Рукаййа бинт аль-Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб – согласно некоторым преданиям, одна из дочерей имама Хусейна (а), которая присутствовала в битве при Кербеле и была отправлена в Левант в Караване пленных (Кафилат ал-усара). Согласно тем же преданиям, она умерла в Леванте в возрасте трёх лет, будучи пленницей. Её усыпальница находится в Дамаске.
В книге «Лубаб ал-ансаб» Ибн Фундук называет Рукаййу одной из дочерей имама Хусейна (а). Вместе с тем мнения о её имени и смерти расходятся.
Рассказывая о детях имама Хусейна (а), шейх Муфид упоминает только двух дочерей – Сакину и Фатиму[1] . Но Мухаммад ибн Тальха Шафии пишет о четырёх дочерях и приводит имена трёх: Зайнаб, Сакина и Фатима. Он считает это мнение более известным, а первое (две дочери) – менее[2] . Ввиду того, что он не называет имени четвёртой дочери, следует обратиться к другим источникам[3] .
В книге «Лубаб аль-ансаб» Ибн Фундук пишет: «Из его детей никого не осталось, кроме Зайн аль-Абидийна (а), Фатимы, Сакины и Рукаййи»[4] . В другом месте, перечисляя дочерей имама Хусейна (а), он упоминает Фатиму, Сакину, Зайнаб и Умм Кулсум и добавляет, что Зайнаб и Умм Кулсум умерли в детстве[5] .
Сопоставляя сведения Ибн Фундука и «Маталиб ас-саул», Наджм ад-Дин Табси приходит к выводу, что четвёртую дочь имама Хусейна (а) звали Рукаййа, а Умм Кулсум было её куньей[6] .
Ещё один источник, где упоминается Рукаййа, это некоторые экземпляры книги «аль-Лухуф», в которых сообщается, что, прощаясь со своими родными, имам Хусейн (а) сказал: «О сестра! И ты, Зайнаб! И ты, Рукаййа! И ты, Фатима! И ты, Рабаб! Если я буду убит, то смотрите не разрывайте из-за меня свои вороты, не царапайте свои лица и не говорите ненужных слов»[7] .
Об этом предании можно сказать следующее:
1. Оно отсутствует в некоторых экземплярах книги «аль-Лухуф», но приводится в других источниках, как, например, в «Йанаби аль-мавадда»[8] , что может подтвердить его достоверность.
2. В этом предании не говорится, что Рукаййа приходится дочерью имама. Но, исходя из того, что в других источниках имя Рукаййи упоминается вместе с именами других его дочерей[9] , можно заключить, что здесь подразумевается именно дочь имама.
3. Есть такая вероятность, что здесь имеется в виду другая Рукаййа, а именно дочь имама Али (а) и жена Муслима ибн Укайла[10] .
Смерть одной из дочерей имама Хусейна (а) на развалинах Леванта
Сообщение в «Камил Бахайи»
Насколько показывают исследования, первое сообщение о мученической смерти ребёнка в Леванте встречается в книге «Камил Бахайи», написанной Имад ад-Дином Табари (ум. ок. 700) на персидском языке. Вот что в нём говорится:
«В «аль-Хавийе»[11] сообщается, что когда женщины из Дома Пророка (с) находились в плену, они скрывали от сыновей и дочерей смерть их отцов в битве при Кербеле и говорили каждому из них: «Твой отец поехал туда-то и скоро вернётся». Затем их привели в дом Йазида. Среди них была четырёхлетняя девочка. Ночью она проснулась и спросила: «Где мой папа Хусейн? Он мне приснился очень растерянным». Женщины и дети стали плакать и стенать. В это время Йазид проснулся и спросил, что случилось. Ему всё рассказали. И он тут же приказал принести голову её отца и бросить ей. Когда его люди принесли и бросили ей голову, она спросила: «Что это?» – «Голова твоего отца», – ответили ей. Девочка ужаснулась, закричала и впала в беспамятство. Через несколько дней она отдала Аллаху душу»[12] .
Это сообщение немного отличается от более известной версии смерти Рукаййи. Так, в нём не упоминается имя девочки и говорится, что ей было не три, а четыре года. Кроме того, в нём говорится, что она умерла в доме Йазида, а не на развалинах, и что смерть наступила через несколько дней после того, как она увидела отрубленную голову имама Хусейна (а), а не в тот же час.
Сообщение в «Равдат аш-шухада»
Позднее мулла Хусейн Ваиз Кашифи Сабзавари (ум. в 910 г. л. х.) рассказывает это событие более подробно в книге «Равдат аш-шухада». Он тоже не упоминает имя девочки, пишет, что ей было четыре года и что событие происходило во дворце Йазида. Затем добавляет:
«Сняв платок, она увидела на подносе голову. Она подняла её, внимательно посмотрела и узнала своего отца. Застонав, она приложилась лицом к лицу отца, прижалась губами к его губам и тотчас лишилась жизни»[13] .
Согласно этому сообщению, смерть ребёнка наступила в ту же ночь, когда она увидела отрубленную голову отца. В целом, это главное отличие между этими сообщениями, и оно перешло в последующие книги.
Сообщение в «аль-Мунтахаб» Тарихи
Затем этот рассказ приводится Фахр ад-Дином Тарихи (ум. в 1085 г. л. х.) в «аль-Мунтахабе» с некоторыми расхождениями. Приведём часть этого рассказа:
«Сообщается, что когда семейство Посланника Аллаха (с) прибыло в Левант в дом Йазида, он предоставил им комнату, и они стали нести там свой траур. У нашего предводителя имама Хусейна (а) была трёхлетняя дочь. […] Ей принесли благословенную голову имама, которая была накрыта шёлком, и, поставив перед ней, сняли платок. Она спросила: «Чья это голова?» Ей ответили: «Твоего отца». Тогда она взяла её в руки и, прижав к себе, стала говорить: «Отец! Кто утопил тебя в твоей же крови? Отец! Кто же перерезал тебе вены? Отец! Кто же сделал меня сироткой? Отец! К кому нам привязаться сердцем после тебя? Отец! Кто же будет защищать сиротку, пока она не вырастет? Отец! Кто будет оберегать печальных женщин? Отец! Кто будет заступником пленённых вдов? Отец! Кто будет утешать заплаканные глаза? Отец! Кто же будет с нами в нашем горе после тебя? Отец! Кто же будет с нами в нашем одиночестве после тебя? Отец! Лучше бы я пала жертвой за тебя! Отец! Лучше бы я ослепла до этого! Отец! Лучше бы я была под землёй и не видела бы твоё лицо окровавленным». Затем она приложила уста к благословенным устам имама и так сильно заплакала, что потеряла сознание. Когда её стали трясти, то увидели, что её душа покинула этот мир»[14] .
Следует отметить, что этот текст – самый первый известный источник, где говорится о том, что девочке было три года. Кроме того, это первый источник, где подробно приводится её речь, обращённая к имаму. Но и здесь ничего не говорится об её имени.
Сообщение в «Анвар аль-маджалис»
В конце XIII в. л. х. Мухаммад Хусейн Арджистани приводит этот рассказ в книге «Анвар аль-маджалис»[15] в несколько ином виде. Вот что он пишет:
«У членов Дома Пророка (с) в те ночи не было ни свечки, ни лампы, ни воды, ни еды, ни одежды, ни подстилки. Грустные и печальные, они лишь оплакивали мучеников Кербелы, пока однажды ночью Зубайда, трёхлетняя дочь имама Хусейна (а), не зарыдала по отцу…»[16].
Исследования показывают, что это первое сообщение, где упоминается имя ребёнка. Она в нём представляется Зубайдой, а место – развалинами Леванта.
На предыдущей странице своей книги он упоминает развалины Леванта и пишет:
«Мне вспомнились чужеземцы на развалинах Леванта. Разве члены Дома Наилучшего из людей не были чужеземцами на развалинах Леванта? Или Сакина и Рукаййа не были детьми Хусейна (а)? Они перенесли много горя, лишившись отца и братьев. Но почему никто и рта не раскрыл, чтобы утешить этих чужеземцев?»[17]
Согласно нашим исследованиям, «Анвар аль-маджалис» – первая книга, где упоминается дочь имама Хусейна (а) по имени Рукаййа, которая находилась на развалинах Леванта, хотя о её судьбе ничего не говорится и сообщается о смерти девочки по имени Зубайда.
Возможно, это сообщение послужило основой для последующих сообщений о девочке, которая умерла на развалинах Леванта.
Сообщение в «Шашаат аль-хусайни»
В первой четверти XIV в. л. х. шейх Мухаммад Джаввад Йазди сообщил в «Шашаат аль-хусайни»[18] следующее:
«Сообщается, что одна из дочерей имама Хусейна (а), находившаяся на развалинах Леванта, увидела отрубленную голову отца и умерла. Мнения о её имени разнятся. Говорят, что её звали Зубайда, Рукаййа, Зайнаб или Сакина»[19] .
На следующих страницах он ссылается на книгу «Рийад аль-ахзан» и передаёт, что девочку звали Фатима[20] . В этой книге упоминаются несколько имён, в том числе Рукаййа, которые приписываются умершей в Леванте девочке.
Сообщение в «аль-Ийкад»
Через несколько лет Сайид Мухаммад Али Шах Абд аль-Азими (ум. в 1334 г. л. х.) в книге «аль-Ийкад» впервые без колебания утверждает, что эту девочку звали Рукаййа и ей тогда было три годика:
«У Хусейна (а) была маленькая дочка. Они души не чаяли друг в друге. Говорят, что её звали Рукаййа, ей было три года, и она была среди пленных»[21].
Таковы различные сообщения о смерти дочери имама Хусейна (а) в Леванте.
Сообщение в «Таслийат аль-маджалис»
Первое сообщение о нынешнем предполагаемом месте захоронения Рукаййи относится к X в. л. х. и принадлежит Мухаммаду ибн Абу Талибу Хаири Караки. В книге «Таслийат аль-маджалис» он пишет:
«На восточной части соборной мечети Дамаска я видел руины бывшей мечети, и на одном камне там были написаны имена Пророка (с), членов его дома и двенадцати имамов, а вслед за ними добавлено: «Это могила госпожи Малики, дочери Хусейна (а), сына Повелителя правоверных»[22] .
Сообщение в «Нур аль-абсар»
В XIII в. л. х. Шибланджи пишет в «Нур аль-абсар»[23] следующее об этой могиле:
«Некоторые жители Леванта сообщили мне, что у госпожи Рукаййи, дочери имама Али (а), да почтит Аллах лик его, есть гробница в Дамаске. Однажды стены её могилы были разрушены. Жители Леванта хотели вытащить тело из могилы, чтобы восстановить её, но никто из почтения к госпоже не осмелился спуститься в могилу, пока некий Сайид ибн Муртада из семейства Пророка (с) не спустился в неё и, завернув тело усопшей в саван, не вытащил его. Тогда все увидели, что это тело маленькой девочки. Я рассказал об этом одному из великих богословов, и он также поведал мне эту историю, ссылаясь на своих шейхов»[24] .
В этом сообщении говорится, что усыпальница принадлежит Рукаййе бинт Али. И это первый источник, где сообщается о разрушении могилы.
Сообщение в «Мунтахаб ат-таварих»
В первой половине XIV в. л. х. шейх Мухаммад Хашим Хурасани (ум. в 1352 г. л. х.) пишет в книге «Мунтахаб ат-таварих»[25] , что гробница принадлежит Рукаййе бинт аль-Хусейн, и рассказывает историю разрушения могилы более подробно. Вот что он пишет:
«Великий учёный шейх Мухаммад Али Шами, один из выдающихся личностей святого ан-Наджафа, сказал, что у моего деда по материнской линии, благородного и уважаемого Сайид Ибрахима Димишки, чей род шёл от Сайид Муртазы Илм аль-Худа, было три дочки и не было сыновей. Однажды его старшей дочери приснилась её светлость Рукаййа бинт аль-Хусейн и сказала: «Передай своему отцу, чтобы он сказал наместнику: «Вода проникла между могилой (кабр) и нишей (лахад), и моё тело страдает от этого». Пусть скажет ему, чтобы он явился и восстановил мою могилу и нишу». Дочь всё рассказала отцу, но, боясь суннитов, он ничего не предпринял. Следующей ночью этот же сон приснился его средней дочери. Она тоже всё рассказала, но действий не последовало. В третью ночь этот же сон приснился младшей дочери Сайида, и она рассказала о нём ему. И он снова ничего не стал делать. В четвёртую ночь сам Сайид увидел во сне Рукаййу, которая осуждающе спросила его: «Почему ты ничего не сказал наместнику?» Проснувшись утром, Сайид отправился к наместнику Леванта и рассказал ему свой сон. Наместник приказал, чтобы все суннитские и шиитские учёные и богословы совершили полное омовение, надели чистую одежду, и чтобы тот, чьим рукам поддастся замок на дверях гробницы, спустился в могилу и вынес тело усопшей, чтобы восстановить разрушенную могилу. Суннитские и шиитские учёные и богословы совершили полное омовение должным образом и нарядились в чистую одежду. Но замок никому не поддался, кроме самого Сайида. Когда же все они встали в середину гробницы, земля не поддалась ничьей кирке, кроме кирки Сайида. После этого они вскрыли могилу и увидели, что прекрасное тело маленькой девочки лежит в нише, а её саван цел, но в нише было много воды. Тогда Сайид взял на руки тело, положил его себе на ноги (на колени) и просидел так три дня, плача над ним, пока могила не была восстановлена. Когда наступало время молитвы, он клал благословенное тело на что-нибудь чистое, а после намаза вновь брал его себе на колени. Благодаря чудодейственной силе тела три дня Сайид не нуждался ни в еде, ни в питье, ни в обновлении омовения. Прежде чем положить тело обратно в нишу в могиле, он взмолился Господу, и Аллах даровал ему на старости лет сына, которого он назвал Сайид Мустафа. Затем наместник написал об этом правителю Султану Абд ал-Хамиду, и тот назначил его смотрителем гробниц Зайнаб, Рукаййи, Умм Кулсум и Сакины. И в настоящее время Сайид Аббас сын Сайид Мустафы сына Сайид Ибрахима, упомянутого выше, является хранителем этих гробниц. Говорят, это событие произошло примерно в 1280 г. л. х.»[26] .
Принимая во внимание то, что, согласно этому сообщению, все выдающие суннитские и шиитские учёные и богословы участвовали в этом мероприятии, следует отметить, что, несмотря на всю его значимость, никто, кроме хранителей святыни, не сообщает о нём. Сайид Мухсин Амин, который находился в том районе, не упоминает о нём и сообщает о гробнице лишь следующее:
«Могила предположительно принадлежит Рукаййе, дочери Хусейна (а), а гробница, которая находится в квартале аль-Имара города Дамаск, является мазаром. Но Аллах более сведущ. Мирза Али Асгархан, великий визирь Ирана, восстановил её в 1323 г. л. х. и отметил эту дату на верхней части фасада в виде четверостишия»[27] .
Следовательно, исходя из преданий и исторических источников по этому вопросу, нельзя сделать однозначного вывода. Но исходившая и исходящая от этой лучезарной гробницы чудодейственная сила подтверждает её высокий духовный статус и побуждает почитать её как могилу члена Дома Пророка (а), несмотря на то, что подробности о смерти Рукаййи не упоминаются ни в одном авторитетном источнике.
Место её светлости Рукаййи в траурных церемониях
Несмотря на то, что расхождения во взглядах относительно исторических данных о ней не прекращаются, ей выделяется видная роль в траурных церемониях. Так, например, третья ночь мухаррама посвящена ей. Многие группы траурных мероприятий называются в её честь. Ей посвящено множество элегий и песнопений, и во многих из них осуждаются те, кто отрицает её существование.
Источник: http://pomnihuseyna.ru
Литература
Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар.
Имад ад-Дин Табари. Камил Бахайи.
Арбили, Абу аль-Хасан Али ибн Иса ибн Абу аль-Фатх. Кашф аль-гимма фи аль-марифат аль-аимма.
Ибн Тальха. Маталиб ас-саул.
Ибн Фундук Байхаки. Лубаб аль-ансаб. Кум. Библиотека Айат Аллаха аль-Мараши.
Мулла Хусайн Ваиз Кашифи Сабзавари. Равдат аш-шухада.
Мухаммад ибн Абу Талиб Хаири Караки. Таслийат аль-маджалис.
Мухаммад Хусайн Арджистани. Анвар аль-маджалис.
Сайид ибн Тавус. Аль-Лухуф.
Сайид Мухаммад Али Шах Абд аль-Узма. аль-Ийкад.
Сайид Мухсин Амин Амили. Айан аш-шиа.
Фахр ад-Дин Тарихи. Аль-Мунтахаб фи джам ал-мараси ва аль-хутаб.
Шабланджи. Нур аль-абсар.
Шейх Аббас Куми. Фаваид Ридавиййа.
Шейх Муфид. Аль-Иршад. Кум. «Кунгураи шейх Муфид». 1413 г. л. х. Издание первое.
Шейх Мухаммад Джаввад Йазди. Шашаат аль-хусайни.
Шейх Мухаммад Хашим Хурасани. Мунтахаб ат-таварих.
•1. Муфид. Иршад. Т. 2. С. 135.
•2. Шафии. Маталиб ас-са’ул. С. 392.
•3. Табси. Рукаййа бинт аль-Хусейн. С. 8.
•4. Ибн Фундук. Лубаб аль-ансаб. С. 355.
•5. Ибн Фундук. Лубаб аль-ансаб. С. 350.
•6. Табси. Рукаййа бинт аль-ансаб. С. 8–9.
•7. Аль-Лухуф. С. 141.
•8. Кундузи. Йанаби аль-мавадда. С. 346.
•9. Кундузи. Йанаби аль-мавадда. С. 346.
•10. Табси. Рукаййа бинт аль-Хусейн. С. 25.
•11. Вероятно, имеется в виду книга «аль-Хавийа» Касима ибн Мухаммада ибн Ахмада. См.: Фаваид Ридавийа. С. 112.
•12. Камил Бахайи. Т. 2. С. 179.
•13. Мулла Хусейн Ваиз Кашифи Сабзавари. Равдат аш-шухада. С. 389.
•14. Фахр ад-Дин Тарихи. Аль-Мунтахаб фи джам аль-мараси ва аль-хутаб. С. 136.
•15. Он начал писать эту книгу в 1280 г. л. х.
•16. Мухаммад Хусейн Арджистани. Анвар ал-маджалис. С. 161.
•17. Мухаммад Хусейн Арджистани. Анвар аль-маджалис. С. 160.
•18. Он начал писать эту книгу в 1319 г. л. х.
•19. Шейх Мухаммад Джаввад Йазди. Шашаат аль-хусайни. Т. 2. С. 171.
•20. Шашаат аль-хусайни. Т. 2. С. 173.
•21. Сайид Мухаммад Али Шах Абд аль-Азими. Аль-Ийкад. С. 179.
•22. Мухаммад ибн Абу Талиб. Таслийат аль-маджалис. Т. 2. С. 93.
•23. Эта книга была закончена в 1290 г. л. х.
•24. Шибланджи. Нур аль-абсар. С. 195.
•25. Эта книга была закончена в 1349 г. л. х.
•26. Мухаммад Хашим Хурасани. Мунтахаб ат-таварих. С. 388.
•27. Айан аш-шиа. Т. 7. С. 34.