Муслим ибн Акил ибн Абу Талиб — сын дяди Имама Хусейна (а) по отцу и его представитель в Куфе в Восстании Ашуры. Он отправился туда в качестве представителя Имама, чтобы разведать ситуацию и сообщить ему, чтобы он приехал вслед за ним, если куфийцы искренне и настойчиво приглашают его. В своём письме он заверил Имама в том, что все шииты в Куфе готовы принять его. Однако назначение ‘Убайд Аллаха ибн Зийада на пост наместника этого города навёл страх на сторонников Муслима и они разом отвернулись от него. В итоге он был захвачен и убит по приказу наместника в день Арафата 60 г.л.х. Он занимает особое место среди шахидов ‘Ашуры. Шииты видят в нём образец верности, смелости и мужества. Его одиночество и беспомощность в Куфе одна из тем траурных песнопений в первую декаду месяца мухаррам.
О жизни Муслима ибн ‘Акила до его поездки в Куфу в качестве представителя Имама Хусейна имеется скудная и разрозненная информация.
Когда Имам Хусейн(а) выехал из Медины в Мекку, Муслим ибн ‘Акил сопровождал его. И когда письма жителей Куфы дошли до Имама, он послал Муслима в этот город, чтобы тот изучил положение дел и, удостоверившись в правдивости слов куфийцев о том, что среди них множество последователей Имама, сообщи ему об этом. По некоторым преданиям, Кайс ибн Мусаххар Сайдави, ‘Аммара ибн ‘Абд Салули и ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Абд Аллах Архаби также поехали вместе с Муслимом.
Муслим ибн ‘Акил выехал из Мекки в середины рамадана 60 г.л.х. и отправился в Медину, а оттуда вместе с двумя проводниками направился в Куфу окольными путями, чтобы никто не узнал о его поездке. В пустыне они заблудились, и их стала мучить жажда. Два проводника умерли, а Муслим спасся. Дойдя до ближайшего села, он отправил гонца и сообщил Имаму о случившемся. Увидев в этом дурное предзнаменование, он просил его отменить свою поездку, но Имам не стал этого делать.
Пятого шаввала он добрался до Куфы и поселился в доме Мухтара ибн Абу ‘Убайды. По другим преданиям — в доме Муслима ибн ‘Аусаджа. Местные шииты ходили к нему, и он читал им письмо Имама Хусейна (а).
Обжившись в Куфе, он стал принимать присягу на верность Имаму Хусейну (а). Призывать к Корану и Сунне Пророка, сражаться с угнетателями, защищать угнетённых, помогать бедным, справедливо распределять казну, поддерживать членов Дома Пророка, дружить с теми, кто дружит с ними, и враждовать с теми, кто враждует с ними, следовать их словам и делам — всё это было условием присяги.
Двенадцать тысяч куфийцев присягнули на верность Имаму Хусейну(а) через Муслима ибн ‘Акила и заявили о своей готовности поддержать его. Другие пишут, что присягнувших было восемнадцать тысяч а третьи сообщают о тридцати тысячах. Некоторые историки, анализируя те события, которые произошли во время пребывания Муслима в Куфе (в том числе лёгкое завоевание ‘Убайд Аллахом ибн Зийадом этого города и подавление мятежа Муслима), считают, что присягнувших было значительно меньше. Другие, исходя из того, что согласно историческим хроникам в Куфе было более шестидесяти тысяч воинов, предположили, что Имаму не верность присягнула одна треть. Поэтому, изучая поход Имама в Куфу, следует учесть, что те, кто не присягнул ему, не были его противниками или сторонниками Му‘авийи. Большая часть населения не принимала никакого участия в этом сражении. Следовательно, этого количества присягнувших было достаточно для восстания и именно поэтому Имам Хусейн, получив письмо от Муслима, тот час выступил в Куфу.
Муслим ибн ‘Акил написал Имаму Хусейну(а) письмо, в котором указал количество тех, кто присягнул на верность, и позвал его в Куфу. Текст письма разнится в источниках. И поэтому в них говорится о готовности 12000, 18000 и даже всех жителей города.
Когда Муслим приехал в Куфу, наместником в ней был Ну‘ман ибн Башир. Исторические источники представляют его мягким и миролюбивым человеком. Согласно некоторым преданиям, он недолюбливал Йазида. Поэтому, когда он узнал о том, что люди приносят присягу Муслиму ибн ‘Акилу на верность Имаму Хусейну(а), то собрал их и посоветовал не вносить раскол в обществе. При этом добавил, что не станет воевать с теми, кто не пойдёт против него. Когда же сторонники Омейядов выступили против его позиции и посчитали его слабаком, он ответил, что предпочтёт быть слабым, чем сильным, но не послушным Господу. Тогда ставленники Йазида, в числе ‘Умар ибн Са‘д ибн Абу Ваккас и Мухаммад ибн Аш‘ас Кинди, написали письмо правителю, в котором написали, что если он хочет сохранить власть в Куфе, то ему следует назначить нового наместника, потому что Ну‘ман слаб или прикидывается таким. Поэтому он назначил наместником Куфы ‘Убайд Аллаха ибн Зийада, который был наместником Басры. Согласно высказываниям некоторых историков, Му‘авийа написал в завещании Йазиду, которое хранилось у его слуги, чтобы он назначил Ибн Зийада наместником против возможных мятежников.
‘Убайд Аллах ибн Зийад и его отец Зийад ибн Абийхи были известны своей жестокостью. Предыдущие правители и наместники использовали представителей этого семейства для подавления восстаний и мятежей. До этого ‘Убайд Аллах весьма жестоко подавил мятеж хариджитов в Басре. Когда он вступил в Куфу, всё обернулось против Муслима. Многие из тех, кто собирался восстать против Йазида, отказались от этой идеи, боясь за себя. Первым делом он начал искать тех, кто присягнул на верность Имаму Хусейну(а). Для этого он собрал вождей племён. И пригрозил, что если они не назовут имён заговорщиков или не гарантируют, что никто из их соплеменников не выступит против Омейядов, он убьёт их и заберёт их имущества.
Узнав о мерах нового наместника, Муслим ибн ‘Укайл покинул дом Мухтара и поселился у Хани ибн ‘Урвы, одного из уважаемых людей Куфы. Хани понимал всю опасность этой ситуации, но всё же приютил Муслима. И теперь шииты встречались с ним в его доме.
Во многих исторических источниках сообщается, что однажды ‘Убайд Аллах ибн Зийад пришёл к Хани, чтобы проведать своего друга Шурайка ибн ал-А‘вара Хариси, одного из сподвижников Имама ‘Али. В тот момент Шурайк был болен и находился у Хани. По предварительному сговору, Муслим спрятался и должен был напасть на ‘Убайд Аллаха и убить его. Но когда наместник пришёл в гости, он не стал нападать на него и объяснил своё решение тем, что Хани не хотел, чтобы ‘Убайд был убит в его доме, и что Пророк(с) запрещал убивать исподтишка.
Следует отметить, что одни современные исследователи сомневаются в достоверности этого предания, а другие считают его абсолютно вымышленным.
Муслим общался с шиитами тайно, но ‘Убайд Аллах ибн Зийад внедрил среди них своего шпиона по имени Му‘аккал. Он вошёл к ним в доверие и разузнал прибежище Муслима. Узнав о том, где прячется Муслим, ‘Убайд Аллах пригласил к себе Хани ибн ‘Урву и потребовал выдать ему Муслима. Хани не согласился и был задержан. Когда новость об этом дошла до Муслима, он призвал своих сторонников начать восстание. И, согласно преданиям, около четырёх тысяч человек вышли на улицы, крича «Йа мансур ал-умма». Среди собранных Муслимом людей были ‘Абд ар-Рахман ибн Курайз, военачальник племени Кинди, Муслим ибн ‘Аусаджа, военачальник племени Мазхиджи, Абу Самама Сайдави, военачальник племён Тамим и Хамадан, и ‘Аббас ибн Джа‘да ибн Хубайра, военачальник племени Курайш и ансаров. Восставшие направились к дворцу наместника и осадили его, а внутри находилось лишь пятьдесят человек из окружения и охранников ‘Убайд Аллаха.
В это время он повелел известным и уважаемым в Куфе людям, в том числе Мухаммаду ибн Аш‘асу, Касиру ибн Шихабу Хариси, Шабасу ибн Риб‘и, Ка‘ка‘у ибн Шуру, Хаджар ибн Абджару и Шимр ибн Зи-л-Джавшан, выйти к восставшим и отговорить обещаниями и угрозами от поддержки Муслима и Имама Хусейн (а). И этот ход помог ему. Согласно преданиям, люди настолько сильно испугались угроз ‘Убайд Аллаха, что вмиг разошлись. Оставшись один, Муслим не нашёл даже, где переночевать.
Муслим стал искать прибежище и его приютила некая женщина по имени Тау‘а. Но утром следующего дня её сын сообщил об этом слугам ‘Убайд Аллаха. И он дал Мухаммаду ибн Аш‘асу семьдесят человек, чтобы тот задержал и привёл Муслима во дворец.
Муслим стал оказываться сопротивление при задержании и Мухаммад сказал, что если он сдастся, то будет в безопасности. И он сдался. Но когда его привели во дворец, Ибн Зийад посчитал обещание Ибн Аш‘аса неуместным, и приказал поднять Муслима на крышу и там обезглавить. Ему отрубили голову, а тело сбросили вниз.
Согласно источникам, Муслим, опасаясь за жизнь Имама Хусейна (а), попросил ‘Умара ибн Са‘да, который был курайшитом, исполнить его завещание. И первое, что он завещал, это отправить гонца к Имаму и не позволить ему приехать в Куфу. Затем попросил завернуть своё тело в саван до погребения и вернуть долги, продав его меч и другие личные вещи.
После казни Муслима наместник Куфы приказал казнить Хани ибн ‘Урву, и отправил их головы Йазиду ибн Му‘авийе в Левант.
Источник : http://imam-huseyn.ru