Жены Пророка Мухаммада (с)

Посланник Ислама(с) после Хадиджы женился на нескольких женщинах: Сауда, Айша, Газийа, Хафса, Умм Хабиба, Умм Салама, Зейнаб бинт Джахш, Зейнаб бинт Хузайма, Меймуна, Джурия, Сафия.[1]

Здесь необходимо рассмотреть причины и условия, которые стояли за такими браками. В общем, многочисленные браки Пророка Ислама заключались по следующим причинам:

· Забота и опекунство сирот и больных.

· Сохранение достоинства и чести женщин, которые до этого имели уважение и почёт в обществе.

Потеряв мужа, женщина по языческим традициям была как бы неприкасаемой, и никто более не брал её в жены. В арабском обществе, жизнь и имущество такой женщины было под большой угрозой. Посланник Аллаха(с), нарушил эту традицию, которая с приходом Ислама оставалась незыблемой, и тем самым показал высокие достоинства и права женщины.

Одной из таких женщин была Сауда. После переселения в Эфиопию её муж погибает, его светлость Посланник Аллаха(с), видя тяжелое положение этой несчастной женщины, женился на ней и взял её под своё покровительство.

Зейнаб бинт Хузайма, потеряв своего мужа, оставалась перед лицом нищеты и голода. И это, несмотря на то, что она до этого была известна как помогающая другим и отзывающаяся на чужую боль. Посланник Аллаха для сохранения её чести и достоинства женился на ней, возвысив ещё больше её положение среди арабского общества. Эта женщина умерла ещё при жизни Пророка.

Умм Салама, также, будучи в тяжёлом экономическом положении, после потери своего мужа, вышла замуж за Пророка Ислама и приобрела ещё большее уважение среди мусульман.

Зейнаб бинт Джахш была дочерью дяди Посланника Аллаха(с). Она вышла замуж за Зейда ибн Хариса, приёмного сына Пророка. Этот брак наглядно показал ложность языческой традиции того, что классовое сословие играет какую-либо роль в супружеской жизни.

Зейнаб была внучкой Абд-аль-Муталлиба, который являлся одним из почетных людей среди арабской знати, в то время как Зейд был всего лишь рабом, освобожденным его светлостью Посланником Аллаха(с).

Зейнаб, будучи знатного происхождения, держала себя высокомерно перед Зейдом, делая жизнь своего супруга горькой и печальной. Пророк постоянно предупреждал их о том, что подобное может плохо кончиться, но результатов это не дало. В конечном итоге Зейд вынужден был дать Зейнаб развод.[2]

После того, как они разошлись, Пророк по приказу Аллаха женился на Зейнаб и уничтожил другую языческую традицию, которая утверждала приёмного сына как родного и запрещала брак на жене приёмного сына.[3]

Некоторые западные писатели настолько были ослеплены фанатичной борьбой против Ислама, что в своих книгах писали, что якобы «Мухаммад(с) был влюблён в Зейнаб!» В действительности, эти высказывания противоречат историческим фактам и человеческому здравому смыслу. Во-первых, возникает простой вопрос, почему Посланник Аллаха(с) не женился на Зейнаб, когда она была ещё не замужем, ведь у Пророка для этого были все условия. И потом, она была одной из его дальних родственниц, и он её хорошо знал.

· Пророк женился, чтобы освободить женщину от рабства.

Известно, что Джурийа, которая была из племени Бани Мусталак после одержания победы над ними мусульманами, попала в плен. Посланник Аллаха(с) женился на Джурийи дочери Хариса, предводителя этого племени. Мусульмане, узнав, что она стала женой Пророка, освободили пленных Бани Мусталак. Благодаря этому браку, более ста пленных получили свободу.[4]

· По политическим мотивам, для налаживания союзных договоров с предводителями племён и предотвращения нарушения договоров с их стороны. А также для укрепления обстановки внутри исламского государства. Так были заключены браки с Айшой, Хафсой, Умм Хабибой, Сафией, Меймуной.

А) Умм Хабиба была дочерью Абу Суфйана, того самого Абу Суфйана, семейство которого под его руководством вело непримиримую вражду против Пророка. Муж Умм Хабибы после переселения (хиджра) в Эфиопию, отрекается от Ислама и, приняв христианство, вскоре умирает. Она переживала тяжёлые времена, её отец был самым большим врагом Ислама, и поэтому, она не могла вернуться в родительский дом. Посланник Аллаха(с), женившись на Умм Хабибе, взял её под своё покровительство, и тем самым расположил к себе род Омейядов.

Б) Сафийа, дочь Хайа ибн Ахтаба, главы племени бани Назир. После того, как мусульмане захватили в плен иудеев, Пророк(с) для сохранения чести Сафийи, заключил с ней брак, наладив хорошие отношения с самым большим иудейским племенем.

В) Меймуна была из большого племени бани Махзум. Посланник Аллаха(с) женился на ней в седьмом году хиджры.

Большинство жен Пророка(с) были пожилого возраста, за исключением Айши. И это, пожалуй, является основным доказательством того, что женитьбы Посланника Аллаха(с) преследовали благородные и священные цели. И всякого рода обвинения, никак не могут быть обращены к нему.  

Арабское общество до Ислама

Необходимо отметить, что в средние века до начала пророческой миссии Мухаммада (с) арабское общество, да и весь мир в целом находились в глубоком тотальном кризисе духовной реорганизации. В частности, арабы погрязли во всеобщем разврате, который охватывал все слои общества. Наиболее отвратительным в традиции арабов было то, что они, создавая каменных идолов, поклонялись им. Социальное неравенство, достигнув невиданных масштабов, продолжало главенствовать в арабском обществе. Единственное, чего не было в среде арабов это — справедливости.

Относительно торговли надо сказать, что настолько арабы отошли от всех рамок приличия. Например: мужчина, неспособный вести торговые дела по состоянию здоровья, часто считал виноватой в этом свою жену, часто наказывая невиновную женщину.

Арабы гордились своею численностью. Иногда даже для того, чтобы доказать в этом своё превосходство по отношению к другим племенам, арабы ходили на кладбища и подсчитывали своих умерших соплеменников.[5]

Следование своим страстям, любовь к разврату, кровопролитие были обыденными явлениями в арабской среде.

Амр аль-Кайс, известный арабский поэт, описывал в стихах свою связь с Анизой, дочерью своего дяди, абсолютно не испытывая при этом стыда. К тому же, считаясь большим поэтом среди арабов-язычников, он имел право вывешивать свои стихи на Каабу.

Именно в такое время, когда среди арабов царило распутство и невежество, это общество озарилось светом Ислама и единобожия. Конечно, Ислам никак не мог и не может сосуществовать в союзе с таким положением, в котором прибывали арабы до Ислама. Именно поэтому, одной из целей этой религии было и есть установление божественной справедливости и освобождение человека от оков заблуждения.

Источник:  книга «Жизнь Пророка Мухаммада»


[1] «Бихар аль-Анвар», том 22, стр. 204.

[2] «Бихар аль-Анвар», том 22, стр. 214-218.

[3] Сура «Аль-Ахзаб» (Сонмы) – 33:37.

[4] «Сира», Ибн Хишам, том 3, стр. 295.

[5] «Маджма’ аль-Байан», том 10, стр. 534.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.