География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Дисциплины, связанные с ‘илм ал-хадис

Во времена возникновения дисциплин, связанных с ‘илм ал-хадис («хадисоведение»), существовала разница во мнениях между известными мусульманами относительно необходимости собиранияхадисов. Первые два халифа, к примеру, демонстрировали полное отсутствие интереса к этому[1]. Тем не менее, после смерти Пророка (с) важность данной задачи стала постепенно осознаваться. Осознание этого пришло со временем и связано с тем, что религиозные ученые посчитали хадисы вторым авторитетным источником после Корана для решения ритуальных проблем. Важность хадисов сильно возросла в то время, и постепенно развилась обширная наука о них со множеством ответвлений.

Ас-Суйути в своем введении к книге «Тадриб ар-рави» пишет, что в начале 2 века хиджры наука хадисоведения включала в себя три дисциплины: ‘илм тадвин ал-хадис, ‘илм ал-хадис и ‘илм усул ал-хадис. Тем не менее, на протяжении 3 века, согласно Ибн ал-Мулаккину, наука о хадисах стала насчитывать более двухсот дисциплин. Абу Хатам, использовавший более упрощенную классификацию, упоминает о существовании пятидесяти отдельных дисциплин. Ибн Хаджар описывает различные дисциплины в более простой манере: ‘илм усул ал-хадис, ‘улум ал-хадис, ‘илм мусталах ал-хадис и ‘илм дирайат ал-хадис (которая также включает в себя ‘илм ар-риджал)[2].

Ахмад Амин в своей книге «Фаджр ал-ислам» пишет: «Изучение хадисов дало начало множеству наук, таких как хронология истории, войн, а также нравов народов и отдельных людей. Это обернулось написанием биографий — например, труда Ибн Хишама. Согласно Ибн Джариру, Ибн Исхаку и ал-Баладури, их стиль и метод заключался в изложении хадисов. Случаи из жизни Пророков прошлого (а) и особенности того времени, когда они жили, наряду с хадисами и историями из Корана содействовали распространению литературы, связанной с прежними пророками (а). Интерес к хадисам способствовал ознакомлению с греческой, индийской и персидской философией и этикой. Развитие ‘илм ал-хадис стимулировало возникновение интереса ко всем наукам и само стало религиозным и каноническим источником и, наконец, основой кодексов и наказаний. Все это, за исключением этапа дальнейшей разработки, свидетельствует о роли ‘илм ал-хадис в развитии науки[3].

Согласно ас-Суйути, ал-Хазими считал, что ‘илм ал-хадис состоит более чем из сотни направлений, Ибн Салах насчитал 65 различных дисциплин[4]. Ибн Халдун в своей работе по истории упоминает разные ветви ‘илм ал-хадис: знание насих (отменяющих) и мансух (отмененных) айатов Священного Корана, ‘илм ар-риджал, ‘илм истилахат аль-хадис, изучение текста хадиса и его особенностей, исследование качеств, которыми должен обладать передатчик хадисов, знание о правдивости передатчиков и ‘илм фикх ал-хадис[5].

Тем не менее, Хаким Аби ‘Абдулла Мухаммад ибн ‘Абдулла Хафиз ан-Нишапури в своей книге «Ма‘арифат ‘улум ал-хадис» упоминает 52 дисциплины в рамках науки хадисоведения. Принимая во внимание их важность, перечислим их:

1. Распознание ал-хадис ал-‘али: на странице 5 своей книги он пишет, что распознавание хадиса ‘али ал-аснад (предания, все передатчики которого известны и правдивы) являются частью ‘илм ал-хадис. Далее он упоминает, что наряду с условием, согласно которому цепочка передатчиков хадиса ‘али должна быть настолько короткой, насколько это возможно; кроме того, все передатчики должны быть правдивы.

2. Распознание ал-хадис ан-назил: на странице 7 он упоминает, что идентификация ал-хадис ан-назил также является ветвью ‘илм ал-хадис. Некоторые противопоставляли ал-хадис ан-назил и ал-хадис ал-‘али, однако такое противопоставление безосновательно. В действительности существуют разные уровни ал-хадис ан-назил, в отличиях между которыми разбираются только специалисты. В эту категорию включены хадисы, которые нуждаются в особо пристальном изучении и исследовании.

3. Изучение вопроса о правдивости передатчиков: ан-Нишапури на странице 14 также включает эту дисциплину в науку ‘илм ал-хадис. Биографические подробности, уровень познаний и степень осторожности передатчика являются предметом рассмотрения в данной области.

4. Знание масанида хадиса: на странице 17 он пишет о том, что сведения о масаниде (первом человеке в цепочке передатчиков) — это очень важная тема. Между исламскими правоведами существуют разногласия относительно приемлемости хадиса, у которого нет масанида. Ал-хадис ал-муснад – это такое предание, цепочка передатчиков которого восходит к одному из известных праведных сподвижников Посланника Аллаха (c).

5. Исследование ар-ривайат ал-мавкуфа: на странице 19 он повествует об ар-ривайат ал-мавкуфа. Ар-ривайат ал-мавкуфа — это такой хадис, первичным источником которого является рассказ одного из [праведных] сподвижников Пророка (c).

6. Изучение тех хадисов, первый передатчик которых не упоминается. Ан-Нишапури освещает эту проблему в своей книге на странице 21.

7. Исследование вопроса о сподвижниках (ас-сахаба): оно включает в себя изучение истории жизни сподвижников из категории ансаров (помощников) и из числа мухаджиров (переселенцев), их положения и степени приближенности к Пророку (c).

8. Изучение ал-хадис ал-мурсал: освещая этот вопрос на странице 25, он называет данную тему одной из самых трудных разделов ‘илм ал-хадис и отмечает, что никто, кроме самых компетентных ученых, не способен разобраться в ней. Ал-хадис ал-мурсал – это предание, рассказанное кем-либо из таби‘инов, представителей поколения, следующего за сподвижниками Пророка (c).

9. Исследование ал-хадис ал-мункати’: на странице 27 он утверждает, что ал-хадис ал-мункати’ отличается от ал-мурсал, хотя так же, как ал-мурсал, он восходит к одному из таби‘инов. Существует три разновидности хадисов ал-мункати’.

10. Изучение цепочки передатчиков ал-хадис ал-мусалсал: на странице 29 он пишет, что есть восемь типов этого вида хадисов.

11. Исследование ал-хадис ал-му’ан’ан: на странице 34 этой работы ан-Нишапури включает науку о несфабрикованных хадисах категории ал-му’ан’ан (букв. «переданных») в ‘илм ал-хадис.

12. Изучение ал-хадис ал-му’дал: на странице 36 он цитирует определение, данное ‘Али ибн ‘Абдуллой ал-Мадини, великим ученым-мухаддисом, и его предшественниками – специалистами в области исследования хадисов категории ал-му’дал, то есть преданий, у которых утрачены две или более цепочек передатчиков.

13. Исследование ал-хадис ал-мударрадж: на странице 39 он определяет ал-хадис ал-мударрадж как предание, в которое передатчик добавил свои собственные слова или слова сподвижника или кого-либо еще в содержание хадиса.

14. Изучение личностей таби‘инов (людей, принадлежащих к следующему после Пророка (с) и сподвижников поколению): на странице 41, включая исследование биографий таби‘инов в ‘илм ал-хадис, он отмечает, что это наука содержит в себе несколько отдельных дисциплин.

15. Исследование биографий атба‘ ат-таби‘ин (людей, принадлежащих к второму поколению после Пророка (с), то есть к следующему после таби‘инов): на странице 46 он также включает эту дисциплину в ‘илм ал-хадис.

16. Изучение ал-акабир ‘ан ал-асахир: на странице 48 он относит изучение ал-акабир ‘ан ал-асахир (дословно: «более великих от менее значимых», то есть хадисов, переданных умудренными возрастом и знанием людьми от менее зрелых в каком-либо из этих отношений рассказчиков, или же активным передатчиком от менее активного в передаче хадисов человека) к ‘илм ал-хадис.

17. Исследование жизнеописаний наследников сподвижников: на странице 49 он утверждает, что любой, у кого отсутствует знание предмета, непременно будет допускать ошибки в пересказе многих преданий.

18. ‘Илм джарх ва та’дил (буквально: «оспаривание достоверности», или «урегулирование», или «поправка»): на странице 82 он отмечает, что данная наука включает в себя две разные дисциплины.

19. Знание об ас-сахих и ас-саким (в отношении хадисов): на странице 58 он утверждает, что эта дисциплина отличается от науки ‘илм джарх ва та’дил, упомянутой выше.

20. ‘Илм фикх ал-хадис.

21. Знание о насих (отменяющих) и мансух (отмененных) хадисах.

22. Исследование необычных слов в тексте хадиса: на странице 88 он пишет, что их изучение началось после периода атба‘ ат-таби‘ин. Среди тех, кто занимался этим, были Малик ас-Саври, Шу‘ба и другие — те, которые последовали их пути. Первым, кто написал книгу о необычных оборотах (‘илм гара’иб ал-хадис) был Надр ибн Шумайл.

23. Изучение ал-хадис аль-машхур (то есть известных): на странице 92 он делает различие между ал-хадис ас-сахих (достоверный хадис) и ал-хадис ал-машхур.

24. Исследование ал-хадис ал-гариб (необычных хадисов): он упоминает на странице 94, что это исследование имеет отношение к дисциплине, упомянутой выше (п. 22), ибо существуют разные аспекты необычности.

25. Исследование ал-хадис ал-муфрад (ал-хабар ал-вахид): он утверждает на странице 96, что эта категория включает в себя три вида хадисов: во-первых, переданные кем-либо из Медины, Мекки или Куфы; во-вторых, рассказанные имамами (а), в-третьих, переданные кем-либо еще, помимо людей из первых двух групп.

26. Изучение апокрифических передатчиков: знание о тех рассказчиках, которые не делали различия между передаваемым текстом хадиса и их собственными словами.

27. Исследование недостающих частей хадиса: на странице 112 он утверждает, что эта наука отличается от ‘илм джарх ва та’дил и от науки о хадисах категории ас-саким и ас-сахих.

28. Изучение ал-хадис аш-шаз (буквально: редких хадисов): на странице 119 он определяет его как хадис, переданный только от одного правдивого передатчика.

29. Изучение пророческих преданий, которые противоречат другим хадисам, или тех, передатчиками которых считаются основатели какой-либо из школ фикха.

30. Распознание преданий, которым не противоречат никакие другие хадисы или айаты.

31. Изучение разных школ мухаддисов.

32. Исследование процесса запоминания хадиса (‘илм музакарат ал-хадис).

33. Исследование и распознание слов, добавленных в хадис.

34. Нахождение ат-ташиф (описок, неправильного написания, неверной расстановки огласовок и т.д.) в рукописях.

35. Обнаружение ошибок, которые мухаддисы допустили в своих рукописных свитках хадисов.

36. Изучение жизненного пути братьев и сестер сахабов, таби‘инов и их потомства вплоть до настоящего времени.

37. Изучение биографий сахабов, таби‘инов и таби‘ ат-таби‘инов, от которых хадисы передавались не более чем через одного человека.

38. Изучение особенностей истории, быта и нравов племен, к которым принадлежали рассказчики хадисов из числа сахабов, таби‘инов и таби‘ ат-таби‘инов вплоть до настоящего момента.

39. Исследование генеалогических древ мухаддисов начиная с таковых из числа сахабов и заканчивая современными учеными в этой области. На странице 168 он указывает, что изучение происхождения было рекомендовано Пророком (c).

40. Изучение имен мухаддисов: на странице 177 он пишет: «Абу ‘Абдулла Мухаммад ибн Исма‘ил ал-Бухари столкнулся с непременной потребностью в изучении этого в своей книге».

41. Изучение куний («фамилий») сахабов, таби‘инов и их потомства вплоть до настоящего времени. На странице 83 он пишет, что ученые-мухаддисы написали много работ на эту тему.

42. Знание о том, какова родина передатчиков и из какой местности они ведут свое происхождение.

43. Изучение того, кто из числа передатчиков хадисов, бывших сахабами, таби‘инами и их потомками, являются мавали[6].

44. Исследование жизненного пути и дат рождения и смерти мухаддисов.

45. Исследование титулов мухаддисов.

46. Изучение знакомых (досл. смежных) передатчиков. На странице 215 он упоминает, что эта наука отличается от дисциплины аль-акабир ‘ан ал-асахир, скорее, она относится к передатчикам, которые контактировали.

47. Исследование общего между племенами передатчиков, их родных мест, имен, прозвищ и происхождения. В этой связи он упоминает пять второстепенных дисциплин, таких, как история племен, родных мест передатчиков и т.д.

48. История войн Святого Пророка (c) и его письменных посланий правителям и другим.

49. Изучение того, кто из сподвижников, таби‘инов и их потомков были первыми в области сбора хадисов.

50. Знание видов классификации хадисов на разные группы, предложенные разными мухаддисами.

51. Сведения о группе рассказчиков из числа таби‘инов и их потомков, в отношении которых нет однозначного мнения относительно возможности доверять тому, насколько переданные ими хадисы относятся к категории сахих.

52. Знание того, кто получил иджазу от ученого на передачу хадиса[7].

В качестве дополнения ко всему сказанному следует отметить, что существуют и иные дисциплины, связанные с изучением арабской морфологии, синтаксиса и филологии. Об этом упоминает ас-Суйути в его ал-’Иткан[8]. В этой связи стоит упомянуть, что Ибн ан-Надим в своей «Китаб ал-фихрист», цитируя Мухаммада ибн Исхака и других ученых, утверждает, что Абу ал-‘Асвад ад-Ду‘али, первый арабский грамматик, приобрел эти знания от имама ‘Али ибн Аби Талиба (а)[9]. Учитывая это, он приводит утверждение Абу Насра, что ‘Абд ар-Рахман ибн Хурмуз был продолжателем дела развития арабской филологии, и что Абу Са‘ид ас-Сирафи подтвердил это. Более того, Ибн ан-Надим, объясняя происхождение названия нахв, употребляемого по отношению к арабскому синтаксису, объясняет, что Абу ал-‘Асвад спросил разрешение имама ‘Али (а) на то, чтобы сформулировать правила арабской грамматики наподобие (нахв) того, как делал это имам ‘Али (а) в своих проповедях и письмах. Согласно Ибн ан-Надиму, у Абу ал-’Асвада ад-Ду‘али арабской грамматике учились: Йахйа ибн Йа’мур, ’Анбаса ибн Ма’дан и Маймун ибн Акран[10].

Саййид Хасан ас-Садр в своем «Та‘сис аш-ши‘а», описывая истоки ‘илм дирайат ал-хадис, утверждает, что первым автором работы на эту тему был Абу ‘Абдулла Хаким ан-Нишапури, шиит (ум. 405/1014-15), а Ибн Салах, который пришел ему на смену, стал его последователем. Тем не менее, ас-Суйути в своей «Китаб аль-васа’ил фи ава’ил» утверждает, что Ибн Салах, Абу ’Амр ‘Усман ибн ‘Абд ар-Рахман (ум. 643/1051-52), шафиит из Дамаска, впервые стал работать в области ‘илм дирайат ал-хадис[11]. Очевидно, что ас-Суйути совершенно проигнорировал абсолютную разницу[его трудов и работы Абу ‘Абдуллы Хакима ан-Нишапури, который жил за два века до Ибн Салаха.

В «Та‘сис аш-ши‘а» он пишет, что первым автором книги о направлениях и сектах в Исламе был аль-Хасан ибн Муса ан-Навбахти, выдающийся ученый третьего века, который жил прежде Абу Мансура ‘Абд ал-Кадира ибн Захира ал-Багдади (ум. 429/1037-38), Абу Бакра аль-Бакиллани (ум. 403/1012-13), Ибн Хазма (ум. 456/1062-63) и аш-Шахристани (ум. 548/1153-54)[12]. Автор «Ал-адаб ал-фариси» не только подтверждает это, но и открыто заявляет о том, что ал-Хасан ибн Муса ал-Навбахти был шиитом:

«Некоторые люди дома Навбахта преуспели в постижении исламских наук и стали великими учеными имамитского шиитского направления и были предшественниками мутакаллимов (богословов по исламской схоластике). Они внесли большую лепту в дело обоснования идей своего направления, используя калам». Среди них был Абу Мухаммад ал-Хасан ибн Муса ан-Навбахти (ум. 300 или 301 г. хиджры), автор книги «Фирак ал-ши‘а» и «Ал-ара ва-д-динайат»; он также был первым, кто написал книгу об ал-милал ва-н-нихал (наука о народах и сектах)[13].

Автор «Тадриб ар-рави», упоминая об истоках ‘илм ’истилахат ал-хадис, отмечает, что первым автором книги на данную тему был Кади Абу Мухаммад ар-Рамхурмузи, автор «Китаб мухаддис ал-фадил»; его последователями стали Хаким Абу ‘Абдулла ан-Нишапури, Абу Ну’айм ал-Исфахани и ал-Хатиб ал-Багдади[14].

Учитывая, что история военных походов (ал-магази) Пророка (С) является частью ‘илм ар-риджал, автор «Та’сис аш-ши‘а» утверждает, что первым, кто затронул эту тему, был Мухаммад ибн Исхак аль-Матлаби. Помимо этого, он цитирует утверждение из «Хуласат аль-’аквал» относительно ‘Убайдуллы ибн Аби Рафи’, который был писцом имама ‘Али (a) и первым описал сражения Пророка (c)[15]. Подтверждения этого находятся в «Ар-Риджал» ан-Наджаши[16]. Тем не менее Ас-Суйути в своей «Китаб ал-васа’ил фи-л-ава’ил» считает ‘Урву ибн аз-Зубайра (ум. 94/712-13) первым автором рассказов в стиле ал-магази.

С точки зрения историографии, согласно «Кашф аз-зунун», первым, кто стал писать на эту тему, был Мухаммад ибн Исхак (ум. 151/768), предшественник всех писателей жанра аль-магази.

Согласно ас-Суйути, первым составителем муснада был Сулейман ибн Давуд Абу Давуд ат-Тайалиси[17]. Что касается ‘илм дирайат ал-хадис, то первым, кто затронул эту тему, был Саййид Джамал ад-дин ибн Муса ибн Тавус Абу-ль-Фада’ил (ум. 673/1274-75), учитель ‘Алламе ибн Мутаххара ал-Хилли. Он сформулировал новую шиитскую терминологию применительно к хадисам (т.е. такие термины, как ас-сахих, ал-хасан, ал-мувасхак и ад-да‘иф)[18].

Виды хадисов

В целом, с точки зрения суннитов существует три базовые категории хадисов (ас-сахих, ал-хасан и ад-да‘иф) и четыре главные разновидности хадисов с точки зрения шиитов (ас-сахих, ал-хасан, ал-мувасхак и ад-да‘иф). В дальнейшем эта классификация развивалась как шиитами, так и суннитами. Вот наиболее общие из этих классификаций:

1. Ас-сахих — это хадис, свободный от любого изъяна и имеет несколько непрерывных цепочек правдивых передатчиков с более чем одним первым человеком, записавшим его (руват ’адилун, дабитун хайр шаваз)[19].

2. Ал-хасан — это хадис, который хорошо известен и обладает заслуживающими уважения источником (махрадж) и передатчиками (руват)[20]. Вот какое определение дает ему ал-Джурджани в «Ат-Та‘рифат»: «Ал-хасан — это хадис, передатчики которого обладают правдивостью и заслуживают доверия, однако он не достигает уровня ал-хадис ас-сахих»[21].

3. Ад-да‘иф — это хадис, который не обладает признаками хадиса ас-сахих, либо хадиса ал-хасан[22].

4. Ал-муснад — это хадис, цепь передатчиков которого восходит непосредственно к Святому Пророку (с).

5. Ал-мутассил (мавсул) — это хадис, все участники передачи которого упоминаются последующими передатчиками.

6. Ал-марфу‘ — это хадис, который восходит к одному из Непорочных (ма‘сум), да будет мир с ними, невзирая на длину цепи передатчиков.

7. Ал-мавкуф — это хадис, который восходит к кому-либо из сподвижников, вне зависимости от длины цепочки передатчиков.

8. Ал-макту‘ — это хадис, рассказанный одним из таби‘инов.

9. Ал-мункати’ — это хадис, переданный от одного из таби‘инов.

10. Ал-мурсал — это хадис от какого-либо из известных таби‘инов, начинающийся словами: «Посланник Аллаха сказал…» и т.д. Существует много разновидностей такого рода хадисов.

11. Ал-му’дал — это хадис, у которого отсутствует две или более цепочек передатчиков.

12. Ал-мудаллас (букв.: «сфабрикованный») — он бывает двух видов – с вымышленным текстом (матн) или со сфабрикованной цепочкой передатчиков (иснад).

13. Аш-шазз — это предание, рассказанное правдивым (сика) передатчиком, которое противоречит хадисам, переданным иными рассказчиками.

14. Ал-гариб — существует три вида хадисов этой категории: гариб ал-алфаз (содержащий в себе необычные слова), гариб ал-матн (необычный по содержанию) и гариб ас-санад (необычный с точки зрения иснада). Хадис категории гариб ал-алфаз содержит в себе непонятные выражения, гариб ал-матн – это предание, рассказанное единичным передатчиком, принадлежащим к раннему поколению рассказчиков, гариб ас-санад — это хадис, содержание которого хорошо известно через иные источники.

15. Ал-му‘ан‘ан — это хадис, в котором все передатчики соединены друг с другом посредством предлога ‘ан.

16. Ал-му‘аллак — это предание, в котором отсутствуют имена одного или более передатчиков в начале цепи передатчиков.

17. Ал-муфрад, или ал-вахид — это предание, рассказанное только одним человеком, или же передатчиками, все из которых проживают в одной местности.

18. Ал-мударрадж – это хадис, чей передатчик включил свои собственные слова или фразы другого рассказчика в текст предания.

19. Ал-машхур — это предание, которое широко известно среди мухаддисов.

20. Ал-мусаххаф — это хадис, текст которого или имя передатчика (санад) были немного изменены из-за уподобления его другому похожему тексту или имени передатчика.

21. Ал-‘али – это хадис с короткой цепочкой передатчиков.

22. Ан-назил — хадис с длинным иснадом (цепочкой передатчиков).

23. Аль-мусалсал — это хадис, восходящий к ма‘сум (непорочным), чьи передатчики на протяжении всей цепочки удовлетворяют требованиям к правдивости с точки зрения их характера и особенностей речи.

24. Ал-ма‘руф — это хадис, хорошо известный среди рассказчиков.

25. Ал-мункар — хадис, который, в противоположность преданию ал-ма‘руф, плохо известен среди рассказчиков.

26. Ал-мазид — это хадис, в котором что-либо добавлено в текст или иснад по причине сходства с другим хадисом.

27. Ан-насих — некоторые хадисы, подобно кораническим айатам, являются отменяющими по отношению к иным хадисам. Ан-насих – это пророческий хадис, который отменяет предыдущую норму (хукм) Шариата.

28. Аль-мансух — это хадис, хукм (норма, содержащаяся в предании) которого отменена хадисом ан-насих.

29. Ал-макбул — это предание, которое принимается и внедряется в практику исламскими учеными (‘улама).

30. Ал-мушкил — это хадис, который содержит в себе неясные или сомнительные слова или смыслы.

31. Ал-муштарак — это предание, имя одного из передатчиков которого напоминает имя другого рассказчика, и один из них правдив, а другой нет. Для исследования таких хадисов требуется обращение к ‘илм ар-риджал.

32. Ал-му‘талиф — это хадис, в иснаде которого имя одного из передатчиков может читаться по-разному, хотя пишется одинаково везде, где хадис упоминается.

33. Ал-мухталиф — это хадис, в цепочке передатчиков которого имя одного из передатчиков которого может читаться по-разному, хотя во всех случаях пишется одинаково.

34. Ал-матрух — это хадис, который противоречит абсолютно очевидным положениям (далил кат‘и) или не поддаются толкованию.

35. Ал-матрук — это предание, в числе передатчиков которого кто-либо известен как лжец.

36. Ал-му’аввал — это предание, которое явно противоречит доводам разума (‘акл), Корана и Сунны (накл).

37. Ал-мубин: это хадис, слова в котором следует понимать в их буквальном значении.

38. Ал-муджмал — слова в этом хадисе, в противоположность хадису ал-мубин, необходимо понимать аллегорически.

39. Ал-му’аллал: это предание, являющееся обоснованием конкретного предписания (хукм) Шариата.

40. Ал-мудтариб — это предание, которое рассказывалось по-разному: видоизменялся либо текст, либо цепочка передатчиков.

41. Ал-мухмал — это , чьи передатчики не упомянуты в книгах по ‘илм ар-риджал.

42. Ал-маджхул — это предание, в котором, несмотря на его непрерывный иснад, способ передачи данного хадиса от одного рассказчика другому неизвестен.

43. Ал-мавду‘ — это хадис, вымышленный его собственным рассказчиком.

44. Ал-маклуб — это хорошо известный хадис, в котором содержится что-либо вымышленное и подделанное с благой целью побуждения к воодушевлению и отваге.

45. Ал-хадис ал-ма’сур — это хадис, переданный последующими поколениями от своих предков.

46. Ал-хадис ал-кудси — в нем содержатся Слова Всевышнего Аллаха, ниспослание которых, в отличие от айатов Священного Корана, не является чудесным (о таком виде говорилось выше).

47. Ал-‘азиз: это одна из тринадцати разновидностей хадисов ас-сахих и ал-хасан.

48. Хадис за’ид ас-сика — это другой вид хадисов категории аль-хасан и ас-сахих[23].

49. Аль-мувасхак — это хадис, передатчики которого заслуживают доверия, хотя некоторые из них могли и не быть шиитами.

50. Ал-мутаватир — это предание, которое было передано несколькими рассказчиками таким образом, что очевидна невозможность его фабрикации. Существует два вида таких хадисов: мутаватир по смыслу и мутаватир по словам. Однако если повторение (таватур) является словесным, то не исключена возможность фабрикации и такого хадиса.


Автор

Доктор Мустафа Авлийа’и
Из книги «Хадисоведение»

  • 1. Ахмад Амин. Фаджр ал-ислам. С. 250.
  • 2. Ас-Суйути. Тадриб ар-рави. Введение.
  • 3. Ахмад Амин. Фаджр ал-ислам. С. 268.
  • 4. Ас-Суйути. Тадриб ар-рави. С. 3, 14.
  • 5. Ибн Халдун. Ал-‘Ибар. С. 796-797.
  • 6. Мавали (ед.ч. мавла) — те, кто временно находился в униженном положении в обществе. Данный термин обыкновенно применялся по отношению к рабам, освобожденным арабами-мусульманами, и после мусульманских завоеваний к этой категории относилась значительная часть неарабского населения.
  • 7. Описание 52 дисциплин из области ‘улум ал-хадис, упомянуты здесь в краткой подборке из «Ма‘арифат ‘улум ал-хадис» Хафиза ан-Нишапури и Хакима Абу ‘Абдуллы Мухаммада ибн ‘Абдуллы.
  • 8. Ас-Суйути. Ал-‘Иткан. С. 5.
  • 9. Ибн ан-Надим. Китаб ал-фихрист. С. 59-62.
  • 10. Там же. С. 62.
  • 11. Сайид Хасан ас-Садр. Та’сис аш-ши‘а. С. 294.
  • 12. Там же. С. 234.
  • 13. Мухаммад Мухамммади. Ал-адаб ал-фариси. С. 115, 116,.
  • 14. Ас-Суйути. Тадриб ар-рави. С. 13.
  • 15. Сайид Хасан ас-Садр. Та’сис аш-ши‘а. С. 232, 233.
  • 16. Ан-Наджаши. Ма‘арифат ахвал ар-риджал. С. 3-6.
  • 17. Ас-Суйути. Тадриб ар-рави. С. 102.
  • 18. Саййид Хасан ас-Садр. Та’сис аш-ши‘а. С. 295.
  • 19. Ас-Суйути. Тадриб ар-рави. С. 22. См. также: Деххода. Логат-наме. Т. ha’. С. 399.
  • 20. Ас-Суйути. Тадриб ар-рави. С. 86.
  • 21. Деххода. Логат-наме. Т. «ha’». С. 399.
  • 22. Ас-Суйути. Тадриб ар-рави. С. 105.
  • 23. О классификации хадисов см.: Ас-Суйути. Тадриб ар-рави. С. 21; Хафиз ан-Нишапури. Китаб ал-ма‘арифат ‘улум ал-хадис. С. 108-123. Также см.: Энциклопедия ислама (“Encyclopedia of Islam”). С. 23-28; Деххода. Логат-наме. Т. «haʼ». С. 395-399; Аш-шейх ал-Баха’и. Нихайат ад-дирайат. С. 4.