География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Имам Хомейни


Рухулла аль-Мусави аль-Хомейни появился на свет 24 сентября 1902г. (20 джамади ас-сани 1320г. по лунному календарю, 30 шахривара 1281г. по солнечному летоисчислению) в Хомейне, городке в Центральной провинции Ирана. Он родился в образованной семье; семье из числа потомков ее светлости пречистой Фатимы, дочери пророка Мухаммада (с). Отцом Имама Хомейни был аятолла сейид Мустафа Мусави, современник покойного великого аятоллы Мирзы Ширази. Проучившись несколько лет в научной духовной семинарии Священного Неджафа, где он постиг исламские науки и достигнув степени иджтихада, отец Имама Хомейни возвратился в Иран и стал покровителем жителей Хомейна и их наставником в религиозных вопросах. Когда Рухулла едва исполнилось пять месяцев, агенты прежнего шахского правительства Ирана убили его отца по пути из Хомейна в Арак за то, что он отстаивал справедливость и противостоял их амбициям. Родственники отца будущего имама для исполнения божественного закона об отмщении (кисас) отправились в Тегеран (где в то время находилась резиденция правительства) и настояли на том, чтобы убийца был казнен. Так с раннего детства Имам Хомейни остался сиротой. Его детские и юношеские годы прошли под надзором заботливой и набожной матери Бану Хаджар, которая сама происходила из образованной и богобоязненной семьи и была внучкой покойного аятоллы Хансари (автора книги «Зубд ат-Тасаниф»), а также благородной тети Сахибы-ханум, смелой и правдивой женщины. Однако в 15 лет Имам Хомейни лишился и их.

Переезд в Кум, завершение образования и преподавание исламских наук

Вскоре после переезда (Ноуруз 1300г., новый год по солнечной хиджре или март 1921г., совпавший с месяцем раджаб 1340г. по лунному календарю) великого аятоллы Хадж Шейха Абдул-Карима Хаири Язди в Кум, Имам Хомейни также отправился в научную духовную семинарию Кума. Он стремительно окончил прогрессивный курс богословских наук в научной духовной семинарии, постигая знания у великих мастеров богословия в Куме. Он, в частности, закончил изучение книги Мутаввала, посвященную риторике, под руководством покойного Мирзы Мухаммад-Али Адиба Техрани, завершил богословские занятия на уровне «сатх» под руководством аятоллы сейида Мухаммад-Такы Хансари, а также под руководством Али Ясриби Кашани. Фикх и основополагающие принципы религии он постигал под руководством главы научной духовной семинарии в Куме аятоллы Хадж Шейха Абдул-Карима Хаири Язди. После кончины великого аятоллы Хаири Язди усилиями Имама Хомейни и других муджтахидов научную духовную семинарию Кума возглавил великий аятолла Боруджерди. К этому времени Имам Хомейни преподавал в научной духовной семинарии и был признан муджтахидом, который имел свое воззрение в области фикха, догматики, философии, мистики (ирфана) и этики. Во время многолетнего преподавания в Куме Имам Хомейни не раз проводил курсы и читал лекции по фикху, догматике, философии, мистике и исламской этике в «Фейзие», мечети Азам, мечети Мухаммаддия, медресе им. Хадж Муллы Садыка, мечети Салмаси и т.д. В научной духовной семинарии Неджефа Имам Хомейни примерно 14 лет преподавал в мечети им. Шейха Азама Ансари на высшем уровне такие религиозные дисциплины как знания «Ахль аль-Байт» (а) и фикх (исламская юриспруденция). Именно здесь в Неджефе Имам Хомейни впервые включил в свои лекции по дисциплине «главенство праведных законоведов» теоретические основы исламского правления.

Имам Хомейни: борьба и восстание

Дух борьбы и джихада на пути и во имя Аллаха уходит корнями в идеологическое воззрение, воспитание и семейное окружение Имама Хомейни, а также в социально-политические условия, окружавшие его на протяжении всей его жизни. Борьба его началась, когда он был еще юношей, и эволюционный рост продолжался в различных формах и проявлениях параллельно его духовному и научному совершенству с одной стороны, а также политической и социальной обстановке Ирана и исламского сообщества в целом, с другой. В 1340-1341гг. (1961-1962 гг.) споры о городских и сельских советах предоставили возможность Имаму Хомейни сыграть роль лидера восстания и духовенства. Таким образом, 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года) началось всеобщее восстание иранского народа и духовенства, которое отличалось двумя знаменательными особенностями: оно проходило под единым руководством Имама Хомейни; мотивы, лозунги и цели восстания носили исламский характер. Это восстание ознаменовало начало нового периода в борьбе иранского народа, которое впоследствии стало известно во всем мире под названием «Исламская революция». В своих воспоминаниях о временах первой мировой войны Имам Хомейни, которому было тогда всего 12 лет рассказывает следующее: «Я помню обе мировые войны... Я был маленький и ходил в начальную школу. В центре Хомейна я видел солдат советской армии. Во время Первой мировой войны на нас часто нападали».В другой части своих воспоминаний, называя имена некоторых ханов и аристократов притеснителей, которые под прикрытием центрального правительства занимались разграблением имущества людей и морали их честь, Имам Хомейни рассказывает:«Я воевал с детства... на нас совершали налеты банды Зулки и Раджабали. У нас у самих были винтовки. В период, когда я быть может только достиг совершеннолетия, а тогда я был еще подростком, мы ходили и проверяли баррикады, которые были созданы в наших районах для сдерживания атак грабителей и их попыток разграбить нас». Хотя переворот, свершенный 3 исфанда 1299 года (1920 г.) Реза-ханом который, согласно надежным, историческим и неопровержимым документам был организован и поддержан англичанами, покончил с правлением Каджаров и до некоторой степени ограничил средневековую систему самоуправства отдельных ханов и аристократов, однако взамен возникла такая диктатура, при которой тысяча семей стала управлять судьбами угнетенного иранского народа. Таким образом, семейство Пехлеви стало в одиночку совершать то, чем занимались бывшие ханы и аристократы. В подобных условиях иранское духовенство, которое после событий Конституционного движения подвергалось постоянным гонениям со стороны тогдашних правительств, а также нападкам английских наемников с одной стороны и враждебным акциям прозападной интеллигенции - с другой, зашевелилось и стало принимать все меры, чтобы защитить Ислам и своё существование. По приглашению улемов Кума в этот город переселился из Арака великий аятолла Хадж Шейх Абдул-Карим Хаири, а вскоре к нему примкнул и Имам Хомейни, который, благодаря своим исключительным способностям, экстерном завершил предварительные дисциплины научной духовной семинарии в Хомейне и Араке и на деле принял активное участие в укреплении только что учрежденной научной духовной семинарии Кума. Вскоре Имам Хомейни уже был признан одним из выдающихся богословов научной духовной семинарии Кума в области мистики, философии, фикха и догматики. После смерти великого аятоллы Хаири 10 бахмана 1315 года (10 января 1937г.) кумская научная духовная семинария оказалась на грани распада. Ревностные улемы пытались воспрепятствовать распаду и искали выход. В течение восьми лет научной духовной семинарией Кума руководили великие аятоллы: сейид Мухаммад Ходжат, сейид Садраддин Садр и сейид Мухаммад-Такы Хансари. В этот период, особенно после свержения Реза-хана возникли благоприятные условия для воплощения в жизнь Великого Марджаията. Великий аятолла Боруджерди был выдающимся мусульманским ученым богословом, способным стать достойным преемником аятоллы Хаири и сохранить суть и истину кумской научной духовной семинарии. Это предложение энергично поддержали ученики аятоллы Хаири, в том числе Имам Хомейни. Имам лично сделал все, чтобы аятолла Боруджерди переехал в Кум и принял ответственный пост руководителя духовной научной семинарии Кума. Имам Хомейни, внимательно изучал политическую жизнь общества, положение научных духовных семинарий и пополнял свою информацию посредством постоянного чтения книг по современной истории, газет, журналов, поездками в Тегеран и посещая лекции таких великих исламских ученых богословов как аятолла Модаррес. Он осознал, что единственной надеждой на освобождения от обременяющих и унижающих условий навязанных в результате поражения Конституционного движения и особенно прихода к власти Реза-хана является пробуждение и возрождение научных духовных семинарий и в первую очередь обеспечение гарантии продолжения их существования, а также духовная связь народа с духовенством. Преследуя свои важные и далеко идущие цели, в 1328 году по лунной хиджре (1943 г.), Имам Хомейни при сотрудничестве с аятоллой Муртезой Хаири подготовил план коренной реформы научной духовной семинарии и передал это предложение на рассмотрение аятолле Боруджерди. Данный проект был с энтузиазмом поддержан учениками-семинаристами Имама и учащимися семинарии.
Законопроект о городских и сельских советах, согласно которому изменялся ряд условий, в том числе отсутствие необходимости быть мусульманином, мужчиной и давать клятву на Коране как среди избирателей так и среди кандидатов был принят 16 мехра 1341 года (8 октября 1962г.) кабинетом Амира Асадуллы Алама. Свобода предоставленная женщинам на выборах служила лишь прикрытием для других целей. Исключение и изменение первых двух условий было сделано специально для того, чтобы узаконить присутствие бахаитских агентов на ключевых постах страны. Поддержка шахом сионистского режима Израиля в вопросах расширения отношений между Ираном и израильским режимом служила условием поддержки шаха Америкой. Проникновение последователей секты бахаитов в законодательную, судебную и исполнительную власти Ирана удовлетворяло этим условиям. Имам Хомейни вместе с великими исламскими богословами Кума и Тегерана, как только стало известно о принятии данного предательского проекта, обменялись мнениями и развернули всесторонние демонстрации протеста. Роль Имама Хомейни в разоблачении целей шахского режима, а также напоминание ответственной роли исламских богословов и научных духовных семинарий в тех условиях была эффективной и конструктивной. Телеграммы и открытые послания с протестами, адресованные шаху и Асадолле Аламу развернули волну поддержки среди различных слоев народа. Тон телеграмм Имама Хомейни шаху и премьер-министру был резким и угрожающим. В одной из этих телеграмм Имам Хомейни писал: «Я вновь советую вам подчиниться Богу и конституции. Остерегайтесь плачевных последствий нарушения Корана, указаний исламских ученых богословов, предводителей мусульман и нарушения конституции. Не пытайтесь умышленно и беспричинно подвергать страну опасности. В противном случае улемы не станут воздерживаться от высказываний своего мнения в ваш адрес". Таким образом, проблемы провинциальных и городских советов стали победоносным и ценным опытом для иранского народа, особенно в том плане, что народ узнал отличительные особенности Хомейни, который заслуживал роль лидера исламского общества со всех позиций.
Несмотря на поражение шаха, связанное с городскими и провинциальными советами, США продолжили оказывать давление, настаивая на реализацию проамериканских реформ. В дее месяце 1341 года (январь 1962 г.) шах перечислил шесть пунктов, выдвигаемой им реформы, и настоял на проведении референдума. Имам Хомейни в очередной раз призвал высших муджтахидов и улемов Кума провести совещание и найти выход из положения. По предложению Имама древнеиранский праздник Ноуруз в 1963 году (1342г. по солнечной хиджре) был бойкотирован в знак протеста против действий шахского режима. В декларации Имам назвал «белую революцию» шаха черной революцией и, таким образом, разоблачил следование шаха по пятам США и сионистского режима Израиля. С другой стороны, шах заверил вашингтонские власти в готовности иранского общества к осуществлению американского плана реформ, которые он окрестил "белой революцией". Несогласие исламских богословов шаху обошлось очень дорого. Имам Хомейни, выступая перед народом, открыто называл шаха главным фактором преступлений и союзником Израиля и призывал людей к восстанию. В ходе речи, произнесенной им 12 фарвардина 1342 года (1963г.), Имам подверг резкой критике молчание улемов Кума и Неджефа, а также других исламских городов перед лицом новых преступлений шахского режима и сказал: "Сегодня молчание означает следование за деспотичным режимом". На следующий день 13 фарвардина 1342 года (1963г.) Имам опубликовал свою знаменитую декларацию под названием "Дружба с шахом – значит грабеж". Секрет удивительно большого влияния, которое послание и слова Имама оказали на аудитории, готовой пойти на самопожертвование, следует искать именно в оригинальности мышления, непреклонности пути и искренности в общении с людьми.
1342 год (1963г.) начался бойкотом праздничных церемоний, посвященных празднику Ноуруз и обагрился кровью угнетенных мучеников кумской духовной семинарии. Шах настаивал на проведении американских реформ, а Имам Хомейни усердствовал для просвещения людей и призывал их к восстанию против вмешательства США и предательства шаха. 14 фарвардина 1342 года (1963г.) великий аятолла Хаким из Неджефа, направив телеграммы улемам и высшим муджтахидам Ирана, призвал их к массовому переселению в Неджеф. Это предложение было внесено с целью сохранения жизни улемов и научных духовных семинарий. Имам, невзирая на существующие угрозы, ответил на телеграмму великого аятоллы Хакима, в которой подчеркнул, что массовое переселение исламских ученых богословов и опустошение кумской духовной семинарии является нецелесообразным. 12 ордибехешта 1342 года (1963г.) Имам Хомейни в послании по случаю 40-го дня трагедии в кумской духовной семинарии подчеркнул необходимость солидарности народа и улемов Ирана в борьбе глав исламских стран и арабских государств с режимом Израиля и осудил соглашения, заключенные между шахом и израильским режимом.

Восстание 15 хордада

Наступил месяц мухаррам, совпавший с месяцем хордад 1342г. Имам Хомейни максимально воспользовался этой возможностью для того, чтобы побудить народ совершить восстание против деспотичного шахского режима. Во второй половине дня в день Ашуры 13 хордада 1342 года (3 июня 1963 года) Хомейни в научной духовной семинарии «Фейзие» произнес свою историческую речь, которая стала началом восстания 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года). В этом же выступлении Имам Хомейни громко обратился к шаху со словами: "Я советую вам, шах, оставить эти дела. Они тебя обманывают. Я не хочу, чтобы однажды, когда они бросят тебя, все возблагодарили за это Бога... Когда они диктуют свои правила и условия, подумай над ними. Прислушайся к моему совету. Что связывает шаха с Израилем? На каком основании служба безопасности запрещает говорить об Израиле? Разве шах – израильтянин?"
Шах отдал приказ подавить восстание. Сначала была арестована большая группа соратников Имама Хомейни вечером 14 хордада, а в 3 часа ночи, то есть на рассвете 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года) сотни бойцов спецназ, отправленных из центрального аппарата власти, окружили дом Имама и арестовали его в то время, когда он совершал ночной намаз. Поспешно они доставили Имама в Тегеран и заключили его в тюрьму офицерского клуба. Вечером того же дня Имам был переведен в тюрьму Каср. Утром 15 хордада весть об аресте лидера революции дошла до Тегерана, Мешхеда, Шираза и других городов и воссоздала ситуацию, аналогичную ситуации в Куме. Ближайший и неизменный советник шаха генерал Хусейн Фардуст в своих воспоминаниях приподнял завесу над событиями тех дней о том, как использовался опыт и привлекались к сотрудничеству профессиональные политические агенты спецслужб США для подавления восстания, а также о растерянности и напуганности шаха вместе с его окружением, а также силами армии и агентами САВАК. В своих воспоминаниях Фардуст описывал, как шах и его генералы, подобно безумцам отдавали приказы подавить восстание.
Имам Хомейни после 19 дней тюремного заключения, которые он провел в тюрьме Каср, был переведен в одну из тюрем, находящихся на военной базе в районе Эшрат-Абад. После ареста лидера революционного движения и варварского убийства людей 15 хордада 1342 года (5 июня 1963 года) восстание внешне было подавлено. Во время ареста Имам Хомейни смело отказался от ответов на вопросы следователей, заявив, что считает существующий в Иране режим и судебную власть незаконными и некомпетентными в вопросах управления страной. Вечером 18 фарвардина 1343 года (1964г.) без предварительного уведомления Имам Хомейни был выпущен на свободу и перевезен в Кум. Узнав об этом, люди, ликуя, незамедлительно устроили торжественные праздники в кумской духовной семинарии «Фейзие» и во всем городе, которые длились несколько дней. Первая годовщина восстания 15 хордада была отмечена в 1343 году (5 июня 1964 года) после издания совместной декларации Имамом Хомейни и несколькими другими высшими муджтахидами, а также издания отдельных деклараций научными духовными семинариями. Этот день был объявлен днем всеобщего траура. 4 абана 1343 года (1964г.) Имам Хомейни издал революционную декларацию, в которой написал: «Пусть знает мир, что причиной всех проблем иранского и всех мусульманских народов являются чужеземцы, США. Мусульманские народы ненавидят чужеземцев в целом и США в частности... Именно США оказывают покровительство Израилю и его сторонникам. Именно США помогают Израилю изгонять арабов-мусульман с их земель и заставлять скитаться».
Разоблачение Имамом незаконного принятия законопроекта о капитуляции, предусматривавшем политическую неприкосновенность для американцев, в абане 1343 года (1964г.) поставило Иран на порог нового восстания. Утром 13 абана 1343 года (1964г.) вооруженный бойцы спецназ, прибывшие из Тегерана, осадили дом Имама в Куме. Заслуживающим внимание было то, что во время ареста, как и в предыдущий раз, Имам был занят совершением поощрительных ночных богослужений. Имам был арестован и в сопровождении сил безопасности доставлен прямо в тегеранский аэропорт «Мехрабад», откуда он был переправлен в Анкару на военном самолете, который был приготовлен заранее в сопровождении сил безопасности и военных. Вечером того же дня тайная полиция шаха (САВАК) опубликовала в прессе новость о ссылке Имама по обвинению в ведении деятельности против безопасности страны. Несмотря на атмосферу удушья, в стране поднялась волна протестов в форме митингов на Тегеранском рынке, долгосрочного приостановления занятий в научных духовных семинариях и писем в адрес международных организаций и высших муджтахидов. Пребывание Имама в Турции продлилось 11 месяцев. За это время шахский режим при использовании беспрецедентно жестоких мер расправился с оставшимися силами сопротивления и в отсутствии Имама поспешно принялся за реализацию проамериканских реформ. Вынужденное пребывание в Турции явилось хорошей возможностью для Имама, которой он воспользовался для написания своей книги «Тахрир аль-Василе».


Ссылка Имама Хомейни из Турции в Ирак

13 мехра 1343 года (1964г.) Имам вместе со своим сыном аятоллой Хадж Мустафа из Турции был отправлен в место своей второй ссылки – Ирак. После приезда в Багдад Имам Хомейни поспешил совершить паломничество к храмам непорочных Имамов (а) в городах Казимейн, Самарра и Кербела. Спустя неделю, он отправился в место своего постоянного пребывания – город Неджеф. Имам при всем присущем ему терпении и выдержке неоднократно с глубокой горечью упоминал о трудных условиях борьбы в те годы. Однако ни одна из этих трудностей и бед не смогли удержать Имама от следования сознательно избранному пути. Имам Хомейни в месяц абан 1344 года (1965г.) начал свои занятия по фикху на уровне «харидж» в мечети Шейха Ансари в Неджефе. Эти занятия продолжались до его переезда из Ирака в Париж. Область преподаваемых Имамом занятий была признана одной из самых выдающихся в Неджефе в количественном и качественном плане учеников. По приезду в Неджеф Хомейни поддерживал контакты с революционерами путем писем и посылок и при каждом удобном случае призывал их к сохранению приверженности целям восстания 15 хордада.
На переговорах с представителем палестинской организации «Фатх» 19 мехра 1347 года (1968г.) Имам Хомейни разъяснил свои позиции в отношении вопросов исламского мира и борьбы палестинского народа. В ходе этих переговоров он издал фетву относительно необходимости частичного выделения закята на нужды палестинских борцов.
В начале 1348 года (1969г.) разногласия между шахским режимом и партией Баас Ирака по вопросу водной границы обострились. Иракский режим выдворил из своей страны большое количество иранцев, проживавших в Ираке на самых плохих условиях. Партия Баас приложила максимум усилий для того, чтобы в сложившейся ситуации воспользоваться враждой между шахским режимом и Имамом Хомейни. 4 года преподавания и усилия, прилагавшиеся Хомейни для просвещения людей, смогли в определенной мере изменить атмосферу в научной духовной семинарии в Неджефе. В 1348 году (1969г.) помимо бесчисленных борцов внутри страны значительная аудитория в Ираке, Ливане и прочих исламских странах также считали движение Имама Хомейни эталоном для себя.

Имам Хомейни и продолжение борьбы (1971-1977)

Во второй половине 1350 года (1971г.) разногласия между баасовским режимом Ирака и шахом обострились, что привело к выдворению и скитанию многих иранцев, проживавших в Ираке. Имам Хомейни в телеграмме, обращенной к президенту Ирака, резко осудил действия иракского режима. Имам в знак протеста против возникшего положения принял решение покинуть Ирак, однако багдадское руководство, осознавая, какие последствия может повлечь за собой переселение Хомейни в данных условиях, воспрепятствовало этому. В 1354 году (1975г.), в годовщину восстания 15 хордада, кумская научная духовная семинария «Фейзие» в очередной раз стала свидетелем восстания семинаристов-революцинеров. Лозунги «Да здравствует Хомейни!» и «Смерть династии Пехлеви!» продолжались на протяжении 2 дней. А до этого были разгромлены партизанские группировки, а революционеры были брошены за решетку. Шах в продолжении своей антирелигиозной политики в эсфанде месяце 1354 года (1975г.) бесстыдным образом изменил официальное летоисчисление в стране, сделав точкой отсчета начало правления царей династии Ахеменидов вместо даты переселения Пророка Ислама из Мекки в Медину. Имам Хомейни, резко отреагировав на эти меры, издал фетву, в которой назвал запрещенным (харам) использование этого беспочвенного шахиншахского летоисчисления. Запрет на использование упомянутого летоисчисления, как и бойкот шахской партии «Растахиз», был одобрен иранским народом, и оба эти случая стали позором для шахского режима, который в 1357 году (1978г.) был вынужден отступить и отменить шахиншахское летоисчисление.


Эскалация исламской революции в 1356 году (1977г.) и восстание народа


Имам Хомейни, внимательно наблюдавший за происходившими преобразованиями в Иране и во всем мире, максимально использовал выпавшую возможность. В мордаде 1356 года (1977г.) в своем послании он сказал: «Сегодня внутренняя и внешняя обстановка, а также отражение преступлений шахского режима в иностранной прессе и международном сообществе являются возможностью, которой должны незамедлительно воспользоваться все научные и культурные круги, патриоты, студенты учащиеся в стране и за ее пределами и исламские ассоциации и открыто восстать». Гибель аятоллы Хадж Мустафы Хомейни в начале абана 1356 года (1977г.) и церемония в этой связи, проведенная в Иране, явились отправной точкой для повторного восстания научных духовных семинарий и религиозного общества Ирана. В это время Имам Хомейни всем на удивление назвал это событие одной из тайных милостей Всевышнего Аллаха. Шахский режим отомстил, опубликовав оскорбительную статью в газете «Этелаат» против Хомейни. Протесты против этой статьи привели к бунту 19 числа месяца дэй 1356 года (1977г.) в городе Кум, в ходе которого многие семинаристы-революционеры подверглись кровавой резне. Однако, несмотря на массовые убийства, шаху не удалось погасить революционный подъем.

Переезд Имама Хомейни из Ирака в Париж

На встрече министров иностранных дел Ирана и Ирака в Нью-Йорке было принято решение изгнать Хомейни из Ирака. 2 числа месяца мехр 1357 года (1978г.) дом Имама в Неджефе был окружен баасискими силами. Новость об этом была встречена массовыми протестами и негодованием мусульман в Иране, Ираке и других странах. 12 мехра Имам Хомейни покинул Неджеф и отправился в Кувейт. Правительство Кувейта по призыву режима Ирана воспрепятствовало въезду Имама в страну. Ранее обсуждался вопрос переезда Имама в Ливан или Сирию, однако Имам, посоветовавшись со своим сыном (сейед Ахмадом Хомейни), решил переехать в Париж. 14 мехра Имам прибыл в Париж, и спустя 2 дня, расположился в доме одного иранца в Нофль-ле-Шато (пригород Парижа). Чиновники Елисейского дворца передали Имаму призыв президента Франции воздерживаться от любой политической деятельности. В ответ на это Имам, проявив резкую реакцию, заявил, что подобные ограничения противоречат утверждениям о демократии. Имам подчеркнул, что даже если ему придется скитаться из одного аэропорта в другой и из одной страны в другую, он все равно не откажется от своих целей. В дэе 1357 года (1978г.) Имам Хомейни созвал Совет революции. Шах, в свою очередь, после созыва Королевского совета и получения вотума доверия для правительства Бахтияра 26 дэя бежал из страны. Эта новость разнеслась по Тегерану, а затем по всему Ирану, и люди принялись праздновать это событие на улицах.

Возвращение Имама Хомейни в Иран после 14 лет ссылки

В начале бахмана 1357 года (1979г.) в Иране распространилась новость о намерении Имама вернуться на родину. Каждый, кто слышал эту весть, плакал от радости. Народ ждал целых 14 лет. Но вместе с тем народ и друзья Имама тревожились за его жизнь, поскольку страной все еще правили ставленники шаха и действовал военный режим. Однако Имам Хомейни принял решение и в своих посланиях иранскому народу подчеркнул, что в эти судьбоносные и опасные дни желает быть рядом со своим народом. Правительство Бахтияра, согласовав вопрос с генералом Хайерзом, закрыло все аэропорты страны для иностранных рейсов. Через несколько дней правительство Бахтияра уже не в силах сопротивляться, было вынуждено примириться с желанием народа. Наконец, Имам Хомейни утром 12 бахмана 1357 года (1 февраля 1979г.) после 14 лет разлуки вернулся на родину. Беспрецедентный прием иранцев был столь величественным и неопровержимым, что западные информагентства также были вынуждены признать действительность и сообщили, что встречающих было от 4 до 6 миллионов человек.

Имам Хомейни с 1979 по 1989 гг.

11 февраля 1979 г. подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление, а правительство Бахтияра вынуждено ушло. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством Имама Хомейни сформировал правительство, а большинство участников референдума 31 мая поддержало создание Исламской Республики Иран.
По указу Хомейни был создан «Корпус стражей Исламской революции», разработана и принята новая Конституция республики, предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». В стране были введены исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества — политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата.
4 ноября 1979 сторонники Имама Хомейни захватили посольство США в Тегеране, требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мухаммеда Резу Пехлеви, нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооруженным путем, 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, в январе 1981.
Обосновавшись в Куме, Имам лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Навязанная ирано-иракская война (1980—1988) ещё более сплотила иранцев. В августе 1988 года Имам согласился на прекращение войны с Ираком, но решение далось ему тяжело, Хомейни сравнил это решение с тем, «как выпить чашу с ядом».
14 февраля 1989 Имам Хомейни издал фетву о необходимости уничтожения еретика Салмана Рушди, книга которого - «Сатанинские стихи» - оскорбительна для всех мусульман и ислама.
После инфаркта в 1980 г. Имам Хомейни вместе с семьей поселился в пригороде Тегерана - Джамаране.

Кончина Имама Хомейни

В субботу 13 хордада 1368 года (3 июня 1989г.), в 20:22 по тегеранскому времени, Имам Хомейни покинул бренный мир и воссоединился с Создателем. Перестало биться сердце, возродившее миллионы сердец и направившее их к божественному и духовному свету. Число собравшихся на церемонии погребения тела Имама – 9 миллионов человек. Тело имама Хомейни было погребено рядом с кладбищем Бехешт-е Захра на юге Тегерана.

Видео

Имам Хомейни (часть 1) - Подвижники шиизма. 13 серия
Имам Хомейни (часть 2) - Подвижники шиизма. 13 серия

Ссылки

Дом Имама Хомейни