Миновал десятый день Мухаррама — день, в который шииты, предавшись траурной скорби, подводят итоги прожитого года. Но есть ли смысл и ценность в том, чтобы, проливая слёзы об утраченном, не делать ничего для его возвращения? Нет заслуги и нет довольства Имама Хусейна(а), в том, чтобы, скорбя о пережитой им трагедии, не сделать ничего для того, чтобы Кербела не повторилась, чтобы мир стал хоть ненамного ближе по духу к тому состоянию, в котором он будет достоин возвращения справедливого имамата в лице ожидаемого Махди(а)!
В очередной раз в очередном году мы произносим сокровенные слова: «Всякая земля — Кербела, каждый день — Ашура». Дошёл ли до каждого из нас их сакральный смысл? События при Кербеле, случившиеся в день Ашуры тогда, когда они повлекли за собой мученическую гибель Имама Хусейна(а), со своими родными и сподвижниками, послужили не просто исторической вехой, разделившей мир ислама на истинно верующих и лицемеров. Для нас они стали подлинным знамением, поскольку выбор: «С кем быть: с армией проклятого Язида или с мучениками Кербелы?» мы делаем для себя сами, и гораздо чаще, чем это может показаться.
Каждый раз, когда в душе мусульманина свершается внутреннее духовное борение, там происходит маленькая «Кербела». Во всякое время, когда мы говорим правду, там, где она должна прозвучать, даже если это невыгодно лично нам в текущий момент, у нас в душе происходит маленькая «Кербела». Наша «Кербела» оживает всякий раз, когда возникает необходимость принятия ответственного решения, и когда интересы справедливости требуют поступиться своими личными интересами.
Таковы размышления, на которые нас наталкивает день Ашуры, и только так мы можем оживить не только события великой трагедии, что делается регулярно в театрализованных мистериях, но — что гораздо важнее — оживить сунну Имамов и Посланника Аллаха(с), являющуюся земным отражением Сунны Всевышнего, о которой в Священном Коране сказано, что нет ей замены и нет перемены!
Наша маленькая «Кербела» — и в том, чтобы понять, в каком направлении мы обращаем наши глубокие печаль и скорбь. И эта маленькая «Кербела» как раз и служит ключом к пониманию той первой, большой Кербелы: как и во имя чего отдал свою безгрешную жизнь Имам Хусейн(а)? Отдал ли он её в борьбе за власть? — Безусловно, нет! — власть Имама, по крайней мере — высшая духовная власть в этом мире и в мире загробном представляет собой институт, дарованный Всевышним, и потому непреложный, как текст Священного Корана. Она не нуждается в том, чтобы её отстаивать — Сам Всевышний её охраняет. Отдал ли Имам свою жизнь в борьбе за личные честь и достоинство? — Нет, конечно же, нет — высшие честь и достоинство Имама подтверждаются тем фактом, что его имя начертано на Небесном Троне! Так в состоянии ли презренные низкорождённые «муавии» и «язиды» поколебать его? Нет, борьба не на жизнь, а на смерть велась не ради личных — пусть даже самых возвышенных — интересов. Борьба шла за дело всемирной уммы, и мы не вправе забывать об этом. Увековечить память об этих событиях, правильно осознав их историческое значение — значит, исполнить свой долг, отмечая траурную дату Ашуры.
А поняв, что жизнь Имама была отдана за интересы общины верующих, имеем ли мы после этого моральное право на пассивное ожидание Имама Махди(а), чьими руками, без нашего с вами участия, правда и справедливость установятся на земле? И если наш ответ — «нет!», значит, наши слёзы и самобичевания не стоят ровным счётом ничего, не будучи подкреплёнными конкретными делами.
Лицемер — тот, кто, оплакивая Имама Хусейна(а), живёт на ростовщические проценты.
Предатель, наносящий кровавую пощёчину на светлом лике Имама Хусейна(а), — тот, кто, оплакивая его жертву, строит личное благополучие на воровстве, лжи, обмане, лжесвидетельстве и подлости.
И даже тот, кто, не творя великих грехов, не стремится, начав с себя и своего ближайшего окружения, сделать жизнь лучше, получая знания и делясь ими с другими, создавая рабочие места и давая другим мусульманам шанс для самореализации, полного раскрытия личного потенциала — даже он совершает неявное, скрытое предательство интересов уммы, на которую Всевышним возложена великая миссия быть светочем правды и справедливости для всех людей на земле.
Нет никакого сомнения в том, что их эгоистичные слёзы, направленные не к оживлению сунны Имама и увековечению его памяти в праведных делах, а к унизительной жалости к себе, не вызовут никакого довольства Имама Хусейна(а).
Год от года мы отмечаем Ашуру — но как близко мы подошли к наступлению Царства истины на земле? Как далеко ушли от состояния предателей-куфийцев, которые, «всемерно сочувствуя» Имаму, предпочли бороться за правду чужими руками, выжидательно отсиживаясь за крепкими куфийскими стенами, пока сам Имам и его немногие сподвижники проливали свою кровь?
Ответив на эти и другие сопутствующие вопросы, мы поймём истинный смысл Ашуры — как знамения наступления ежегодной, ежедневной Кербелы в сердце каждого из нас, если, будучи мусульманами, мы при этом ещё называем себя самым почётным титулом — «шииты»!
Источник: https://shia.world