География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Ашура

Ашура (также известен как Шахсей-вахсей (от перс. Шах Хусейн, вах, Хусейн‎ — Царь Хусейн, ах, Хусейн) — у шиитов день поминовения имама Хусейна (а), павшего мученической смертью в 680 году в Кербеле. Траурные церемонии проводятся в Иране, Азербайджане, Афганистане, Таджикистане, Ливане, Пакистане, Бахрейне и иных странах Персидского залива, а также в других странах, где есть сообщества мусульман-шиитов.

Краткая справка об имаме Хусейне (а)

Аль-Хусейн (а), второй сын Али ибн Аби Талиба (а) и Фатимы Захры (с), родился в 4 г. хиджры. После мученической смерти своего старшего брата аль-Хасана, отравленного собственной женой по приказы омейядов, аль-Хусейн стал его преемником и третьим имамом шиитов. Имамат Хусейна (а) продлился 10 лет, последние полгода из которых пришлись на правление Язида, а остальное время — на период царствования Муавии ибн Абу Суфиана.

Политическая и религиозная ситуация накануне восстания при Кербеле

В период, когда власть в халифате принадлежала омейядам (за исключением Умара II), политика государства начала сильно расходиться с практическими предписаниями ислама. Нормы Шариата нарушались правящей элитой (так, Язид открыто пил вино и приглашал ко двору шутов и певиц). Кроме того, правящая элита отдавала явное предпочтение арабам перед мусульманами иных национальностей, что противоречило установлениям Корана и Сунны. Наконец, народ был недоволен растущей социальной несправедливостью. Всё это привлекало симпатии большого количества мусульман к имаму Хусейну (а) и побуждало его встать в оппозицию к режиму омейядов, проводивших политику целенаправленного вытеснения норм Шариата из жизни общества и государства, а также преследовавших представителей семейства пророка Мухаммада (с) (Ахл аль-Бейт).

Когда Муавия ибн Абу Суфиан, вопреки нормам ислама, решил передать власть в халифате по наследству своему сыну Язиду, тот потребовал, чтобы в соответствии с арабской традицией влиятельные люди, в том числе и имам Хусейн (а), принесли ему присягу. Однако имам Хусейн (а) отказался сделать это.

Множество людей были недовольны режимом Язида и стали отправлять имаму Хусейну (а) письма с выражением поддержки и симпатии. Особенно много таких писем приходили из Куфы (Ирак), жители которой изъявляли желание поднять восстание и приглашали имама Хусейна (а) стать их лидером.

События, предшествовавшие Ашуре

Имам Хусейн (а) оставался в Мекке вплоть до начала хаджа. Вместе с многочисленными паломниками в Мекку проникли наёмные убийцы, подосланные Язидом к имаму Хусейну (а). Получив предупреждение об этом, Хусейн (а) решил покинуть священный город, в котором согласно Корану запрещено проливать кровь. Вместе со своими родственниками он покинул Мекку, не завершив обрядов хаджа, и сказав, что вместо животных он принесёт в жертву самого себя. Ряд жителей Мекки присоединились к нему, чтобы сразиться с Язидом на его стороне.

На пути в Куфу имам Хусейн (а) получил известия, что население Куфы под давлением агентов Язида начало сдавать позиции и убивать его сторонников. Так, 5 мухаррама 61 г. хиджры был предан смерти представитель имама Хусейна(а), посланный им в Куфу — Муслим ибн Акил.

В пустыне, в месте под названием Кербела (в 44 км от Куфы) имам Хусейн и его сподвижники были окружены 30-тысячным войском Язида. Восставшие были отрезаны от воды, несмотря на то, что среди них были женщины и дети. Так они провели 8 дней.

В ночь на 10 мухаррама имам Хусейн(а) собрал своих сторонников и объявил, что их не ждёт ничего, кроме мученической смерти. Поэтому он погасил факелы и позволил всем, кто желал спастись, покинуть его лагерь под покровом ночи. К утру с ним остались только 72 его самых верных сподвижника и члены его семьи, 18 из которых были боеспособными мужчинами. Всего же, по некоторым данным, с имамом Хусейном (а) осталось 120 человек, в то время как войско Язида увеличило свою численность до 45 000.

Враги имама Хусейна (а) хотели начать бой 9 мухаррама, однако имам попросил у них осрочку до утра для того, что он и его сторонники могли совершить намаз.

Сражение в день Ашуры

10 мухаррама (в арабском языке оборот «йаум аль-ашура» обозначают десятый день месяца) разразилась битва. По сложившейся у арабов традиции, сторонники имама Хусейна (а) выходили в бой один за одним. Они сражались до последнего, но силы были неравны, и рано или поздно они принимали мученическую смерть. В критический момент Абу-л-Фадл Аббас прорвался к реке Евфрат и набрал два бурдюка воды, однако язидовцы отрубили ему руки, после чего Абу-л-Фадл умер от ран (историки спорят, произошло ли это в день Ашуры или несколькими днями раньше). В сражении также погиб 17-летний сын имама Хусейна Али Акбар, а также сыновья его родной сестры сейиды Зайнаб Аун и Мухаммад.
Имам Хусейн (а) просил напоить водой его шестимесячного сына Али Асгара, однако ребёнка расстреляли из луков. В числе погибших детей также оказались двое детей имама Хасана (а) тринадцати и одиннадцати лет от роду.
Самому имаму Хусейну (а) было нанесено 29 колотых и 27 резаных ран, а затем его убийца Шимр отрубил ему голову.

Судьба членов семьи имама Хусейна (а)

После мученической смерти имама Хусейна (а) на поле боя палатки в его лагере были сожжены, а члены его семьи — пленены. Среди них, помимо прочих, были: сестры имама Хусейна сейида Зайнаб аль-Кубра и Умм Кулсум, две жены имама Хусейна: Лейла, мать Али аль-Акбара, и персидская принцесса Шахр Бану, а также жена имама Хасана, Физза, абиссинская принцесса и служанка Фатимы Захры, четырёхлетняя дочь имама Хусейна Сукейна и пятилетний Мухаммад аль-Бакир, будущий пятый имам шиитов, а также четвёртый имам — двадцатилетний Али Зайн аль-Абидин, который из-за тяжёлой болезни и высокой температуры не смог принять участия в сражении.

С женщин были сорваны хиджабы, пленных погрузили на лошадей без сёдел, как рабов. Стража несла на своих копьях головы сторонников имама Хусейна. Затем пленённых доставили в Куфу ко двору язидовского губернатора Ибн Зияда. Зайнаб выступила со смелой речью, разоблачающей злодеяния Язида в отношении семейства пророка Мухаммада(с) (Ахл аль-Бейт). После пленников ещё долго возили по разным городам, таким, как Мосул, Хомс, Баальбек. Затем их доставили в Дамаск ко двору Язида. Голову имама Хусейна выложили на золотой поднос, и Язид бил по ней палкой. Сейида Зайнаб выступила с исторической речью, обличающей омейядов и Язида лично. Её поддержал сын имама Хусейна имам Али Зайн аль-Абидин, который также выступил против Язида. Язид был так разгневан, что хотел было приказать убить их обоих, однако его советники отговорили его.

Траурные мероприятия в день Ашуры

Первые собрания в память об имаме Хусейне (а) стали проводиться ещё в доме сейиды Зайнаб (с) в Дамаске. В дальнейшем другие непорочные имамы шиитов также придавали большое значение проведению этих мероприятий, на которых рассказывалось о событиях Ашуры и зачитывались стихи, посвящённые мученичеству имама Хусейна(а).

В настоящее время шииты проводят поминальные вечера и шествия в память об Ашуре в первые 10 дней месяца мухаррам, хотя во многих странах траур длится 40 дней. Читаются хутбы о событиях Ашуры, люди одеваются в чёрное и бьют себя в грудь (что символизирует готовность отдать жизнь за ислам), исполняются траурные песнопения (латмийя) и звучит скорбная музыка. В некоторых регионах (Пакистан, Ирак) среди шиитов получила распространение практика нанесения себе кровоточащих ран мечом или цепями, однако не все шиитские муджтахиды приветствуют её. Так, Али Хаменеи, Макарем Ширази и Мухаммад Хусейн Фадлулла издали фетвы, запрещающие истязать себя в день Ашуры до крови.

Ашура у суннитов

Сунниты утверждают, что мухаррам — первый месяц Хиджри-календаря и один из четырёх священных месяцев, о которых Аллах говорит (интерпретация значения): «Поистине, число месяцев у Аллаха — двенадцать месяцев, так было предопределено Аллахом в День, когда Он создал небеса и землю; из них четыре являются священными. Это — истинная религия, поэтому не причиняйте себе в этом зла …» (аль-Тауба 9:36). Впрочем, этот месяц не всегда был первым: согласно историческим источникам, во времена имама Хусейна (а) он считался седьмым месяцем в календаре по лунной хиджре, однако впоследствии был сделан первым с целью создать повод для новогодних торжеств.

Суннитские улемы ссылаются на предания в суннитских сборниках хадисов, что в этот день Ковчег Ноя (Табут аль-Нух) причалил к суше после перенесенных потрясений от водной стихи, а Муса с своими последователями спасся от преследовавших его Фараона и его войск.

В этот день в Мекке на Каабе меняют покрывало на новое, а старое раскраивают на кусочки и дарят мусульманским община мира. Кусочки покрывала Каабы хранится в главных мечетях Татарстана (Кул Шариф), Башкирии (Ляля Тюльпан) и Чечни (Сердце Чечни).

Шиитская критика, впрочем, базируется на том, что шиитские учёные считают сфабрикованными хадисы о необходимости празднования дня Ашура, отмечая, что они были придуманы в эпоху омейядов с целью отвлечь внимание мусульманской уммы от трагедии при Кербеле.

Статья взята из Википедии