География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Изменение дискурсов университета в сегодняшнем Иране

Одними из модерных феноменов, появившихся в процессе модернизации, были современная наука и институты, ее порождающие и развивающие, в особенности институт университета. На протяжении своей относительно долгой истории этот институт смог укрепиться во всем мире. На сегодняшний день не существует ни одной страны, в которой не было бы этого современного института. Университет одновременно является и продуктом модерна, и производящей его машиной, его генератором. Поэтому при реализации программ модернизации все страны в первую очередь формировали национальное государство, осуществляли промышленную революцию, урбанизацию, создавали бюрократическую систему, развивали новый рационализм и открывали университеты с целью проведения модернизации и в качестве ее символа.

С самого начала процесса модернизации в Иране в начале XIX в. иранцы видели модернизацию в заимствовании новой науки и учреждении института университета. Отправка студентов на Запад, открытие Дар ал-фунун, создание институтов перевода и издания книг, формирование новой системы образования, учреждение Тегеранского университета и других высших учебных заведений – вот то, что было сделано для проведения модернизации и ее развития. Постепенно, вследствие модернизации и обновленческой политики правительства Резы-шаха, институт университета стал развиваться быстрыми темпами. Урбанизация, бюрократизация, расширение отношений Ирана с Западом, укрепление национального государства, развитие новейшей науки и публикация соответствующей литературы помогли университету прогрессировать. В началах текущего столетия Иран пережил «революцию общего образования». С учреждением новых школ, корни которого уходят в дореволюционный период[1] , были созданы благоприятные условия и для развития высшего образования. Потребность в высшем образовании возрастала по мере продвижения общего образования.

Почву для развития высшего образования подготавливали и другие социально-экономические изменения в Иране. Конституционная, а затем и Исламская революции создали необходимые условия для прогресса общего и высшего образования. Результатом этих изменений явилась «революция высшего образования» за два последних десятилетия. Появление нефтяных источников и формирование монотоварной экономики, опирающейся на доходы от нефти, создали изобилие, благодаря которому правительства могли обеспечить развитие высшего образования. Таким образом, результатом развития высшего образования за прошедший век явилось развитие «института модерного (современного) университета». Однако развитие института университета и высшего образования в современном Иране сталкивалось с разнообразными социально-экономическими и эпистемическими парадоксами. С самого начала возникновения и формирования высшего образования в Иране эти парадоксы стали причиной горячих споров, прений и даже перепалок среди интеллигенции, политиков, образованной части населения и даже масс. Время от времени эти споры обретали печатную форму и издавались в виде статей и книг, нередко они освещались в СМИ. Совокупность этих дискуссий, источников и текстов можно назвать «дискурсом университета».
В Иране «дискурс университета» формирует образ наших суждений и высказываний (слов и мыслей) об институте университета. Он определяет то, каким мы должны видеть университет; на что обращать внимание, что игнорировать. Одним словом, дискурс иранского университета формирует не только образ наших мыслей об университете, но и само существование и «идентичность иранского университета». С самого начала функционирования университета мы не стали размышлять о нем концептуально и философски, как это сделали в Европе и Северной Америке. Наши размышления были основаны на практических, политических и идеологических аспектах.

Институт университета в Иране был могущественной и эффективной силой, порождающей модернизацию в стране. Эта порождающая сила неизбежно провоцировала реакцию как простого народа, так и элиты и интеллигенции. Поэтому, когда мы исследуем современную историю Ирана, неважно, политическую, культурную или социальную, нам приходится волей-неволей упоминать университет. Мы видим роль института университета в каждом большом или малом событии сегодняшнего Ирана. Это говорит о том, что дискурс университета окончательно оформился в современном Иране. Не будь дискурса, мы никогда не могли бы развивать его. Этот дискурс дал нам возможность наполнить смыслом и репрезентировать институт новой науки и современного университета.
В рамках этого дискурса мы не только понимаем университеты, но предпринимаем попытки учиться и обучать в них, проводить исследования и развивать их. Все наши акции и реакции в этом институте связаны с дискурсом иранского университета. Как и любой другой дискурс, данный дискурс имеет дело с различными аспектами университета. Поэтому он синхронен, связан и сопряжен с экономической и политической системой, идеологиями и экономическими, социальными и политическими изменениями современного Ирана. Как итог, чтобы иметь глубокое понимание института университета в современном Иране, мы нуждаемся в понимании «дискурса университета» в Иране. Без понимания процесса формирования этого дискурса и его трансформации, без понимания его компонентов и особенностей мы не сможем понять ни один из аспектов университета в современном Иране. Здесь мы, как и везде, вынуждены обратиться к типологии и классификации.

Университетские дискурсы Ирана

Прошло чуть более 150 лет с момента учреждения первого института высшего образования в Иране. За эти полтора века мы сформировали различные дискурсы иранского университета. Вместе с изменением общества изменилось и наше восприятие образа университета и его развития, характера взаимодействия университета с иранским обществом. В свете преобразований в политической системе Ирана изменился и сам дискурс иранского университета. Если обобщить, то можно типологизировать и классифицировать дискурс иранского университета как три разных дискурса: политический, социальный и культурный. Эта классификация не обязательно должна быть лучшей или единственной в своем роде. С ее помощью можно объяснить характер и логику некоторых нынешних изменений в Иране. Далее рассмотрим каждый из упомянутых дискурсов.

Политический дискурс университета. Этот дискурс можно назвать дискурсом учреждения или продвижения университета. Он сформировался с первых дней учреждения института университета в Иране и продолжает существовать по сей день. Появившийся с момента учреждения Дар ал-фунун, этот дискурс базировался на нескольких простых идеях:
– отношение к университету как к инструменту усиления государства для реализации военных целей и укрепления политической власти;
– отношение к университету как к средству или машине для передачи знаний, с помощью которой можно импортировать с Запада в Иран эпистемическую продукцию в виде готовых упаковок.
Этот начальный дискурс служил на протяжении 150 лет полем для наших размышлений об университете. Он понимает университет только в рамках политической системы и ее целей. Возникновение национального государства усилило этот дискурс. Как и его предшественники, Реза-шах полагал, что институт университета выполняет функции мозга государства. К тому же этот мозг должен, как солдат-пехотинец, подчиняться приказам верховного главнокомандующего. Такая политическая идея была основой действий всех правительств за полтора века. Этот дискурс без принятия во внимание социальных, экономических и политических изменений является основой для решений и политики правительств в области образования, однако социальные и культурные изменения и события в иранском обществе подготовили почву для появления «конкурентов» официального дискурса.

Социальный дискурс. Второй дискурс иранского университета образовали социальные условия Ирана. Урбанизация, переход от натуральной экономики к промышленной и образование городского среднего класса наполнили систему высшего образования новым смыслом. Университет превратился в социальную лестницу для различных классов общества. Эта лестница была способна превратить низший класс в средний, укрепив и упрочив его положение. Она также давала возможность среднему классу пробить себе дорогу в высший класс. В новых условиях, где университет служил социальной лестницей, ведущей вверх, каждая группа старалась соответственно своему экономическому, социальному и политическому классу подниматься по ее ступенькам. Эта была гибкая лестница, могущая обеспечить продвижение вверх любому человеку в любом месте. Университет перестал быть лишь средством осуществления государственных целей или машиной для транспортировки эпистемической продукции с Запада в Иран. Для иранца он стал возможностью сделаться современным, цивилизованным. В таких условиях дискурс иранского университета в первую очередь был «социальным», а уж потом политическим. Почему социальным? Потому что университет установил связь с жизненной политикой и логикой действий разных групп людей. С развитием системы высшего образования и процесса урбанизации, начиная с 1951 г. и далее, этот дискурс стал обретать все большую значимость и к 1991 г. смог основательно пустить корни.

В этом дискурсе главной целью, главной миссией университета не является «производство знаний» и «критическое мышление». Другими словами, социальный и политический дискурсы имеют особенность не определять иранский университет как институт производства знаний и критического мышления. В этом случае миссия университета по своей природе не связана со знаниями и их механизмом. Поэтому эти два дискурса наряду с созданием почвы для учреждения и развития иранского университета наводят на мысль, что с точки зрения логики научного развития этот институт становится бесплодным. Социальный и политический дискурсы иранского университета являются двумя дискурсами, поддерживающими любые университеты, дорожащими ими и гарантирующими им необходимые политические, социальные и экономические инвестиции для развития. Благодаря прагматическим целям эти дискурсы по природе своей идеологизированы и опираются на интересы и борьбу групп. В рамках данных дискурсов иранский университет увяз в политических и идеологических дискуссиях. Принимая во внимание тот факт, что современный университет как портрет западного модерна и обновленческой модели является, по сути, светским, то в итоге вся его продукция также оказывается светской. Более того, западное происхождение нового университета становится причиной того, чтобы этот мировой институт знания и науки, получивший развитие в XVIII–XIX вв. – во времена, когда западные страны создавали свои империи и колонии, – смешался с идеей империализма и колонизаторства. Поэтому с первых дней появления новый университет столкнулся во всех странах, в том числе в Иране, с вызовами, связанными с религией и духовенством, и стал объектом нападок как инструмент колонизации и эксплуатации.

Наверное, главным вызовом, существующим между новым университетом и иранским обществом, был вовсе не конфликт светскости и религии или вопрос инаковости и колонизации, а скорее конфликт всей совокупности иранской традиции с современным обновленчеством, продвижение которого институт университета считал своей миссией. Этот конфликт легко можно объяснить тем, что с момента возникновения и до сих пор новый университет являлся в Иране чуть ли не основным фактором появление нового, другого образа жизни, во многих аспектах вступающего в противоречие с установившимся, традиционным образом жизни. В Иране новый университет скорее был институтом воспитания нового, современного и цивилизованного человека в новом смысле этого слова, нежели институтом воспитания квалифицированных специалистов, мыслящей и самовоспроизводящей силы.
В иранской традиции к науке и знаниям всегда было особое, уважительное отношение. Такое же уважение мы выказываем науке и сегодня. Однако то, что мы подразумевали под наукой и знаниями в прошлом, разительно отличалось от того, что подразумевала и предлагала новая наука. В действительности, залог успеха «иранского университета» заключался в том, чтобы смочь вывести иранца из рамок традиции и ввести его в современную культуру и современный мир. Это можно назвать «пересечением культурных границ». Именно на этих границах и происходят кровавые столкновения между университетом и иранским обществом.

Как показывает история, человек склонен сопротивляться изменениям. Иранец не стал исключением. Он сопротивлялся изменениям, которые нес в себе институт университета. Сегодня, с высоты 150 лет, мы отчетливо можем видеть это противостояние. Конфликт между иранским университетом и иранским обществом и культурой имел различные последствия. Я склонен выразить их в одной короткой фразе, а именно: иранский университет превратился в проблематику. Ясные признаки этого мы наблюдаем в различных формах.
С самого момента возникновения дискурс иранского университета сформировался вокруг этой проблематики и ее решения. Сейчас, наверное, уже трудно описать всё то, что мы говорили на протяжении 150 лет касательно данной проблематики. Наверное, понадобятся тысячи страниц, чтобы объяснить дискурс иранского университета в качестве круга проблем. Однако сегодня, несмотря на то, что споры вокруг смысла университета так же горячи и серьезны, кажется, что мы приблизились к судьбоносному историческому моменту их окончания. Как минимум, мы отчетливо наблюдаем, что в коллективном интеллекте иранского общества университет воспринимается уже как институт, несущий обновление и преобразования, как генератор, производящий модернизацию. Также мы видим, что общество стало меньше сопротивляться университету.
Однако это положение в свою очередь создало напряженность. Имеющая религиозную природу и вступающая в некоторых аспектах в открытый конфликт со светской модернизацией, политическая система Ирана не могла оставаться в стороне и не реагировать на эти изменения. Поэтому напряженность в иранском университете имеет уже не социальный, а идеологический и политический характер. Хотя эта напряженность и существовала в прошлом, тем не менее, политическая система не считала необходимым прямое вмешательство в дела университета, так как противостояние сил в нем имел умеренный характер.

Теперь же вопрос иранского университета оказался перед лицом более сложной проблемы, когда власти и политическая система, видя его прогресс, вынуждены вмешаться с тем, чтобы разными путями контролировать и управлять процессом и препятствовать культурному и политическому разрыву между университетом и политической системой. Можно сказать, конечной целью правительства является предотвращения разрыва между собой и институтом университета. Для укрепления этой связи правительство старается ввести определенные изменения в систему университета. Как уже было отмечено, эта инициатива существовала с первых дней формирования Исламской Республики Иран, поэтому мы должны считать ее частью политического дискурса страны. Для университета данная инициатива имела широкие последствия, главным из которых можно назвать формирование и развитие своего рода культурного дискурса в университетской среде.
С самого начала Исламской революции иранские власти стремились производить и воспроизводить в университете соответствующие дискурсу революции религиозные и политические символы. За прошедшие три десятилетия университет являлся для правительства и средством, и целью в одном лице. Университет был признан средством производства культурных символов Исламской революции. Поскольку бỏльшая часть молодых человеческих сил сконцентрирована в университете, последний превратился в культурную цель правительства. Инструменты, которые оно имело в распоряжении для реализации этих целей, включали в себя образовательные, исследовательские и культурные элементы. С самых первых дней Исламской революции власти старались с внесением изменений в университетскую учебную программу и созданием художественных, культурных и литературных программ, соответствующих коду исламской революции, – другими словами, внесением изменений во всю университетскую деятельность – сформировать некую легитимную и приемлемую с точки зрения официальной идеологии политическую и университетскую культуру. Поэтому университет имеет большое значение для политического дискурса сегодняшнего Ирана.

Культурный поворот и возникновение культурного дискурса университета
За последние три десятка лет в мире произошли изменения, создавшие условия для преобразований в университетской среде. Под культурным поворотом в университетах имеется в виду то, что процесс общих культурных изменений в сегодняшнем мире охватил и университеты. Этот процесс состоит из медиазации, визуализации, феминизации, эстетизации, демократизации, урбанизации, консьюмеризации, популяризации, электронизации и виртуализации, глобализации и многих других феноменов.

Повсеместное внедрение новейших коммуникационных технологий, таких как Интернет и спутниковая связь, развитие глобализационных процессов, массификация университета, другими словами, вхождение больших масс студентов из всех социальных, культурных и этнических групп в университет, изменение различных функций института университета в мире, расширение связей университета и науки с обществом и населением, изменение методов производства науки и многие другие изменения, вместе взятые, стали причиной того, что университет постепенно оказался в рамках нового дискурса, который я называю «культурным дискурсом» иранского университета. В этом новом дискурсе университет признается институтом, в котором участвуют все люди, а не только группа политической элиты. Университет, согласно этому дискурсу, есть место для участия людей в культурном и социальном развитии.
Также в данном дискурсе институт университета является сферой, где появляется широкий комплекс символов. В этих новых условиях власть уже не в состоянии иметь тотальный контроль над механизмами и процессами производства символов в университетах. Можно сказать, университет стал более демократизированным. В результате этого культурного поворота институт университета превратился в среду для набора опыта, производства и воспроизводства широкого комплекса религиозных, этнических, языковых, расовых и социальных символов и ценностей. Теперь институт университета имеет отношение больше к простому народу, чем к представителям высшего общества или политической и социальной элиты.

Толпы студентов, собравшихся в университете из сел, деревень, городов и племен, превратили его в зеркало множественных и противоречивых образов. Нынче в университете звучат все голоса. Активное присутствие женщин в университете повлекло за собой существенную трансформацию дискурса иранского университета. Прежние дискурсы, как правило, были мужского пола, патриархальными и завязанными на вышесредние интересы общества. Однако сегодня, в условиях господства культурного дискурса, иранский университет превратился в мультигендерную, менее дискриминационную, ориентированную на интересы женщин и национальных и других меньшинств среду. Теперь мы живем в условиях, где культурный дискурс ведет непримиримую и жестокую борьбу с политическим и социальным дискурсами, чтобы маргинализировать и обесценить их. Политический дискурс, в свою очередь, использует все свои правовые и политические инструменты для маргинализации и изоляции культурного дискурса. Принимая во внимание факт массификации и универсализации университета в Иране, социальный дискурс, вероятнее всего, со временем будет вытеснен на периферию.
Сегодня молодое поколение стремится одолеть политический дискурс, умело используя коммуникационный и медийный инструментарий. Если посмотреть на проблему с этого ракурса, то можно понять что проблема политической системы и гуманитарных наук является дискурсивной. Данную проблему следует рассматривать как вызов, связанный с институтом университета в целом, а не каким-нибудь конкретным его направлением.

Источник : Современная иранская культура

  • 1. Имеется в виду Конституционная революция.