Место нравов в обществе
Нравы являются важным фактором в жизни обществ и в совершенствовании наций. Они родились как часть рода людского. Никто не отрицает важную роль воспитанности, которую она играет в принесении человеческому духу покоя, счастья и умиротворения: никто не ставит под сомнение и ее полезное и решающее влияние на упрочение основ единства поведения и мышления на социальном и общественном уровнях. Можете ли вы найти кого-либо, кто страдает от честности и правдивости и ищет счастья во лжи и вероломстве? Добрые нравы столь важны, что даже нации, не верящие в религию, уважают их и ощущают, что для них существенно придерживаться какой-то морали, чтобы продвигаться вперед по тернистому пути жизни. Общества существуют везде, и везде воспитанность и хорошие манеры имеют общие черты. Известный британский ученый Самуэль Смайлс говорит: «Добровоспитанность является одной из сил, движущих этим миром. В своем лучшем смысле она является проявлением самых высоких качеств человеческой натуры, ибо выступает, как выражение гуманности человека. Индивиды, выдвинувшиеся в любой сфере жизни, стараются привлечь внимание людей уважительностью и благородством. Люди доверяют этим индивидам и подражают их совершенству, ибо люди полют, что те обладают всеми дарами этой жизни и что если бы не они, жизнь была бы просто скверным существованием. Если унаследованные генетические признаки привлекают внимание и высокую оценку людей, то добровоспитанность вызывает удовлетворение и уважение всех порядочных людей. Это происходит вследствие того, что первый набор черт является работой генов, а второй — плодом прагматизма и силы ума: последний и ведет нас и управляет нашими делами на протяжении всей нашей жизни». Те, кто достиг вершин совершенства и величия,- как яркие огни, освещающие дорогу для человечества и ведущие людей по пути нравственности и благочестия. Если членам какого-либо общества, не достает доброго поведения, они не смогут достичь высот вне зависимости от того, сколько свободы и политических прав они имеют. Для наций не обязательно владеть обширными территориями, чтобы жить достойно, ибо существуют малочисленные нации, владеющие обширными пространствами земли, но лишенные всего необходимого для совершенствования и величия. Таким образом, если нравственность нации приходит в упадок, эта нация неизбежно исчезает». Все согласны с тем, что сказал этот ученый; однако существует большое различие между знанием фактов и основанным на них поведением, как это имеет место в данном случае. Существует немало людей, которые подменяют хорошее поведение своими животными наклонностями. Высокую нравственность они меняют на страсти, которые появляются в жизни, словно пузыри на поверхности воды. Человек, несомненно, вышел в жизнь, неся в себе совершенно противоположные инстинкты. Теперь человек — объект постоянной жестокой борьбы между добрыми и злыми свойствами; Первый шаг на пути преодоления плохих черт человека — овладение в этой битве его страстями и гневом, ибо они являются причиной другой его животной силы — зависти. Каждому, кто хочет достичь совершенства, необходимо избегать чрезмерности в этом и, избавив себя от пагубных наклонностей, проистекающих из таких черт, заменить их полезными и красивыми чувствами. Это необходимо потому, что очень многое обретает благодаря своим чувствам, но эти чувства только тогда становятся добрыми, когда они покорны разуму. Согласно одному психологу, «человеческие чувства как контейнер, разделенный на две секции. Первая секция — наступательная, а вторая — оборонительная. Если человек способен направлять свои оборонительные чувства так, чтобы они возобладали над наступательными, тогда он обретет контроль над своей жизнью и будет руководить ею так, как желает того он сам, а не как желают его чувства «. Те, кто уравновесил свои внутренние силы со своими страстями и воображением и создал ощущение мира между разумом и сердцем, несомненно, следуют через жизненные проблемы дорогой счастья и воля их свободна от слабости, неудач и поражений. Правда, что возможности человека достигли очень высокого уровня — в удобстве, движении, скорости, которые позволили, используя силы своего мышления, проникнуть далеко в глубины морей и океанов. Однако наблюдаемые нами сегодня неуверенность и страдания в сердце цивилизации достигли пределов, когда она стала словно игрушкой в руках проблем и несчастий. Вина за это может быть возложена только на отход с пути праведности и духовных ценностей. Д-р К. Роман пишет: «Наука в современную эпоху продвинулась далеко вперед, а нравы и чувства все еще находятся на примитивной стадии. Если бы нравы и чувства развивались вместе с разумом и рассудочностью, мы, возможно, могли бы утверждать, что человечество достигло продвижения вперед также и в своей гуманности». Согласно законам равновесия, судьба цивилизации, которой недостает высоких черт,- угасание и исчезновение. Основа пороков и бед различных обществ — феномен неудовлетворенности потребностей людей в нравственных ценностях. Ценностях, которые вдохнут дух жизни в тело умирающей цивилизации и даруют ей силы, которых она по праву заслуживает.
Вред лжи
Преимуществ у правдивости столь же много, сколь и вреда от лжи. Правдивость является одной из самых прекрасных черт, а лживость — одной из наиболее отвратительных. Язык передает наружу внутренние чувства, поэтому если ложь вытекает из недоброжелательства или враждебности — это один из опасных признаков гнева, а если она вытекает из скаредности или является следствием привычки, то это результат бушующих страстей человека. Если язык человека стал отравленным ложью, и на нем появилась ее грязь, ее воздействие подобно воздействию осеннего ветра на листья деревьев. Ложь гасит свет существования человека и разжигает в нем огонь вероломства. Она также обладает исключительным влиянием на разрушение уз единства и гармонии между людьми и распространяет лицемерие. В сущности, огромная часть заблуждений проистекает из лживых утверждений и пустых слов. Для людей со злыми помыслами ложь является открытой дверью для достижения эгоистических целей путем сокрытия фактов за завесой чарующих слов и завлечения простодушных людей ядовитыми измышлениями. Лжецы не оставляют себе времени на размышление и обдумывание. Они редко думают о возможных последствиях, полагая, что «никто и никогда не откроет их тайны». В их словах мы обнаруживаем много ошибок и противоречий, и всегда их ждет неудача, позор и бесчестие. Поэтому правильно будет сказать, что «лжецы имеют плохую репутацию». Одним из факторов, определяющих распространение этой позорной черты, отравляющей общественные нравы, является утверждение: «Конструктивная ложь лучше горькой правды». Данное утверждение стало прикрытием для этой пагубной черты, и многие люди прибегают к нему для оправдания своей возмутительной лжи. Эти люди пренебрегают тем, что гласят разум и право по этому поводу. Ислам и здравый смысл предписывают, что если жизнь, достоинство или неотъемлемая собственность мусульманина в опасности, то его обязанность защищать их всеми, возможными средствами, включая ложь. Это оправданный принцип, гласящий, что «нужда узаконивает запрещенное». Вынужденная ложь, однако, имеет ограничительные рамки, она должна прекращаться у границы необходимости. Если человек расширяет круг указанной «конструктивности», чтобы включить в него свои личные желания и вожделения, это будет не более чем ложь без всякого оправдания так называемой необходимостью. Один из великих ученых говорил в этой связи: «Всему есть причина. Мы можем придумать объяснения и оправдания любым поступкам. Даже у профессиональных преступников есть какие-то предлоги для оправдания их преступлений. Поэтому у любой когда-либо высказанной лжи есть какая-то надобность и какие-то преимущества. Другими словами, каждая высказанная ложь служит какой-то цели, а лжец — хороший человек: если лжец не приобретает ничего от своей лжи, нет причины для сокрытия истины. Это вытекает из того факта, что в человеческой природе — считать все, могущее быть полезным для него, хорошим. Если человек подозревает, что его личные интересы могут быть поставлены под угрозу правдой, или ему мнится, что во лжи есть что-то хорошее, он без колебания лжет, так как видит зло в правде, а добро — во лжи». Мы не должны закрывать глаза на то, что ложь есть великое зло, и если какой-то ущерб и устраняется ложью (когда это допускается), то только с точки зрения замены большего зла меньшим. Свобода слова важнее, чем свобода мысли, ибо если кто-то совершает ошибку, пользуясь свободой мысли, только он и страдает. С другой стороны, когда пользуются свободой слова, на карту ставится общественное благо. Преимущества и недостатки свободы слова влияют на все общество. Газзали говорил: «Язык — благодатный дар. Это — нежное Создание, которое, несмотря на свои малые размеры. Выполняет чрезвычайно важную работу, когда дело доходит до покорности и непокорности. И неверие, и вера выражаются языком, они же есть окончательное поклонение или непокорность». Далее он прибавлял: «Только те, кто может посвятить свои языки религии, способны избежать зла. Эти люди никогда не отпускают свои языки на свободу, если только это не полезно для их жизни, веры и места вечного отдохновения». Абу Хамид Газзали. Кимийайе Са’адат. Важно избегать лжи и противоречия истине перед детьми, так чтобы эта злая черта не вошла в их сердце. Дети учатся, как поступать и говорить, в своих семьях и у тех, кто их окружает. Поэтому, если ложь и/или противоречие правде проникает в семейную атмосферу, дети будут подвержены их влиянию и, в свою очередь, заражены той же болезнью. Моррис Т. Йаш сказал: «Привычка мысли, речи и стремления искать факты свойственна только тем, кто окружен ею с детства «.
Ложь запрещена религией
Священный Коран ясно характеризует лгунов как неверующих: Из этого хадиса понятно, что верующие не поддаются грязным выдумкам. Посланник Аллаха (с) говорил: «Твердо держитесь правдивости, ибо правдивость ведет в Рай. Истинно, человек продолжает говорить правду и искать ее, пока он не будет записан как правдивый перед Аллахом. И избегайте неправды, ибо она ведет в Огонь. Человек продолжает лгать, пока он не будет записан как лжец пред Аллахом». Нахдж ал-фасаха, с. 418. Среди характерных черт лжецов — то, что они верят только по настоятельному требованию. Посланник Аллаха (с) говорил: «Истинно, те, кто чаще всех верят людям, -чаще всех говорят правду, а те, кто больше всех подозревает людей, — чаще всех лгут». Д-р Самуэль Смайлс пишет: «Некоторые люди предполагают, что их собственные низменные черты обычны и для натуры других, в то время как в действительности мы знаем, что люди — это зеркала их собственных нравов. Следовательно, плохое и хорошее, которое мы видим в других, — не что иное, как отражение того, что у нас на совести». Смелые люди с хорошим воспитанием и поведением не могут выносить лжи, как не могут они допустить того, чтобы быть замазаны такой грязью. Лгуны страдают душевным расстройством, которое препятствует им говорить правду. Те, кто прибегает ко лжи, подсознательно ощущают немощь и унижение, ибо ложь — это лицо слабых и трусов. Передают, что имам Али (а) говорил: «Если бы сущности воплотились, истинно, правдивость стояла бы с храбростью, а трусость — с ложью! » Гурар ал-хикам, с. 605. Д-р Раймонд Пич сказал: «Ложь — лучшее оборонительное оружие слабых и быстрейшее средство избежать опасности. В большинстве случаев ложь — это реакция на слабость и несостоятельность. Вы должны спросить ребенка: «Ты трогал этот леденец?» или «Ты разбил эту вазу?». Если ребенок сознает, что признание ошибки повлечет за собой наказание, инстинкт подтолкнет его к отрицанию». Имам Али (а) точно определил преимущества правдивости в ясном высказывании: «Говорящий правду достигает трех вещей: доверие (других), любви и уважения». «Не заблуждайся насчет их молитв и поста, ибо человек может начать ревностно молиться и держать пост, так как, отказавшись от этого, он почувствует себя одиноко. Лучше испытай их, когда дойдет до того, чтобы говорить правду и исполнять обязательства». Усул Аль-Кафи, т. 1, с. 460. Имам Али (а) говорил по этому поводу: «Лживость — самая отталкивающая черта». Гурар ал-хикам, с. 605. Д-р Самуэль Смайлс пишет: «Лживость — самая отвратительная и мерзкая среди низменных черт. Важно, чтобы человек сделал своей единственной целью на всех этапах жизни быть правдивым и честным и ни в коем случае не отказывался от этого ради любой другой цели или дела». Ахлак. Ислам в утверждаемых им нормах поведения и исправления индивида опирается на веру и делает ее основой счастья человека. «Воспитанность без веры — как дворец, построенный на грязи или льде «, или, как объясняет другой ученый, «Воспитанность без веры — как семена, посаженные на скале или среди колючек, они неизбежно засохнут и умрут. Если самые благородные черты не мотивированы верой, они — как погибшие посевы у живого индивида». Религия управляет и сердцем, и разумом, она — то средство, которое сообщает им гармонию. Религиозные чувства уменьшают материальные желания и создают непроницаемую преграду между верующим и всякого рода низостью. Те, кто утешены религией, всегда имеют перед собой цели и чувствуют себя легко. «Истинно, с памятью об Аллахе сердца чувствуют себя легко «. Священный Коран. Ислам судит о характере человека по степени его веры и по его благородным чертам и настойчиво борется за упрочение этих двух факторов. Например, ислам сделал веру человека гарантией правдивости его утверждений, когда он клянется. Согласно исламскому уголовному кодексу, клятва мусульманина может при определенных обстоятельствах заменить свидетельство и, следовательно, является решающей при разрешении споров. Ислам также сделал свидетельство человека методом утверждения прав. Таким образом, коль скоро лживость проявляется в такой ужасной форме, как это явствует из каждого отмеченного выше случая, становится ясным, какой большой вред наносит подобная черта. В священном Коране ложь рассматривается как непростительный грех. «И никогда не принимай свидетельства от них». Священный Коран. Основа для определения степени греховности лжи находится в прямой связи с размерами урона, нанесенного этим грехом. Поэтому ложь под присягой и при свидетельстве, являющаяся наиболее вредоносным грехом, влечет за собой наиболее суровое наказание. Лживость является чертой, ведущей ко всем другим недобрым качествам. Имам Хасан аль-Аскари (а) сказал: «Все недобрые черты помещаются в доме, а ключи от этого дома — лживость». Джами’ас-са’адат, т.2, с. 318. Чтобы прояснить смысл слов имама Хасан аль-Аскари (а), обратим ваше внимание на следующий хадис Пророка Мухаммада (с). Один человек пришел к Посланнику Аллаха (с) и попросил его дать какой-нибудь совет. Пророк (с) ответил: «Откажись ото лжи и запасись правдивостью «. Человек, который был закоренелым грешником, удалился, обещав никогда более не совершать ни одного греховного поступка. Конечно, те, кто водится с честными людьми и правдивы в своих словах и поступках, будут жить без горя и печали, их разум и дух будут освещены верой и свободны от порочных наклонностей, страха и неуверенности. И небольшое размышление о последствиях лжи, будь они связаны с религией или материальными потерями, преподаст важный урок каждому, кто желает вести честную и достойную жизнь. Правдивость может быть достигнута лишь вкупе с верой и воспитанностью. Когда эти ее сопутствующие условия слабы, человеческое счастье не имеет шанса сохраниться.
Источник: http://alhassanain.org