География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Мужская ревность и хиджаб


Мужчина всегда испытывает симпатию к женскому целомудрию, то есть он особо заинтересован в том, чтобы его жена была «чистой» и «нетронутой». Стремление к целомудрию заложено и в естестве женщины. Она заинтересована в том, чтобы её муж не имел никаких предосудительных связей с другими женщинами. Но, на наш взгляд, данная заинтересованность связана с другими причинами, отличающимися от тех причин, которые наблюдались в случае с мужчиной. В мужчине играет ревность или смесь зависти и ревности, но у женщины в этом плане присутствует только зависть.
Здесь мы не будем рассуждать о необходимости целомудрия со стороны мужчины, о значимости целомудрия с позиции мужчины и на взгляд женщины. Сейчас речь будет идти об испытываемом мужчиной чувстве под названием ревность. Одновременно возникает вопрос: во-первых, означает ли ревность то же самое чувство, которое именуется завистью или это нечто другое? И, во-вторых, ношение покрывала, то есть соблюдение правил ношения хиджаба в исламе является своего рода уважением к чувству ревности мужчины или оно связано с другими факторами?
Теперь несколько слов относительно первого вопроса. Мы уверены, что зависть и ревность ― это два отличающиеся друг от друга чувства, каждое из которых имеет свои особые корни. Зависть основана на эгоизме, на индивидуальных особенностях и чувствах, а ревность ― это социальное и видовое чувство, польза и вред которого принадлежат другим.

Ревность ― это своего рода защитное средство, заложенное Творением в природе человека с целью обеспечения определённости и недопущения смешения поколений. Секрет чрезмерно болезненного реагирования мужчины на интимные контакты своей супруги с чужими мужчинами объясняется тем, что Творение предназначило ему миссию сохранения родословной в поколениях. Данное чувство сродни чувству привязанности к детям. Всем известно, какие трудности и хлопоты доставляют родителям дети, и какие расходы они должны понести на воспитание детей. Если бы не чрезмерная привязанность человека к детям, то ни один индивид из рода человеческого не решился бы понести хлопоты, связанные с продолжением рода. Если бы не чувство ревности мужчины, направленное на охрану и защиту объекта продолжения рода от чужого посягательства, то связь поколений полностью прервалась бы. Тогда ни один отец не узнал бы своего ребёнка, и ни один ребёнок не мог бы определить своего отца. Потеря этой связи может стать причиной подрыва социальных основ человечества.

Предложить человеку под видом борьбы против эгоизма отвергать ревность равнозначно предложению, согласно которому мы должны искоренить инстинктивное чувство привязанности и симпатии к своим детям, отказаться от чувства сострадания и от человеческих симпатий, объявляя их эгоистическими устремлениями. Тогда как данное чувство представляет собой не низкую животную и инстинктивную реакцию, а проявление высших человеческих эмоций.

Интерес к продолжению рода наблюдается и у женщины, но здесь нет нужды в какой либо охране, ибо принадлежность ребёнка своей матери всегда бесспорна и здесь ошибки исключены. Отсюда следует, что чуткое отношение женщины к недопущению совокупления своего мужа с другими женщинами, отличается от подобного отношения со стороны мужчины. Чувства женщины при этом объясняются, скорее всего, эгоизмом и индивидуализмом, а чувства мужчины, как уже было отмечено, имеют социальный и генеалогический характер. Мы не отрицаем наличие у мужчины чувств зависти и индивидуализма. Мы утверждаем, что если даже мужчина своей нравственной силой подавит чувство зависти, то всё равно, в его природе сохранится некое социальное чувство, которое не позволяет ему согласиться с интимными отношениями своей жены с другими мужчинами. Мы уверены, что приравнивать подобное чувство мужчины к зависти, которая является своего рода нравственным изъяном, это ошибка.

Данная тема затрагивается в некоторых преданиях, в которых утверждается, что в подобных случаях мужчинам свойственна ревность, а женщинам ― зависть.
Для разъяснения этого вопроса можно добавить ещё и то, что женщина постоянно желает быть желанной и любимой. Всё кокетство и игривость женщины, её попытки казаться очаровательной подчинены конкретной цели ― заманить мужчину, привлечь его внимание. Для женщины важнее заманить мужчину и влюбить его в себя, чем соединиться с ним и испытать сексуальные наслаждения. Если женщина и не желает совокупления своего мужа с другими женщинами, то это объясняется её стремлением сохранить за собой положение единственно желаемой и любимой им женщины. Но у мужчины нет подобного чувства. Подобный индивидуализм в природе мужчины не наблюдается. Следовательно, причина его воспрепятствования близких отношений своей жены с другими мужчинами заключается в стремлении к сохранению своего потомства.

Женщину не следует сравнивать и с богатством. Богатство в результате его расходования истощается и уничтожается, поэтому и оно постоянно становится причиной конфликтов и пререканий, а индивидуализм, присущий человеку, служит препятствием на пути использования его богатства другими людьми. Но удовлетворение своих сексуальных желаний со стороны одного человека не исключает использование сексуального объекта другими людьми. Здесь речь идёт не о накоплении и спекуляциях, как это принято в случае с имуществом.
Природа человека такова, что чем больше он окажется в водовороте страстей, потеряв целомудрие, богобоязненность и моральную выдержку, тем меньше в его естестве наблюдается ревности и рвения. Развратные мужчины мало беспокоятся о том, что их жёны становятся объектами использования чужих мужчин, они иногда даже наслаждаются подобным обстоятельством и выступают в защиту подобных занятий. И, наоборот, люди, борющиеся против эгоизма и разврата и стремящиеся подавить в своей природе алчность, стяжательства и меркантильность, которых в полном смысле этого слова можно назвать настоящими людьми и гуманистами, стремятся к служению народу и себе подобным. Подобные люди бывают более отважными, благородными, и к своим супругам относятся более ревностно. Эти люди проявляют ревностное отношение даже по отношению к чести других людей. То есть их совесть не позволяет, чтобы были допущены посягательства даже по отношению к чести всего общества. Они считают честь общества своей честью.

У имама ‘Али (ʻа) есть удивительное изречение, которое гласит: «Благородный, отважный и ревностный[1] человек не прелюбодействует». Обратите внимание, здесь не говорится, что завистливый человек не прелюбодействует; именно ревностный человек не позволит себе прелюбодействовать. А почему? Ибо ревностное отношение ― признак человеческого благородия, которое проявляется, в частности, в непримиримости к попранию чести и достоинства, как личности, так и общества. Ревностный человек не согласится с надругательством, как над своей честью, так и над честью всего общества. Ибо ревность ― это нечто иное, нежели зависть. Зависть ― это частное и индивидуальное ощущение, основанное на системе духовных убеждений, но ревность ― это эмоциональное чувство, присущее всему человеческому роду.
Следовательно, ревность основана не на эгоизме, это особое чувство, созданное законом Творения для укрепления основ семейной жизни, которая является естественным, а не договорным процессом. И потому ношение хиджаба – это проявление уважения женщины к чувству ревности мужчины, способствующей чистоте рода и исключению всякого смешения потомства.
Однако причина ношения хиджаба в исламе этим не ограничивается. Соответствующие разъяснения относительно этого вопроса нами рассмотрены в главе под названием «Философия ношения покрывала (хиджаба) в исламе» нашей книги о хиджабе.

Ссылки

«Фонд исследований исламской культуры»

Автор

Муртаза Мутаххари

Сс

  • 1. Здесь в арабском тексте используется слово «гайрат», которое означает «усердие, честь, честность, отвагу», и одновременно «ревность». ― Примеч. автора.