Ожидание Имама (а) пробуждает в шиитах энтузиазм и ощущение осмысленности жизни, дает им надежду и силы. Именно благодаря этой надежде шиитское сообщество динамично развивалось, невзирая на активные преследования и нестерпимые страдания – они лишь воодушевляли шиитов. Ожидание Имама (а) стало залогом выживания шиизма и его развития. Было бы хорошо очистить этот высокий эпический и воспитывающий человека религиозный принцип от ржавчины человеческих предрассудков. Необходимо показать, что ожидание Махди (а) способно вывести нацию из оцепенения и разжечь в ней огонь борьбы, мобилизовать раздробленное общество, вселить радость в унылых людей, объединить разобщенных странников в целеустремленную группу, насилие – в спокойствие, а историю, не имеющую будущего – в историю, на горизонте которой брезжит рассвет нового дня.
Чтобы понять истинное содержание концепции махдавийата, необходимо обратиться к высказываниям Имамов (а). Имам Джа‘фар ас-Садык (а) сказал: «Те, кто живет в ожидании учреждения правления Сокрытого Имама подобны тем, кто служит Аллаху, повинуясь Имаму Махди, или даже меченосцам из его свиты. Клянусь Аллахом, своим положением они не уступают павшим мученикам из числа [праведных] сподвижников Пророка».
В этом исполненном глубокого смысла изречении подчеркивается высокий смысл ожидания Имама (а), ибо, согласно высказыванию Имама Садыка (а), ожидающие Махди (а) столь же праведны, как и первые мусульмане, которые восстали против современного им язычества. Исполненные решимости и пылкости в сердцах, они героически боролись за утверждение Единобожия, приняв мученическую смерть ради Аллаха, донося до широких масс Слово Всевышнего и весть о необходимости учреждения Божественного правления.
В данном контексте следовало бы привести еще одно высказывание того же Имама (а), которое проливает свет на природу нашей безропотности и пассивности, и содержит в себе призыв к преобразованию общества: «Тот, кто ожидает учреждения нашего порядка (правления), подобен тому, кто пролил свою кровь на пути Аллаха».
Объективно убедительный довод приводит и Имам Риза (а): «Ожидание освобождения уже является шагом к нему». Мы понимаем, что обладающий знанием шиит должен действовать в период Сокрытия так, как бы он вел себя в момент появления Имама Махди (а). Именно таким образом мы понимаем сущность ожидания, через это мы осознаем всю глубину и ценность высказывания: «Самое возвышенное из деяний моих последователей – это ожидание освобождения».
По той же самой причине, если мы правильно прочувствуем всю окрыляющую поэтику ожидания и объясним суть этой доктрины заинтересованным массам, на древе жизни распустятся цветы, и люди с ясным умом и твердым убеждением начнут прилагать существенные усилия, чтобы приблизить свое светлое будущее.
Чтобы прояснить этот момент, обрисуем картину того, что представляет собой ожидание Имама (а). Представим себе огромную армию, чей мудрый командир покидает свою штаб-квартиру по причине осознанной необходимости, и объявляет своим бойцам, что дата его возвращения не определена, однако они должны быть готовы к тому, чтобы сражаться – поскольку, как только их командир вернется, он прикажет им идти в атаку и начать победоносное наступление на врага. Бдительные и боеспособные солдаты, исполненные мудрости и великодушия, услышав это распоряжение своего командира, поддерживают себя в состоянии постоянной готовности к тому, что командир вернется и отдаст заветный приказ.
Высокомерие врага и его мощь только усиливают в бойцах жажду сражаться, и даже в отсутствии командира они ждут его, и их глаза полны слез, их сердца усердны в поклонении, а их губы шепчут молитвы. Путем этого они охраняют свою способность сражаться со злом и ложью этого мира. Эти люди всегда начеку и не позволяют своему единству ослабнуть, а языкам – заниматься пустословием, ибо они находятся в ожидании командира, который приведет дела обитателей Земли в порядок. У них только четыре альтернативы – или оставить его биться в одиночку и все равно одержать победу, или предпринять попытку самим изменить ход вещей, или встретить его на поле боя, чтобы надеть корону на его голову, или увидеть, как он примет мученическую смерть, которая является вратами в вечную жизнь!
В этой связи мы должны вспомнить, какое у нас должно быть отношение к грядущим событиям, и вникнуть в суть изречения: «Община, ожидающая Вождя, сама должна быть благочестивой». Как только шииты услышат имя и зов Имама Махди (а), они должны быть готовы восстать и отдать свои жизни на пути учреждения справедливости. Готовность подразумевает внутреннее преодоление невольных мыслей о том, что смерть является концом всего. Подобные настроения отдаляют приход Имама Махди (а) – и люди должны вспомнить о том, что Всевышний Аллах обещал воскресить их из могил. Если люди преодолеют свои сомнения, то к приходу Имама (а) они будут готовы, облачившись в боевые доспехи, обнажить мечи и копья, чтобы примчаться на помощь к Махди (а) из своих городов и селений.
В отличие от тех, кто ностальгирует по славе былых времен, взоры истинно ожидающих направлены в будущее, а их сердца жаждут его наступления, и эти люди устремлены из прошлого в грядущее.
Подводя итог, мы можем сказать, что если мы действительно ожидаем Имама (а) и принимаем Истину этого положения веры, в таком случае мы должны быть честны с самими собой и делать все от нас зависящее, чтобы бороться против лжи, ибо наше сражение со злом подготавливает почву для восстания Имама Махди (а). Мы должны быть способны принять участие в последней битве под предводительством Имама (а), и всем сердцем, всей душой желать наступления этого события.
Материал взят с сайта alhassanain.org/russian