География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Ал-Балаг фи тафсир ал-Кур’ан би ал-Кур’ан

Мухаммад Садики Техрани является автором двух комментариев Корана — ал-Фуркан [Различие] и ал-Балаг фи тафсир ал-Кур’ан би ал-Кур’ан [Достаточное о толковании Корана с помощью Корана], каждый из которых по своему замечателен. В ал-Фуркане автор помимо методики толкования Корана с помощью самого Корана прибегает также к помощи сунны, что и следует из названия сочинения. В ал-Балаге же автор следует исключительно методу толкования Корана с помощью самого Корана, что выгодно отличает его от ал-Фуркана.
При всём множестве экзегетических методик и тенденций наш комментатор сосредоточил свои усилия на методе толкования Корана с помощью самого Корана, которому посвятил более полувека своих исследований в области мусульманской экзегетики и коранистики. Поэтому в настоящее время он считается зачинателем этого метода, пользуясь заслуженной известностью среди самых различных слоёв общества. Результатом упомянутых исследований стали комментарий ал-Фуркан в целом, и комментарий ал-Балаг в частности.
Разъясняя методику толкования Корана с помощью самого Корана, Садики Техрани говорит: «Толкование Корана нуждается в предварительных условиях. Эти условия двоякого рода. Первое. Комментатор должен быть в состоянии дать ответ на теории, противоречащие Корану. Второе, более общее. Необходимо все точки зрения, как суннитские, так и шиитские, сверить и истолковать в соответствии с Кораном. То, что согласуется со Священной Книгой — принимайте, а то, что противоречит ей — отвергайте.Коран — слово Аллаха. А поскольку Аллах ни в ком не нуждается, то и Книга Его также ни в ком не нуждается. Поэтому если возникает необходимость в истолковании того или иного коранического айата, то сама Священная Книга эту необходимость и удовлетворяет. Таков рациональный довод в пользу данного метода. Независимо от того, толкуют ли в хадисе Коран с помощью Корана или нет, Коран всё равно комментирует сам себя. Примеры тому двоякого рода — в экзегетических преданиях, дошедших от Пророка, имама ‘Али и прочих имамов, Коран истолковывается с помощью самого Корана».
Подобное внимание к тонкостям корановедческой проблематики является уделом скрупулёзных комментаторов, подобных Садики Техрани, мы же здесь даём пространные объяснения для того, чтобы прояснить лишь малую толику.
Из приведённых выше слов нашего автора следует, что, если Коран будет зависеть от чего-либо, кроме себя самого, например, от хадисов, это породит значительные трудности, поскольку Аллах гарантировал неприкосновенность и неизменность только Корану, но не хадисам. Представим себе, что однажды наступит день, когда хадисы по той или иной причине окажутся недоступны. Окажется ли тогда возможным понимание и толкование Корана? Если за основу будет принят метод толкования Корана с помощью самого Корана, как этого придерживаются Садики Техрани, ‘Аллама Табатабаи, Джавади Амули и другие крупные учёные, тогда проблем не возникнет. Но если во главу угла будет поставлен метод толкования Корана на основании хадисов, как это делают некоторые комментаторы и учёные, то толкование окажется невозможным.

Автор

Выдающийся факих доктор наук Айатулла Мухаммад Садики Техрани — современный корановед и комментатор Корана, представляющий религиозно-образовательный центр г. Кум. Он родился в 1346 г. х. / 1927 г. Его отец был известным писателем и проповедником. В 12-летнем возрасте Садики Техрани потерял отца. Коран он изучал под руководством матери. Получив обязательное образование, он отправился в Кум для изучения духовных наук.
Об этом он рассказывает так: «Специальное духовное образование я начал получать около 1318 г. с.х. / 1939 г., а в 1320 г. с.х./ 1941 г. я прибыл в Кум. Года за два-три до этого я подружился с покойным великим Айатуллой Акой Шахабади. Постоянное посещение его лекций по коранической экзегетике послужили поводом для поступления в кумский религиозно-образовательный центр… Его лекции были настолько глубоки и скрупулёзно выверены, настолько наполнены духовным смыслом, настолько впечатляющи, что за эти годы я проделал огромную эволюцию. В течение двух-трёх лет я регулярно посещал его занятия у него дома или в мечети, конспектировал его лекции и иногда показывал эти записи Айатулле, что немало его удивляло».
Мухаммад ‘Али Шахабади, по словам самого Садики Техрани, является его первым учителем, оказавшим на него наиболее заметное влияние. Затем он посещал лекции по философии Мирзы Махди Аштийани. Кроме того, он принимал участие в занятиях по ‘ирфану Шайха Ахмада Аштийани и Мухаммада Файза Хамадани в Тегеране, а в Машхаде посещал лекции по исламским наукам Мирзы Махди Хорасани. Первое время после его поступления в кумский религиозно-образовательный центр в лекциях по философии и книге Шарх ал-манзума [Стихотворное толкование] без предварительных согласований и разрешений принимал участие лучший из учеников Шахабади, а именно Имам Хомейни. В ранние студенческие годы он был однокашником шахида Муттахари и Айатуллы Мунтазари.
Так, Садики Техрани пишет: «Действительно, наши занятия проходили под руководством самых выдающихся наставников за последние полвека — великого Айатуллы Ака Худжжата, хаджи Саййида Ахмада Хонсари, Саййида Мухаммада Таки Хонсари. Значительнее же всех был великий Айатулла Буруджерди. Основную же пользу в изучении Корана в Куме я извлёк из лекций великого Айатуллы ‘Алламы Табатабаи — его занятия по мусульманской экзегетике я посещал в течение восьми-девяти лет».
Важнейшей чертой мировоззрения Садики Техрани является его особое отношение к Корану и признание за ним ведущей роли в религиозных исламских науках:«Со всей определённостью я заявляю, что единственным критерием в толковании Корана и мерилом приемлемости исламских религиозных теорий для него является сам Коран. Уехав в Тегеран, я начал изучать мусульманскую экзегетику, получив в университете дипломы бакалавра и доктора наук по специальности “философия и право”».

Сочинения по коранистике

1. Комментарий ал-Фуркан фи тафсир ал-Кур’ан би ал-Кур’ан ва ас-сунна [Различие в толковании Корана с помощью самого Корана и с помощью сунны] (на арабском яз., в 30-ти тт.).
2. Комментарий ал-Балаг фи тафсир ал-Кур’ан би ал-Кур’ан [Достаточное о толковании Корана с помощью Корана] (на арабском яз., в 1 т.).
3. Перевод Корана на персидский язык. Последний труд по коранистике Садики Техрани. Недавно опубликован.
4. Общие размышления о толковании Корана. Пятитомное толкование избранных айатов, явившееся плодом 60-ти летних размышлений над Кораном. Надеемся, что этот труд вскоре станет доступным для корановедов.
5. Тематический комментарий в 22-х тт. Не опубликован.
6. Сетареган аз назар-и Кур’ан [Звёзды с точки зрения Корана] (докторская диссертация Садики Техрани].
7. Хукумат-и Кур’ан [Правление Корана].
8. Масих аз назар-и Кур’ан ва Инджил [Христос в Коране и Евангелии].

Источники статьи:
1. Данеш-наме-йи Кур’ан ва Кур’анпажухи / Подг. Баха ад-Дином Хуррамшахи. Т. 2, с. 1357.
2. Мусахебе ба муфассер // БайинатVIII:2 (1380/2001), с. 97 и далее.
3. Там же, с. 98 и далее.
4. Коран, ал-Фуркан, с. 30.
5. Там же, ал-Бакара, с. 159.
6. Байинат VIII:2 (1380/2001), с. 101—108.
7. Коран, ал-Фуркан, с. 33.
8. Байинат VIII:2 (1380/2001), с. 102—112.