Единобожие имеет множество видов, однако наиважнейшими из них являются четыре следующих вида:
Первый: Единобожие, выраженное в единстве сущности Аллаха
То есть, Всевышний Аллах один, Его пресвятая сущность едина и неделима, и Он не имеет никакого подобия Себе ни в реальности, ни в воображении.
Второй: Единобожие, выраженное в Его атрибутах
То есть, атрибуты Всевышнего Аллаха, такие как знание, всемогущество, безначальность, вечность и … все собраны в Его сущности и все являются сутью Его единой сущности. Его нельзя уподобить творениям, атрибуты и свойства которых разделены друг от друга и отделены от их сущности. Конечно же, осмысление единобожия, выраженного в атрибутах Всевышнего Аллаха, нуждается в более глубоком изучении. Поэтому читателям рекомендуем ознакомиться с более детальными трудами шиитских учёных относительно познания Творца.
Третий: Единобожие, выраженное в действиях Аллаха
То есть, каждое действие, любое движение и всякое явление, наблюдаемое в огромном мироздании, является результатом воли и желания Всевышнего Аллаха. Священный Коран учит: «Аллах – Творец всего сущего, Он – Покровитель всему».[1]
«Ему принадлежат ключи от небес и земли».[2]
Правильно высказывание: «В мире не существует иных причин возникновения действий и явлений, кроме святой сущности Всевышнего Аллаха». Однако данный вид единобожия не означает того, что мы, то есть люди, вынуждены совершать те или иные действия. Нет, это не так, наоборот, мы наделены свободой выбора и возможностью самостоятельного принятия решений. Ислам не приемлет фатализм.
«Воистину, Мы наставили его (человека) на путь (указав ему его), будь он благодарным (приняв этот путь) или неблагодарным (отказавшись от него)».[3]
«Человеку уготовано лишь то, что заслужил он усердием».[4]
Упомянутые выше аяты Священного Корана наглядно указывают на то, что человек обладает собственной волей, он свободен действовать на основе своего личного выбора. Но, так как свобода выбора и возможность самостоятельно совершать различные действия дарованы нам нашим Творцом, то в конечном итоге наши действия зависят от Его воли; при этом с нас не снимается ответственность за совершённые нами деяния.
Действительно, Он изъявил волю, дабы мы совершали наши действия на основе собственного выбора, чтобы этим путём испытать нас и вести по дороге духовного совершенствования. Почему? Да потому что лишь обладая свободой выбора и по собственной воле повинуясь Творцу, человек может встать на путь совершенствования. А действия, совершенные под принуждением и не основанные на свободном принятии решений, не указывают ни на положительную сторону человека, ни на отрицательную. Более того, если бы мы были вынуждены совершать те или иные действия и не обладали свободой выбора, то пророческая миссия божьих посланников и ниспослание небесных книг лишились бы всякого смысла. Лишились бы смысла также религиозная ответственность, обучение, воспитание, божья награда и божье наказание.
Это и есть то самое учение, которое дошло до нас от безгрешных имамов из рода посланника Аллаха (да будет мир с ними). Они говорили: «Нет абсолютного фатализма, также как и нет абсолютной свободы воли; истина располагается между ними».[5]
Четвёртый: Единобожие, выраженное в поклонении Аллаху
То есть, поклонения достоин лишь Он и в мире не существует иного объекта поклонения. Данный вид единобожия является важнейшим и самым значимым среди остальных. Все пророки, которых Всевышний Аллах направлял к человечеству, по большей части призывали свой народ именно к этому виду единобожия: «Им было велено лишь одно – поклоняться Аллаху, в искренней вере и будучи ханифами[6]… это и есть истинная вера».[7]
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас, и тогда вы станете богобоязненными».[8]
Чем выше верующий поднимается по ступеням духовного совершенствования и приобретения нравственности, тем более глубже и полнее становится единобожие. И тогда к человеку, для того чтобы он продолжал своё восхождение по этим ступеням, предъявляются уже более высокие требования, когда всё своё сердце он должен отдать Аллаху, не думать ни о чём кроме Него, когда ничего не должно отвлекать его от Его пресвятой сущности. Как говорится «всё, что привлекло к себе твоё внимание и отвлекло тебя от Аллаха, является твоим идолом».
Мы убеждены: Виды единобожия не ограничиваются лишь четырьмя упомянутыми выше, к ним также относятся:
Единобожие, выраженное во всевластии Аллаха, то есть всё в мироздании принадлежит Ему: «Аллаху принадлежит то, что на небесах и земле».[9]
Единобожие, выраженное в законодательстве Аллаха, то есть истинные законы есть Его законы: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, – они и есть неверные».[10]
Источник: https://makarem.ir
1) Сура «Толпы аят 62
2) Сура «Совет» аят 12
3) Сура «Человек» аят 3
4) Сура «Звезда» аят 39.
5) «Аль-кафи», т.1 стр.160
6) Ханифами среди древних арабов, среди которых было очень много язычников, называли последователей пророка Ибрагима (а), которые в отличие от большинства жителей аравийского полуострова исповедовали единобожие. Предки пророка Мухаммада (с) никогда не были язычниками, а были ханифами – то есть единобожниками.
7) Сура «Ясное знамение» аят 4
8) Сура «Корова» аят 21
9) Сура «Корова» аят 284.
10) Сура «Трапеза» аят 44.