География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Разница между пророчеством, посланничеством и имаматом


Как следует из айатов Корана, а также из различных мусульманских источников и преданий, те, на кого Аллахвозлагал высокую миссию, имели различные ранги.

А. Пророк – это тот, кто способен воспринимать откровения от Аллаха. Полученные Божественные откровения он передает людям.

В. Посланник – это тот, кто проповедует Божественные откровения, несет людям повеления Аллаха и воспитывает их души и умы посредством проповеди и убеждения. Следовательно, посланник призван своими усилиями и стараниями, используя любые доступные ему приемлемые средства, призывать людей в лоно веры в Аллаха и в Его заповеди, добиваясь изменений в их идеологии, убеждениях и мировосприятии в целом.

С. Имам – это тот, кто направляет и ведет за собой людей. Фактически, деятельность Имама направлена на воплощение в жизнь повелений Аллаха путем приобретения авторитета и влияния, которые позволили бы ему установить богоугодную систему правления. Если же ему не удается создать систему официальной власти, то он делает все возможное, чтобы воплощать в жизнь заповеди Аллаха как в личной жизни, так и в сфере общественных отношений.

Другими словами, имам призван проводить в жизнь повеления Аллаха и обеспечивать их осуществление, в то время как посланник лишь проповедует эти повеления. То есть посланник указывает путь, а имам, помимо выполнения других своих ответственных обязанностей, которые были обозначены выше, прокладывает путь к достижению идеала.

Следует также подчеркнуть тот неоспоримый факт, что многие из пророков, подобно Пророку Ислама (с), обладали всеми тремя рангами. Они получали Божественные откровения, проповедовали повеления Аллаха и прилагали практические усилия к организации богоугодной власти, которая следовала бы Его повелениям, одновременно занимаясь духовным воспитанием людей в соответствии со своими религиозными учениями.

Короче говоря, имамат – это всестороннее руководство мусульманской общиной: материальное и духовное, светское и религиозное, явное и тайное. Имам является главой исполнительной власти, лидером общества, наставником в вопросах религии и воспитателем нравственности.

Именно Имам, обладая мистической духовной силой, направляет людей на путь самосовершенствования, с помощью данных ему знаний и наставнического дара просвещает невежд, а с помощью своего правительства, или других доступных ему рычагов власти воплощает в жизнь принципы справедливости»[1].

Некоторые скептически настроенные люди удивляются, как Всевышний Аллах может допускать столько несправедливости в этом мире? В Исламе нет «проблемы теодицеи», и ясные ответы на данный вопрос даны в Коране и в преданиях. В суре «Аль-Фаджр» (Заря) говорится:

«Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: "Господь мой почтил меня!" Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: "Господь мой унизил меня!" Но нет! Вы же сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно (или целиком) пожираете наследство и страстно любите богатство» (85:15-20).

Всевышний Аллах дал человеку все земные ресурсы и мудрые законы для того, чтобы организовать жизнь общества на основах справедливости. Однако люди – в силу подверженности алчности, жажде наживы и власти, трусости, невежества и неразумности – отказываются принять шариат и поразмыслить над знамениями Аллаха, оказываясь несправедливыми к самим себе.

В айатах Священного Корана и в изречениях Пророка (с) и Пречистых Имамов (а) неоднократно подчеркивается необходимость активного противостояния злу, недопустимость смирения с ним и непротивления ему. В частности, хадис «Кудси»[2] от Имама Бакира (а) гласит:

«В откровении, ниспосланном Пророку Шуайбу (Иофору), Аллах Великий и Всемогущий сказал: "Я подвергну мучительному наказанию сто тысяч твоих соплеменников: сорок тысяч злодеев и шестьдесят тысяч праведников". Шуайб (а) спросил, обращаясь к Аллаху: "О Господи, хорошо, первые – злодеи, а за что же праведников?" И Аллах открыл ему: "Они попустительствовали тем, кто творил богопротивные дела и не разгневались, зная о моем гневе"»[3].

В хадисе Пророка (с) также говорится: «Лучший джихад – слово правды, сказанное несправедливому тирану».

Однако в истории, к сожалению, нередко бывало так, что властолюбцы и карьеристы использовали естественную тягу людей к справедливости, чтобы использовать их и на обломках старой тирании основать еще более угнетательский режим. Более того, в истории исламской уммы были прецеденты, когда притеснение людей творилось под знаменами Ислама теми, кто отверг руководство Ахл аль-Бейт (а). Многие проблемы исламской уммы были порождены прорывом подобных людей к власти. Поэтому, чтобы движение за справедливость не было дезориентировано умелыми проходимцами и не заведено ими в тупик, необходим назначенный Аллахом Непорочный Имам – и им является Мухаммад Махди, двенадцатый из Имамов Ахл аль-Бейт (а). Согласно хадису Пророка (с), именно он возглавит планетарное движение за учреждение Божественного шариата, и наполнит землю справедливостью после того, как она была исполнена угнетения и порока.

Увы, многие мусульмане имеют о махдавийате весьма туманные представления. Некоторые полагают, что Махди только предстоит родиться в будущем. Кто-то ошибочно отождествляет его с Иисусом (а), хотя в хадисах проводится четкое различение между этими двумя праведнейшими и приближенными к Аллаху людьми. Иные и вовсе дезориентированы хитрой, но теологически несостоятельной пропагандой, будто бы вера в приход Имама Махди (мир ему) не является частью исламского вероубеждения, хотя данный тезис опровергается как шиитскими, так и суннитскими источниками.

Мухаммад Махди, Имам аль-Ка’им (Восстающий), Худджат (Довод Аллаха на Земле), Имам Махди аль-Мунтазар (Ожидаемый), Сахиб аз-Заман, Валий аль-‘Аср (властвующий над временем), Имам Времени (а) – его называют разными эпитетами. Имам Махди (а) родился в 255 году хиджры, и является сыном одиннадцатого Имама Хасана аль-‘Аскари (а) и принявшей Ислам византийской принцессы Наргис. Он находится в Сокрытии и является Имамом нашего времени.

Существует достоверный хадис: «Человек, не познавший Имама своего времени, умер смертью джахилийи». Существуют также предания о том, что отрицающий Имама Махди (а) подобен отвергающему всех предшествующих Имамов (а), что, в свою очередь, эквивалентно отрицанию миссии Святого Пророка Мухаммада (с), а это равносильно отрицанию Аллаха, Велик Он и Славен.

Поэтому познание Имама Махди (а) является для нас особо важной и ответственной задачей, которую возложил на нас Всевышний Аллах. Эта книга – о двенадцатом Имаме, последнем из Непорочных (а), будущем законном Халифе всех истинных мусульман во всемирном государстве справедливости.

Пусть Аллах поможет нам в его познании и сделает нас достойными спутниками Ожидаемого Имама (а)!

Источник: Imamat-books.ru

  • 1. «Свет Священного Корана (разъяснения и толкования)», т. 1, стр. 270-274.
  • 2. Так называется предание от Пророка (c) или Имамов (а), в котором содержатся слова Всевышнего Аллаха.
  • 3. «Аль-Кафи», т. 5.