После убийства имама Хусейна (а) на первый взгляд власти Омеядов ничего внешне не угрожало. Отсутствие сноровки у Йезида придало смелости Абдуллаху ибн Зубейру, и он восстал против правительства в Хиджазе.
Несмотря на то, что Абдуллах в свое время был одним из инициаторов битвы Джамал, в политических целях он поддерживал с имамом Хусейном (а) хорошие отношения, пока имам находился в Мекке. На самом деле он желал, чтобы имам Хусейн (а) отправился у Куфу, а земли Хиджаза достались ему. События развернулись так, как того желал Абдуллах: после убийства имама в Хиджазе не осталось человека, способного соперничать с ним. Но на первых порах Абдуллах воздерживался ступить на стезю открытой борьбы.
Обеспокоенный трагедией в Кербеле, Йезид пытался заключить мир с Абдуллахом ибн Зубейром. Он отправил подарки Абдуллаху, однако тот отверг их, и начал открытую борьбу. Часть жителей Мекки и Медины присягнули Абдуллаху. Йезид отправил к Абдуллаху гонцов во второй раз, призвав к повиновению. Однако ответ и на этот раз был отрицательным.
Йезид понял, что пора предпринять решительные действия. Потеря времени привела бы к укреплению позиций Абдуллаха в Хиджазе. Йезид отдал распоряжение правителю Медины Саиду ибн Асу, чтобы тот выступил против Абдуллаха. Правитель Медины направил войско к Мекке под предводительством брата Абдуллаха ибн Зубейра пот отцу Амра ибн Зубейра. Вблизи Медины стороны сошлись лицом к лицу. В бою Амр потерпел поражение и попал в плен, где и умер в темнице Абдуллаха.
После этого позиции Абдуллаха в Хиджазе еще более укрепились, большая часть населения Медины также примкнула к нему. Убедившись в неумелости Саида ибн Аса, Йезид назначил вместо него Валида ибн Утбу. Зубейр не был согласен с таким решением, и направил Йезиду гонца с требованием назначить более достойного правителя. Йезид вынужден был прислушаться к этому требованию, и на этот раз назначил его двоюродного брата Османа ибн Мухаммада ибн Абу Суфьяна. Зубейр же продолжал постепенно захватывать Хиджаз. Скоро Мекка, Медина, Таиф полностью перешли под его контроль. После этого Йезид понял, что победить Абдуллаха военными силами, находящимися в Хиджазе, невозможно, для этого нужна армия из Шама.
Ужасная трагедия Харра произошла именно в тот период. Так называется местность вблизи Медины. Именно здесь в 63 году хиджры произошло жестокое столкновение между защитниками города и войском Шама.
О причине трагедии Харры существует несколько гипотез. Согласно первой теории (это утверждают Ягуби и Ибн Гутейба), когда наместник Йезида в Медине пожелал отвезти Йезиду большое количество ценных вещей В Шам, горожане воспротивились этому, после чего возникло противостояние. В результате все представители Омеядов были изгнаны из города и в Медину были введены войска.
Согласно второй теории (об этом высказался Табари), новоназначенный правитель Медины Осман ибн Мухаммад, чтобы устранить недовольства, решил направить делегацию из знатных людей города в Шам. Он хотел, чтобы Йезид встретился с ними, и, одарив их, переманил на свою сторону. Однако вернувшиеся из Шама горожане не только не стали расхваливать Йезида, но еще заявили, что он вовсе не мусульманин: «У него нет веры, при нем поют и танцуют, он пьет вино, играет с собаками!»
Имеются разногласия о том, на чьей стороне были жители Медины, поднявшие восстание. Некоторые историки (Балазури, Абульфарадж) пишут, что они присягнули Абдуллаху ибн Зубейру и воевали против Йезида. Утверждается, что после трагедии Харры Абдуллах сказал своим соратникам: «И ваши друзья трагически погибли». Но некоторые ученые отрицают, что они были сторонниками Ибн Зубейра.
Источник: https://old-ru.islam.az