд Аль-Вахид ибн Мухаммад, под редакцией Сейида Махди Раджаи, издательство «Дар Аль-Китаб Аль-Ислами», г. Кум, издание второе, 1410 год хиджры по лунному календарю, стр. 69, хадис номер 1328.
9)»Аль-Махджат Аль-Байда’ фи Тахзиб Аль-Ахъя’ » – «Ясный путь для очищения живых», мулла Мухсин Фейз Кашани, под редакцией Гаффари Али Акбара, издательство «Муассасе-е энтещарат-е эслами», г. Кум, издание четвертое, 1417 год по лунному календарю, т. 5, стр. 93.
10)»Аль-Кафи», Кулейни Мухаммад ибн Йа’куб ибн Исхак, под редакцией Гаффари Али Акбара и Ахунди Мухаммада, издательство «Дар Аль-Кутуб Аль-Исламийа», г. Тегеран, издание четвертое, 1407 год по лунному календарю, т. 2, стр. 99, глава «О благом нраве» в которой приводится 18 хадисов на данную тему.
11)»Бихар аль анвар» («Моря светочей»), Маджлиси Мухаммад Бакыр ибн Мухаммад Таки, издательство «Дар ихъя’ ат турас аль араби», г. Бейрут, издание второе, 1403 год по лунному календарю, т. 68, стр. 394, глава 92 — «Благой нрав и толкование слов Всевышнего «Истинно, ты обладатель великого нрава!».
12)»Аль кафи», Кулейни Мухаммад ибн Йа’куб ибн Исхак, под редакцией Гаффари Али Акбара и Ахунди Мухаммада, издательство «Дар аль кутуб аль исламийа», г. Тегеран, издание четвертое, 1407 год по лунному календарю, т. 2, стр. 99, глава «О благом нраве».
13)»Гурар аль хикам ва дурар аль калам» («Блеск мудрости и жемчужины слова»), Тамими Амади, абд аль Вахид ибн Мухаммад, под редакцией Раджаи сейида Махди, издательство «Дар аль китаб аль ислами», г. Кум, издание второе, 1410 год от хиджры по лунному календарю, стр. 87, хадис номер 1674.
14)Выдержка из книги «Ахлак дар коръан» («Нравственность в Коране»), автор великий аятолла Насыр Макарем Ширази, издательство «Мадрасат аль имам Али ибн аби Талиб (а)», г. Кум, издание первое, 1377 год от хиджры по солнечному календарю, т. 1, стр. 34.