В Священном Коране говорится, что первейшей задачей всех пророков является призыв к совершению праведных дел и запрет на совершение дурного. В суре «Ан-нахль» (Пчёлы) в аяте 36 Всевышний повелевает нам: «Мы отправили к каждой общине посланника, [чтобы он сказал]: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте идола». То есть важнейшей задачей для посланников Божьих было следующее: первое – это призыв к поклонению Богу, что является главнейшим призывом к совершению праведных дел. Второе – запрет на поклонение различным идолам, что является главнейшим запретом на совершение дурных деяний». В суре «Аль-араф» (Ограды), в аяте 157 говорится: «И следуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Торе и [позднее] в Евангелии. Он велит им творить добрые деяния и запрещает предосудительное, …».
Признак лучшей общины
В Священном Коране, в послании, обращённом к мусульманам, говорится: «Вы – лучшая из общин, созданная на благо людей, вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха …».
Коран, несмотря на то, что не раз подвергает критике обладателей Священного Писания [иудеев и христиан] за их неуместный фанатизм, извращения и искажение, запрещённые по шариату, напрасные надежды и ожидания, всё же воздаёт должное некоторым из них, из-за их веры и чтения священных аятов о совершении благих деяний и запрете предосудительного. «Иудеев постигнет унижение, разве, что они обратятся за покровительством к Аллаху и к муслимам. Поражены они гневом Аллаха, постигла их бедность. И всё это за то, что они отвергали знамения Аллаха, и убивали незаслуженно пророков, за то, что были ослушниками и преступниками. Люди писания неодинаковы, среди них есть праведные люди, которые читают стоя по ночам аяты Аллаха, и падают ниц».
Призыв совершать праведные деяния – дело, которое вершит сам Господь. «Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззакония …».
И наоборот, призыв совершать непристойные и предосудительные деяния – дело дьявола. «Шайтан сулит вам бедность и велит быть скаредными».
Призыв к совершению праведных дел является всеобщей обязанностью, потому что в Священном Коране говорится: «Верующие, как мужчины, так и женщины – друзья друг другу, они призывают к одобряемому и отговаривают от порицаемого, совершают молитву, вносят закят [налог с имущества в пользу бедных мусульман], повинуются Аллаху и Его Посланнику». В этом аяте наше внимание привлекает несколько моментов:
С начала Божественного предписания люди различных возрастов, сословий и рас обладают правом руководства по отношению к другим верующим. То есть, призыв к дозволенному и запрет непристойного лежит в основе этого права, которое им дано Всевышним. И никогда не дозволяется вмешательство в эти дела без надобности, причинение беспокойства другим, навязчивость и назойливость.
Вера даёт это право мусульманам и другие люди не обладают такими возможностями.
Призыв к дозволенному всегда первенствует над запретом предосудительного для того, чтобы мы могли понять то, что необходимо проявлять упорство и настойчивость на полезном, заслуживающем одобрения пути. Мы не должны быть в обществе людьми, которые только лишь подвергают критике все и вся.
В этом аяте призыв к дозволенному и запрет непристойного выносится на обсуждение ранее молитвы и закята, так как выполнение молитвы и уплата закята нуждаются в ряде вопросов пропаганды, один из которых и является призыв к совершению праведных дел. Для примера: в начале молитвы во время призыва мы очень чётко и внятно произносим: «Спешите на молитву». Это и есть призыв к совершению праведных деяний, которое является вступлением в молитву. Священный Коран считает совершение молитвы, защитой от мерзкого и предосудительного: «Читай им, [Мухаммад] то, что дано тебе через откровения в Писании, верши обрядовую молитву, ведь она оберегает от мерзких поступков и предосудительного…».
Конечно, мы должны обращать внимание на главенствующие положения, но более всего в Исламе заслуживает одобрения предписание к совершению всего одобряемого и запрет непристойного. То есть, в наше время мы должны донести до общества заветное желание.
1-Каждый, будь то мужчина или женщина, должны восстать.
2-В основе руководства и любви должен быть призыв к одобряемому и запрет непристойного.
3-Начать с хорошего.
4-Обращать внимание на все вопросы, как положительные, так и отрицательные.
Всё это является всеобщей задачей мусульман. Однако из некоторых аятов Священного Корана становится ясно, что для выполнения этих двух важнейших обязанностей так же необходима особая группа людей.
Место, которое занимает призыв к совершению праведных дел и запрет на совершение дурного в Коране
Вопрос призыва к совершению праведных дел с самых первых дней пророческой миссии в городе Мекке был благоволением для Ислама. В качестве примера приведём суру «Аль-аср», которая была ниспослана в Мекке в самом начале пророческой миссии, то есть в то время, когда мусульмане были ещё разобщены, но всё же она сразу стала девизом мусульман. Аяты этой суры: «…и заповедовали друг другу истину и терпение», напоминают и указывают нам на призыв к совершению праведных дел.