Учителя нравственности говорят, что основой богобоязненности является вера во Всевышнего Аллаха, а также убежденность в смерти и последующем наступлении Судного дня. Богобоязненный человек постоянно вспоминает Аллаха, все его внимание приковано к сущности Творца, все его деяния и помыслы обращены к Аллаху. Такой человек никогда не забывает, что Аллах всезнающ и вездесущ, что ничего в мироздании не скроется от Него. Богобоязненный человек не перестает думать о смерти, он знает, что жизнь в этом мире непременно подойдет к концу. Он живет с мыслями о будущем мире, о дне воскрешения, о справедливом суде Творца, о рае и аде. Именно поэтому основой воспитательной деятельности небесных пророков и божьих посланников всегда были вера в Аллаха и в воскрешение из мертвых. Взращивая в сердцах рабов Аллаха семена веры, пророки помогали им в духовном совершенствовании и развитии. Но если человек забывает об Аллахе и о неминуемой смерти, то в дальнейшем его ждут беды, о которых он даже не догадывается.
Беспечность опасна, ведь не зря в Коране сказано: «Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха, и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами». (1)
Забвение Аллаха
Когда раб божий погружается в сон беспечности, то есть забывает Аллаха и перестает вспоминать о смерти, то он забывает самого себя. Так как, предав забвению своего Господа, его полностью захватывают животные страсти и мирские наслаждения, или же мирские заботы становятся смыслом его жизни. И тогда он забывает о цели, для которой был сотворен, вследствие чего лишает себя багажа, необходимого для дня воскрешения. Более того, предав забвению своего Господа, человек предает забвению Его божественные атрибуты. Он перестает придавать значение тому, что все мироздание обязано своим возникновением Аллаху, что каждое творение нуждается в своем существовании в Его безграничной милости. И в конце концов это приводит к тому, что человек начинает считать себя независимым, самодостаточным, не нуждающимся в Творце. Это и есть беспечность, которая не дает человеку двигаться по верному пути, указанному небесными посланниками.
Беспечность и небрежность по отношению к религии можно смело отнести к самым большым бедам в жизни человека.
Ибо по причине беспечности он находится в неведении относительно того, кто он, какова его ценность, какой потенциал заложен в него Господом, чем он отличается от других творений. Иными словами он не познал, что такое на самом деле быть человеком, он не познал истину своей жизни и истину окружающего его мироздания. Подобный беспечный невежда опускается до уровня четвероногих животных, которые живут лишь для того, чтобы поесть, поспать и удовлетворить свои физические потребности. А это есть нечестие и греховный мрак, которые осуждаются всеми небесными религиями. Таким образом, забвение Аллаха, беспечность по отношению к смерти, нечестие и грехи неразрывно связаны друг с другом, ибо каждое из них по отдельности влечет за собой появление остального. Поэтому в аяте, приведенном в начале главы, сказано: «Они являются нечестивцами». Такое же значение несет в себе аят о лицемерах: «Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки (скупятся делать пожертвования). Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами». (2)
Жизненные тяготы и забвение Аллаха
Всевышний Аллах предупреждает беспечных рабов, забывших о своем Творце и о своей смерти, что в этом мире не будет им покоя: «А того, кто отвернется от Моего Напоминания, ожидает тяжкая жизнь». Но и в загробном мире покоя им не видать: «А в День воскрешения Мы воскресим его слепым». Беспечный в этом мире и сожалеющий в мире вечном раб спросит Аллаха о причине своей слепоты: «Он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?» И ему будет дан ответ Аллаха: «Он скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению» (3). Беспечные и беззаботные грешники этого мира будут ослеплены в мире вечном, то есть будут лишены возможности созерцать милости Господа, будут лишены того довольства, которое испытают праведники.
Источник: https://erfan.ir
1) Коран : Сура «Собрание», аят 19
2) Коран : Сура «Покаяние», аят 67
3) Коран : Сура «Покаяние», аят 67