Исламские философы разделяются на две группы: иллюминативистские философы и перипатетические философы. Главой исламских иллюминативистских философов является шейх Шихаб Ад-Дин Сухраварди, принадлежащий к числу ученых шестого века хиджры (12 в. х.э.) — Главой же исламских перипатетических философов считается Шейх ар-Раис Абу Али ибн Сина.
Иллюминативисты считаются последователями Платона, а перипатетики- приверженцами Аристотеля. Основное и сущностное различие иллюминативистского и перипатетического направлений состоит в том, что в иллюминативизме для исследования философских проблем, особенно проблем «божественной мудрости», одного доказательства и интеллектуального размышления недостаточно; для открытия истин также необходимы душевный аскетизм, усердие души и ее очищение. В перипатетизме же опираются только на доказательство.
Слово «иллюминация», означающее сияние света, полезно и достаточно для обозначения иллюминативистского направления. Но слово «перипатетикос» в значении «идущий», «много ходящий» исключительно есть наречение и не выражает сущность перипатетического направления. Говорят, Аристотеля и его приверженцев по той причине называли «перипатетиками», что у Аристотеля было обыкновение излагать и объяснять свои идеи во время ходьбы и прогулок. Следовательно, если мы хотим использовать слово, которое бы выражало суть философского направления перипатетиков, то мы должны употреблять слово «дискурсивность» и сказать, что философы бывают двух категорий: иллюминативисты и дискурсивисты. Здесь должно выясняться: действительно ли Платон и Аристотель имели два разных метода, и существовало ли между учителем (Платоном) и учеником (Аристотелем) теоретическое разногласие? Разве тот путь, который Шейх Шихаб Ад-Дин Сухраварди далее будем называть его кратким его именем — Шейх-и Ишрак) избрал в эпоху ислама, есть путь Платона, и разве Платон является сторонником и последователем духовного пути, душевного усердия и аскетизма, душевного откровения и созерцания, сторонником по выражению Шейха Ишрака, «мудрости вкушения» (откровения)? Разве проблемы, которые со времен Шейха Ишрака признавались в качестве проблем, являющихся предметом разногласия между иллюминативистами и перипатетиками, как проблемы подлинности сущности и существования, единства и многообразия бытия, созидания, образования и не образования тела из материи и формы, идей и божеств, возможности существования благороднейших сущих и десятки других, относящихся к этому разряду, — представляют собой те же вопросы, что были предметом разногласия Платона и Аристотеля, продолжающие существовать до настоящего времени, или эти проблемы, по крайней мере, некоторые из них, возникли в последующие времена, и душа Платона и Аристотеля ничего не ведала о них?
То, что я могу коротко рассказать на этих уроках, состоит в том, что между Аристотелем и Платоном непременно существовали различия во взглядах, т.е. Аристотель отвергал многие идеи Платона и в противовес им выдвигал другие. В александрийский период, являющийся водоразделом между греческим и исламским периодами, последователи Платона и последователи Аристотеля составляли две различные группы. У Фараби есть небольшая книга под названием «Гармония между взглядами двух мудрецов». В этой книге изложены проблемы, составляющие предмет разногласия этих двух философов, и предпринята попытка неким образом устранить разногласия между этими двумя мудрецами.
Но один из результатов, достигаемый благодаря изучению наследия Платона и Аристотеля, книг, написанных об этих двух философах, и учету развития философии в исламскую эпоху, состоит в том, что главные проблемы, составляющие предмет разногласия иллюминативистов и перипатетиков, и ныне существуют в исламской философии. За исключением одной-двух проблем они составляют единый ряд новых исламских проблем и к Платону и Аристотелю никакого отношения не имеют, как проблемы сущности и существования, созидания, сложности и простоты тела, правила возможности превосходного, единства и многообразия бытия. Проблемы, являющиеся предметом разногласия Платона и Аристотеля, это те проблемы, что приведены в книге Фараби «Гармония между взглядами двух мудрецов», и они, несомненно, нечто иное, чем вышеупомянутые проблемы.
С нашей точки зрения, основных вопросов, являющихся предметом разногласия Платона и Аристотеля, три, которые мы разъясним потом.
Всего важнее то, что есть много сомнений относительно того, что Платон был сторонником духовного мистицизма, душевного усердия, подвижничества и созерцания. Поэтому то, что мы считаем Платона и Аристотеля обладателями двух методов — иллюминативного метода и дискурсивного метода — вызывает много споров. Абсолютно неизвестно, что Платон в свое время или в близкие к его эпохе времена признавался в качестве «иллюминативного» мыслителя, бывшего сторонником внутреннего озарения. Даже неизвестно, применялось ли слово «перипатетик» исключительно к Аристотелю и его приверженцам.
Шахристани — автор «Ал-милал ва-н-нихал» во втором томе своей книги говорит: «Что касается абсолютных перипатетиков, то они ликеисты. Платон из-за уважения к философии обучал ей при постоянной ходьбе. Аристотель последовал ему и потому его и приверженцев его называли перипатетиками».
Несомненно, нет основания, сомневаться в том, что Аристотеля и его последователей называли перипатетиками, и это выражение продолжало существовать и в исламскую эпоху. То, что подлежит сомнению и должно отрицаться и отвергаться, — это то, что Платон назван «иллюминативистом».
До Шейха Ишрака мы в речи ни одного из философов, как Фараби и Ибн Сина, или историков философии, как Шахристани, не увидим, чтобы Платон упоминался как философ, бывший сторонником философии откровения и иллюминативизма. Даже не встречаемся с терминологическим словом «иллюминация» (озарение).[4] Именно Шейх Ишрак сделал притчей во языцех слово «иллюминация» («озарение»). Он же в предисловии к книге «Иллюминативная Философия» назвал группу древних философов, в частности, Пифагора Платона, сторонниками философии откровения и иллюминативной мудрости и упомянул Платона в качестве «Главы иллюминативистов». По нашему мнению, Шейх Ишрак избрал иллюминативное направление под влиянием мистиков и суфиев. Соединение иллюминации с аргументацией есть личный его почин. Но для того чтобы его теория была принята наилучшим образом, он представил группу древних философов сторонниками этой ориентации. В этом отношении Шейх Ишрак никаких данных и доказательств не представляет. Точно так же он не предъявляет никаких доказательств принадлежности древних иранских мудрецов к иллюминативизму. Если б у него были доказательства, он бы непременно изложил их и не оставил проблему, являющуюся предметом его интереса, в подобном неясном и неразвернутом виде. Некоторые историки философии при разъяснении взглядов и идей Платона никоим образом не упоминали о его иллюминативистской направленности. В «Ал-милал ва аннихал» («Религиозные общности и религиозные секты») Шахристани, «Истории философии» доктора Хумана, «Истории философии» Виля Дюракта и в книге «Развитие философии в Европе» совершенно не упоминается, как это утверждает Шейх Ишрак, об иллюминативистской направленности Платона. Автор «Истории развития философии в Европе», упоминая проблему платонической любви, от имени Платона пишет:
«Душа до прихода в мир земной видела абсолютную красоту. Когда она в этом мире видит красоту внешнюю, вспоминает абсолютную красоту, и она ощущает муку разлуки. Телесная любовь, как картинная красота, — аллегорична. Но истинная любовь нечто совершенно другое, и она становится основой иллюминативного познания и достижения вечной жизни».
То, что говорил Платон о любви, и то, что потом было названо платонической любовью, есть любовь к тем красотам, которые, по мнению Платона, обладают — по крайней мере, у мудрецов — божественным корнем, и во всяком случае не имеет никакого отношения к тому, что Шейх Ишрак говорил об исправлении души и суфийской мистической стезе духовного усовершенствования на пути к Аллаху.
Но Бертран Рассел в первом томе своей «Истории философии» постоянно указывает на гармонию разума и озарения в философии Платона, но никаких доказательств не приводит и не приводит что-нибудь такое, чтобы прояснилось, является ли платоническое озарение (иллюминация) тем, что проявляется путем усердия души и ее очищения, или оно есть порождение любви к прекрасному. Более достоверное выяснение истины нуждается в непосредственном изучении всех сочинений Платона.
В отношении Пифагора, наверное, можно согласиться, что он придерживался иллюминативистского направления и в этом, по-видимому, был вдохновлен Востоком. Бертран Рассел, признающий направление Платона иллюминативистским, утверждает, что Платон в этом отношении находился под влиянием Пифагора. Среди идей и мыслей Платона, независимо от того, признаем ли мы его иллюминативистом или нет, есть три проблемы, которые составляют действительное основание и истинную специфику философии Платона. Аристотель в понимании всех этих трех проблем не был с ним согласен.
1 Теория идей. В соответствии с теорией идей основа и сущность всего, что наблюдается в этом мире, включая субстанции и акциденции, существуют в другом мире, и индивиды этого мира подобны теням и образам сущностей другого мира. Например, человеческие индивиды, живущие в этом мире, — все имеют некое основание и сущность в другом мире, и подлинным и истинным человеком является человек того мира. Таковы и все другие вещи.
Эти сущности Платон называл «идеями». В исламской эпохе слово «идея» было переведено как «мисал» и совокупность тех сущностей называется «мусул-и афлатуни» (платоническими идеями). Ибн Сина резко против теории идей Платона, а Шейх Ишрак — явный сторонник. Одним из сторонников «теории идей» является Мир Дамад, а другим — Садр ал-мута’аллихин (Садраддин Ширази). Интерпретация «идей» этими двумя мыслителями, особенно Мир Дамадом, без сомнения, отличается от интерпретации Платона и даже Шейха Ишрака.
Другим сторонником теории идей в период ислама является Мир Фендерески — один из философов эпохи Сафавидов. У него есть известная касыда на фарси, в которой он излагает свои взгляды относительно «идей». Начало касыды таково:
Небосвод прекрасен, хорош и красив звездами своими.
То, что в мире горнем, обладает под собой формами.
Если форма, что внизу, по лестнице знания
Поднимется вверх — соединится с основами своими.
Эту речь не постигнет ни один буквалист,
Будь он Абу Насром или Ибн Синой.
2. Другая основная важная теория Платона касается человеческой души. Он уверен, что души до соединения с телами возникли и существовали в более высоком и превосходном мире, что есть тот самый мир идей. После возникновения тела у души возникает привязанность к нему, и она вселяется в него.
3. Третья теория Платона, зиждущаяся на двух предыдущих его теориях и являющаяся как бы их результатом, состоит в том, что знание есть воспоминание, а не реальное познавание, т.е. все то, что мы познаем в этом мире, и предполагаем, что впервые познали то, что не знали и не имели о нем знания, на самом деле есть воспоминание того, что мы уже знали, ибо мы говорили, что душа, прежде чем привязаться в этом мире к телу, существовала в высшем мире и в том высшем мире созерцала «идеи». Поскольку сущностью любой вещи является ее «идея» и души познавали идеи ранее, постольку души знали сущности уже до того, как войти в мир земной и привязаться к нему. Все знания после соединения души с телом нами забыты.
Тело для нашей души подобно завесе, повешенной на зеркало и препятствующей сиянию света и отражению образов в зеркале. В силу диалектики, т.е. в силу спора, старания и рационального подхода, или под влиянием любви (или благодаря душевным усердиям, подвижничеству и духовному аскетизму, по Шейху Ишраку) завеса устраняется, свет засияет и образ обнаруживается.
Аристотель по интерпретации всех этих трех вопросов с Платоном не согласен. Во-первых, он отрицает существование общих идеальных, абстрактных, небесных сущностей и считает общее, или по более точному выражению общность общего, чисто рассудочным феноменом. Во-вторых, он убежден, что душа появляется после возникновения тела, т.е. после формирования и совершенствования тела, и тело ни при каких обстоятельствах не является препятствием и завесой души, напротив, оно есть средство и орудие (органы) души в деле приобретения новых знаний. Душа приобретает свои знания посредством этих телесных чувств и телесных органов. Душа ранее не была в другом мире, дабы приобрести там знания.
Разногласия Платона и Аристотеля по этим основным проблемам и ряду других менее важных вопросов продолжались и после них. В Александрийской философской школе имели последователей и Платон и Аристотель. Александрийские последователи Платона называются неоплатониками. Основателем этой школы является некий египтянин по имени Амониас Сакус. Наиболее известным
и знаменитым неоплатоником является египтянин греческого происхождения по имени Плотин, которого исламские историки называют Шейхи Юнони (Старец Греческий). Неоплатоники выдвинули ряд новых вопросов и, возможно, при этом пользовались древневосточными источниками. Александрийские приверженцы Аристотеля многочисленны, и они комментировали наследие Аристотеля Наиболее известными из них являются Темистрий и Александр Афродизийский.
Источник: книга «Философия и калам»
[1] Шахристани М. Ал-милал ван-нихал. Т. 2. С.231, Доктор Хуман. Торих-и фалсафеТ.1. С.20.
[2] Изложение и доказательство этих трех преимуществ высшей философии выходит за рамки задачи этих кратких исследований. Обратитесь к трем первым главам «Метафизики» книги «Исцеления» Ибн Сины и к начальным разделам первого тома «Путешествий» Садр ад-Дина Ширази.
[3] Илахийат-и Шифа. Старое издание. С. 15.