Дата смерти: 10-го мухаррама 61-го года лунной хиджры (680 г.).
Место погребения: Кербела, рядом с могилой имама Хусейна (а).
Места жительства: Медина, Куфа.
Статус: сподвижник Пророка (с), приближённое лицо имама Али (а), имама Хасана (а) и имама Хусейна (а).
Хабиб ибн Музахир Асади – выходец из племени Бану Асад, житель Куфы, особый сподвижник имама Али (а). Убит в 75-летнем возрасте вместе с имамом Хусейном (а) в сражении в Кербеле.
Имя и племя
В ранних источниках имя отца Хабиба написано как «Музахир» , «Музаххар» и даже «Мутаххар» . Однако Мамакани, исходя из наиболее популярной в народе и молитвах версии, считает имя Музахир наиболее достоверным . Выходец из племени Бану Асад, он был сподвижником Посланника Аллаха (с), имама Али (а), имама Хасана (а) и имама Хусейна (а).
Добродетели
Хабиб был набожным аскетом. Он знал наизусть весь Коран и молился Господу ночи напролёт. Еженощно он прочитывал весь Коран, как завещал ему имам Хусейн, и во всём соблюдал Божьи заповеди. Жил он очень простой жизнью и не испытывал никакой страсти к богатству, говоря: «У нас нет никакого оправдания перед Посланником Аллаха (с) жить и здравствовать, когда его потомка вероломно убили».
В эпоху Пророка (с)
Хабиб ибн Музахир был одним из сподвижников Пророка (с), что подтверждает Ибн Калби . Ибн Хаджар Аскалани пишет, что Хабиб видел Посланника Аллаха (с), хотя шейх Туси считает, что он был табиином и сподвижником имама Али (а), имама Хасана (а) и имама Хусейна (а).
В эпоху имама Али (а)
Хабиб отправился с имамом Али (а) в Куфу и принял участие во всех его сражениях. Он стал одним из его особых сподвижников и доводил до людей его знания . Али (а) научил его предугадывать будущие события и включил в особую группу «Шуртат ал-хамис», члены которой были готовы без колебаний пожертвовать своей жизнью ради имама. Ещё за несколько лет до битвы в Кербеле они с Майсамом Таммаром предсказывали друг другу, что падут мучениками. Имам Али (а) научил их предсказывать будущее .
Во время восстания имама Хусейна (а)
В Куфе
После смерти Муавийи в 60-м году лунной хиджры Хабиб вместе с группой шиитов Куфы, среди которых были Сулайман ибн Сурад, Мусаййаб ибн Наджаба и Рафаа ибн Шаддад Баджали, отказались присягать на верность Йазиду и написали письмо имаму Хусейну, в котором призывали его восстать против Омейядов и выступить в Куфу. Когда Муслим ибн Акил прибыл в Куфу, Хабиб поспешил к нему на подмогу и вместе с Муслимом ибн Авсаджем тайно приводил людей к нему, чтобы они через него приносили присягу имаму Хусейну (а). Когда Ибн Зийад прибыл в Куфу и стал притеснять из-за этого местных жителей, они не только бросили Муслима ибн Акила на произвол судьбы, но и нарушили присягу. Тогда представители племени Бану Асад спрятали у себя Хабиба и Муслима ибн Авсаджа, а затем вместе с ними отправились к имаму Хусейну (а). Днём они прятались от людей Ибн Зийада, а ночью коротали путь. В итоге седьмого числа месяца мухаррам они дошли до лагеря имама Хусейна (а) в Кербеле .
В Кербеле
Прибыв к Кербелу, Хабиб на деле показал свою верность имаму Хусейну (а). Увидев, что у имама мало сторонников и много противников, он сказал: «Здесь поблизости находятся люди из племени Бану Асад. Если ты позволишь, я пойду и призову их на подмогу. Может быть, Аллах наставит их на прямой путь». Получив согласие имама, он тут же отправился к ним и стал звать их на помощь, но Амр ибн Сад отправил за ним свой отряд, который перекрыл им дорогу и не позволил вступить под знамёна имама .
Днём накануне Ашуры
Днём накануне Ашуры один из воинов Амра ибн Сада принёс его письмо имаму Хусейну (а), и Хабиб стал советовать не выступать на стороне несправедливости. В тот же день он пошёл в стан врага и стал рассказывать там о добродетелях имама и убеждать не вступать в сражение.
Ночью накануне Ашуры
Ночью накануне Ашуры Хилал ибн Нафи сообщил Хабибу, что Зайнаб, дочь имама Али (а), сомневается в верности сподвижников имама Хусейна (а). Тогда он собрал их всех и с ними пришёл к имаму, чтобы заверить его в том, что все они до последней капли крови будут защищать членов Дома Пророка (с) .
В день Ашуры
В день Ашуры имам Хусейн (а) поставил Хабиба ибн Музахира во главе левого фланга, Зухайра ибн Кайна – во главе правого фланга, а Абу ал-Фадла – знаменосцем . Затем он стал рассказывать о своём происхождении, добродетелях и упомянул изречение Пророка (с): «Эти двое – предводители молодых обитателей рая». Тогда Шимр сказал: «Стало быть, я молился Богу в сомнениях, если допущу, что ты говоришь правду?!» На что Хабиб ибн Музахир ответил ему: «Клянусь Аллахом, я ясно вижу, что ты молишься Богу весь в сомнениях, и я свидетельствую, что ты говоришь правду и не понимаешь, что говоришь, потому что твоё сердце почернело и почерствело» .
В начале сражения один из воинов Умара ибн Саада стал вызывать на бой противника. Хабиб и Барир приняли его вызов, но имам Хусейн (а) не разрешил им сражаться.
Когда Абу Самама напомнил имаму Хусейну (а), что наступило время молитвы, он сказал: «Попросите их прекратить сражение, чтобы мы совершили молитву». Однако Хусейн ибн Намир (Тамим) возразил: «Ваша молитва не будет принята». Хабиб пришёл в ярость от этих слов и ответил: «Думаешь, молитва домочадцев Пророка (с) не будет принята, а твоя будет, пьяница?» И, набросившись на Хусейна ибн Намира, рассёк мечом голову его коня. Конь рухнул, и тут к Хусейну подбежали его соратники и спасли от Хабиба .
После сражения Муслим ибн Авсаджа лежал израненный и доживал последние минуты. В это время к нему пришли имам Хусейн (а) и Хабиб. Имам сказал ему: «Да смилостивится над тобой Аллах». И прочёл аят: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, данному ими Аллаху. Среди них есть и такие, которые исполнили свой обет, есть и такие, для которых срок его исполнения ещё не наступил, но они ни в коей мере не изменили завету». Затем к нему подошёл Хабиб и сказал: «Мне трудно пережить твою утрату, но я обрадую тебя вестью о том, что ты войдёшь в рай». Муслим слабым голосом ответил ему: «Да обрадует тебя Аллах благой вестью». Хабиб сказал ему: «Если бы не твоя скорая смерть, я бы хотел, чтобы ты завещал мне то, что важно для тебя, чтобы я выполнил свой религиозный и родственный долг в отношении тебя». И Муслим, указав на имама, сказал Хабибу: «Да смилостивится над тобой Аллах, я завещаю тебе защищать имама Хусейна (а) до тех пор, пока ты жив, и не покидай его, пока не умрёшь». И Хабиб ответил ему: «Я буду следовать твоему завещанию и обрадую тебя» .
Стихи, воспетые в день Ашуры
В день Ашуры Хабиб атаковал недруга, читая эти стихи:
Я – Хабиб, мой отец – Музахир!
Я – наездник отважный и пламя сражения!
Вы превосходите нас числом,
Но мы вернее и терпеливее!
Наш довод выше и яснее!
Мы набожнее и правдивее!
Смерть
Несмотря на свой преклонный возраст, Хабиб ибн Музахир сражался героически и убил 62 воина из вражеского войска. Но пришёл его час, и Бадил ибн Марйам Акфани рассёк ему голову мечом, а другой воин воткнул в него своё копьё, и Хабиб упал с коня мёртвый. Затем Бадил ибн Марйам отрубил ему голову , а когда сын Хабиба по имени Касим вырос, он отомстил за отца и отрубил голову Бадилу .
Увидев Хабиба мёртвым, имам Хусейн (а) подошёл к нему и сказал: «Молю Аллаха одарить тебя за меня и за защищавших меня сподвижников» . В некоторых книгах говорится, что имам также сказал: «О Хабиб, ты был добродетельным человеком и еженощно читал весь Коран» .
Мавзолей
Когда люди из племени Бану Асад хоронили мучеников, павших в сражении в Кербеле, они похоронили Хабиба ибн Музахира, который был одним из их лидеров и пользовался у них особым почётом, в десяти метрах от имама Хусейна (а). Впоследствии его могила вошла в территорию мавзолея имама Хусейна (а).
Молитва
В молитве, которая читается при посещении мавзолея имама Хусейна (а) в середине шаабана и в другое время, встречается имя Хабиба ибн Музахира .