Упрямство можно смело назвать главным препятствием на пути познания истины, ибо упрямый человек в результате проявления беспричинного упрямства закрывает перед собой возможность достичь правды. Более того, он не просто не достигает правды, он становится решительней в своем заблуждении. Упрямый человек отличается от человека настойчивого. Приветствуемая религией настойчивость способствует поиску истины, достижению благ, поиску ответов на многочисленные вопросы, а вопрос в мусульманских хадисах сравнивается с ключом к познаниям и правде. В то время как упрямый человек, даже после того как его неправота стала явной, продолжает настаивать на своих речах или деяниях, ни в какую не соглашаясь со своими оппонентами. При этом в своем неуместном упорстве он опирается на очевидную ложь или на слабые и нелогичные доводы.
Упрямство, являющееся отрицательной нравственной чертой, страшно тем, что оно захватывает не только отдельных людей, а способно овладеть целой нацией и общностью, став ее визитной карточкой. В истории человечества существовало немало народов, канувших в небытие именно из-за своего упрямства. Упрямство также является основной чертой Иблиса, ибо он был первым, кто погубил себя своим упрямством, высокомерием и надменностью. Он обучает упрямству людей, он прибегает к этой черте характера, стремясь посредством нее удержать сыновей и дочерей Адама от вечного счастья, которое может начаться в этом мире и вечно продолжаться в мире загробном. Упрямство это основная причина большинства разногласий человечества, зачастую выливавшихся в ужасные войны, уносившие жизни огромного количества людей.
Упрямство в аятах Корана
Священный Коран обращается к упрямым язычникам, не желающим последовать за разумными доводами, приводимыми им Посланником Аллаха (с): «Кто может наделить вас уделом, если Он перестанет наделять вас Своим уделом? Но они продолжают упрямиться в неповиновении и отчуждении» (Сура «Власть», аят 21). Коран не переставая обращается к язычникам, призывая их поразмыслить над тем, что их идолы не способны даже на самое незначительное деяние. Их идолы не могут защитить их от врагов, не могут даровать им надел, не могут сказать им что-либо. Идолы не несут пользы и не причиняют вреда, они всего лишь камни и дерево. Тогда зачем вы чтите их и поклоняетесь им? Язычники не сумели дать вразумительный ответ непробиваемой логике небесного писания, но упрямо продолжали пребывать в своем многобожии. Коран напоминает язычникам о том, что блага исходят лишь от Аллаха, и только Он наделяет ими всех людей. Подобным напоминанием Коран пытается пробудить в их умах и сердцах божий зов, который с самого рождения был заложен в каждого человека. Но упрямство завладело их душами и они не способны слышать этот зов, они не могут воспринимать истину.
В следующей группе аятов сообщается о самом первом и самом главном упрямце – об Иблисе. Иблис проявил высокомерие и ослушался приказа Всевышнего Аллаха, вследствие чего он лишился того высокого положения, которое занимал среди ангелов. Его надменность привела его к позору и униженности. Казалось бы, он должен был осознать свою ошибку, признать свой грех и вернуться к Аллаху. Искреннее покаяние непременно очистило бы его от следов непослушания, он избавился бы от спеси и гордыни. Но нет, он не сделал этого. Наоборот, он пуще прежнего погряз в своем грехе, и причиной этого стали не что иное, как упрямство, зависть и огонь пылающего в его груди высокомерия. Он принял решение сводить детей Адама с истинного пути, обольщая их всеми средствами ближнего мира. Он решил делать это ни день, ни месяц и даже ни год. Он вознамерился делать это до скончания мира, он вознамерился окутать грехами и неповиновением всех людей – мужчин и женщин, старых и молодых. «Он (Иблис) сказал: «Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены». Он (Аллах) сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка». Он (Иблис) сказал:«За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (Сура «Преграды» аят 14 – 17). Таким образом, упрямство и высокомерие Иблиса принудили его к свершению огромного количества тягчайших грехов на протяжении многих тысяч лет, лишив его возможности быть прощенным Аллахом и помилованным Им.
В Коране приводятся слова Пророка Нуха (а), обратившегося к Господу с жалобой на свой народ: «Он сказал: «Господи! Я призывал мой народ ночью и днем, но мои проповеди лишь ускорили их бегство. Каждый раз, когда я призывал их, чтобы Ты простил их, они затыкали пальцами уши и укрывались одеждами. Они упорствовали и надменно превозносились» (Сура «Нух», аяты 5 – 7). Да какой степени в своем упрямстве может дойти человек, если он затыкает уши, дабы не слышать истину. А чтобы не видеть того, кто призывает его к этой истине, наставляет его и пытается направить на верный путь, он с головой укрывается в своей одежде. Среди всех божьих пророков не было пророка, который призывал бы свой народ столько, сколько призывал свой народ Нух. Он днями и ночами пытался наставить своих соплеменников в течение девятисот пятидесяти лет, но его призыву вняло лишь небольшое количество людей. В некоторых книгах сказано, что каждые двенадцать лет на его призыв откликался только один человек.
Упрямство в исламских хадисах
Посланник Аллаха и безгрешные имамы из его семейства оставили мусульманам множество наставлений относительно упрямства и его отрицательного влияния на человека. Вместе с аятами Священного Корана эти наставления призывают задуматься и бороться с этим отрицательным качеством всех тех, кто стремится к духовному совершенствованию.
В хадисе от Имама Али (а) сказано: «Сторонитесь порицаемого и безосновательного упрямства, ведь оно приводит к войнам» (Гурар аль-хикам). Причиной призыва имама сторониться упрямства порицаемого и безосновательного возможно является то, что временами человек проявляет упорство в благих и позитивных делах, которое зиждется на здравомыслие и морали, что в религии является одобряемым поступком. Подобное упорство в конце концов приводит человека к успеху и победе во всех начинаниях. Но упрямство, не имеющее под собой никакого разумного основания, вызывает такое же упрямство у противоположенной стороны, что зачастую приводит к злобе и ненависти, а порой и к кровавым столкновениям.
В одном из писем Имама Али (а) говорится: «Перевернется разум человека, который будет проявлять беспричинное упрямство, и будет продолжать делать это. Аллах закроет его сердце, и настигнут его беды и несчастья» (Нахдж аль-балага).
В еще одном хадисе от этого же имама сказано: «Наилучшей нравственностью является нравственность, далекая от упрямства» (Гурар аль-хикам).
Посланник Аллаха (с) говорил: «Благие деяния постепенно становятся привычкой. А мерзости берут свое начало в упрямстве» (Мизан аль-хикма).
Имам Садык (а) наставлял мусульман: «Шесть качеств не имеют ничего общего с истинным верующим: излишняя строгость, неблагодарность, упрямство, обман, зависть и несправедливость» (Аль-хисал).
Причины упрямства
Мусульманские учителя нравственности говорят, что так как упрямство является неотъемлемой чертой большинства детей младшего возраста, то причину упрямства взрослых людей прежде всего необходимо искать в невежестве, незнании и недальновидности. Разумные и знающие люди, которых отличает здравомыслие и понятливость, всегда опираются на логичные доводы и доказательства. Если кто-либо, например, приведет им твердый и разумный довод в пользу ошибочности некого деяния, которое они совершали в течение долгих лет, то в тот же час они прекратят совершать данное деяние. Но люди невежественные и недальновидные не откажутся от своих привычек, они проявят упрямство. Логика перед ними бессильна.
Другой причиной появления упрямства называют неуместные и неуемные упреки и порицания. Если человек совершит какой-либо неблаговидный поступок и ему мягко и вежливо скажут об этом, то в большинстве случаев он признает свою ошибку и исправит свое поведение. Но если его будут упрекать и осуждать, и если это будет делаться без меры, да еще и в присутствие посторонних, то можно быть уверенным в том, что в качестве защиты он проявит упрямство. Он будет доказывать свою явную неправоту, убеждая в обратном себя и окружающих. Имам Али (а) говорил по этому поводу: «Чрезмерные упреки и порицания разжигают пламя упрямства» (Бихар аль-анвар).
Третьей причиной проявления упрямства является комплекс неполноценности, когда для того, чтобы доказать свою значимость и важность, малодушный человек не прислушивается к словам других людей, даже если они дают ему полезные советы. Он не соглашается с их разумными доводами, упрямо отстаивая свои ошибочные мысли, речи или деяния.
Упрямство прежде всего оборачивается злом для самого упрямца, так как его упорство в ошибках и заблуждении не может пройти бесследно. Хочет он того или нет, но многочисленные трудности не заставят себя ждать и обступят его со всех сторон. Достаточно вспомнить описанную в суре «Корова» историю сыновей Бани Исраиль, которым Муса (а) повелел зарезать корову. Вместо того чтобы взять и зарезать первую попавшуюся корову, они принялись проявлять упрямство, выраженное в бесполезных и пустых вопросах. Этим они затруднили для себя поиск коровы, отличительные признаки которой с каждым их вопросом указывали на редкость наличия подобных коров.
Упрямый человек сам лишает себя возможности изменить характер и исправить свои моральные качества, ибо такой человек не признает собственных отрицательных сторон. Как уже было указано ранее, упрямец старается не видеть собственных просчетов, и не соглашается с очевидной истиной, о которой ему не устают повторять окружающие. В конце концов окружающие отворачиваются от него, потеряв интерес к его дальнейшей судьбе. Поэтому упрямцы никогда не достигают духовного совершенства и добродетели.
Наставления Иблиса
Рассказывают, что однажды Иблис явился к Пророку Мусе (а) и сказал ему:
– Не желаешь ли услышать от меня тысячу и три наставления?
– То, что знаешь ты, я прекрасно знаю и без тебя, – ответил ему Муса.
В это время к Мусе снизошел ангел Джибрииль с повелением Аллаха отказаться от тысячи наставлений Иблиса, ибо они являются ложью, но прислушаться к оставшимся трем наставлениям. После этого Муса обратился к Иблису:
– Поведай мне три из тысячи и трех твоих наставлений.
– Когда ты задумаешь совершить благое дело, – начал Иблис, – соверши его как можно быстрее, иначе я отговорю тебя. Если ты останешься наедине с чужой женщиной, то никогда не забывай о том, что я и мои наущения рядом. Если тебя охватят гнев и ярость, то перейди в другое место, чтобы я не разжег смуту. Я сказал тебе три наставления, теперь прошу тебя обратиться к Аллаху, чтобы он простил и помиловал меня.
Муса обратился к Аллаху с просьбой Иблиса. В ответ Аллах ниспослал своему пророку откровение: «О Муса. Я прощу его, но при условии, что он отправится к могиле Адама и совершит ему земной поклон». Муса передал Иблису повеление Аллаха, но в Иблисе вновь проснулись высокомерие и упрямство:
– Я не совершил земной поклон Адаму тогда, когда он был жив. Ты думаешь, я сделаю это сейчас, когда он покинул этот мир?
Источник: http://alhassanain.org