География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Ал-Бурхан фи тафсир ал-Кур’ан

Скомпоновав три введения, автор следующим образом говорит о причине, побудившей его к составлению своего сочинения:
1. «Всем известно о благородстве и высоком достоинстве Корана. Все знают, что спастись можно только «схватившись» за него. Рассуждение, чтение и размышление над его смыслом дарует сердцу жизнь, а знание и следование его заповедям приносит освобождение от тягот».
2. «Глубинные тайны и истины Корана нельзя постичь обычным разумом — их нужно заимствовать у «людей поминания» (ахл аз-зикр), у людей, владеющих знанием символико-аллегорического истолкования Откровения».
3. «Я видел, что комментаторы и учёные обращаются к мнениям, отличным от ахл ал-байт (а). А между тем в понимании тайн и истин Корана необходимо остановиться на толковании ахл ал-байт (а). Поэтому с целью уяснения экзегетических взглядов ахл ал-байт (а) на символико-аллегорическое истолкование тайн Книги Аллаха я предпринял усилия для собирания экзегетических преданий, дошедших от них».
Ака Бузург Техрани в аз-Зари‘а [Апология] (т. 3, с. 93) пишет: «‘Аллама Бухрани в комментарии ал-Бурхан собрал множество хадисов о толковании Корана, дошедших от ахл ал-байт (а)».
Автор Раузат ал-джаннат [Райский сад] (т. 8, с. 181 и далее) пишет: «Саййид Хашим Бухрани в книге ал-Бурхан собрал некоторое количество хабаров о толковании Корана, которые он извлёк из редких и прочих книг». Во введении автор пишет: «Книга ал-Бурхан поведает вам тайны многих коранических наук. Она раскроет вам вопросы шариатских наук, сказаний и известий о пророках (а), а также расскажет о достоинствах ахл ал-байт (а) и имамате». В заключение своего труда автор пишет: «Книга содержит большое количество экзегетических преданий ахл ал-байт (а), она включает в себя множество рассказов об их достоинствах и айатах, низведённых ради них. Она охватывает большинство юридических и этических наук, сказаний о пророках и прочие науки, которые вы не найдёте в других сочинениях».
Во введении автор пишет: «Предания я выбрал из книг надёжных, заслуживающих доверия и популярных. Их авторы — авторитетные шайхи и именитые учёные». Далее он говорит: «Большинство преданий я приводил по имамитским источникам. Однако там, где суннитские предания были согласны с преданиями ахл ал-байт (а) или сообщали о достоинствах последних, я цитировал и их. Привёл я и небольшое число высказываний о толковании айатов Ибн ‘Аббаса, поскольку он был учеником имама ‘Али (а)».
Далее автор пишет: «Там, где при комментировании айатов мне не удалось найти достоверных и снабжённых иснадами преданий, дошедших от ахл ал-байт (а), я пересказывал то, что говорит в своём комментарии ‘Али ибн Ибрахим Куми (человек, заслуживающий доверия), поскольку род его восходит к имаму Садику (а)».
Айатулла Шайх Махди Асафи в своём введении к ал-Бурхан пишет: «ал-Бурхан — одно из лучших сочинений шиитских учёных в этой области. Этот комментарий содержит предания ахл ал-байт (мир им!) о толковании Корана. Автор приложил немало усилий для извлечения их из разных источников и систематизации —подобно комментарию Нур ас-сакалайн [Свет двух драгоценных камней]. Действительно, два современных друг другу комментария — ал-Бурхан и Нур ас-сакалайн — содержат систематизированную подборку преданий, дошедших от ахл ал-байт. До этого подобная работа не предпринималась. В результате усилий авторов упомянутых сочинений, в распоряжении исследователей Корана оказалось ценное собрание преданий».
В разделе «Критика и порицания» он пишет: «Несмотря на огромные научные старания, приложенные автором ал-Бурхана, эта книга содержит некоторое число недостоверных преданий, содержащих крайние и искажённые взгляды. Представляется, что уважаемый автор не потрудился выявить и отделить недостоверныехадисы, либо просто не довёл это дело до конца. При этом нет сомнений, что наличие недостоверных хадисов не умаляет ценности труда Бухрани. Точно также Бихар ал-анвар [Моря света] Маджлиси содержит недостоверные предания, но это не снижает масштаба усилий автора и вклада, внесённого им шиитскую библиографию».
Итак, подбор и систематизация хадисов — это первый этап. Второй этап — критическое прочтение сочинений по экзегетике, содержащих предания ахл ал-байт, и отделение достоверных хадисов от недостоверных. Третий этап — извлечение общих принципов толкования Корана представителями ахл ал-байт. Айатулла Ма‘рифат в ат-Тафсир ва ал-муфассирун [Комментарий и комментаторы] (с. 330—331) пишет: «Саййид Хашим Бухрани — считается учёным хадисоведом, следующим в русле преданий и собирающим хабары. В подборке преданий он никоим образом не высказывает своего мнения для опровержения, исправления или истолкования преданий, противоречащих здравому смыслу и надёжным вариантам, а также не пытается предпринять логического объединения противоречащих преданий».
При цитировании преданий Бухрани поступает по разному. В одном случае помимо иснада он указывает название и автора источника, в другом случае ограничивается упоминанием только названия и автора источника, в третьем случае он приводит только имя автора. Следует сказать, что временами автор приводит хадисы суннитских передатчиков. В целом же ал-Бурхан считается одним из самых часто используемых шиитских комментариев, основанных на предании.

Источники статьи:
1. СаййидМухсин Амин ‘Амили. А‘йанаш-ши‘а [Выдающиеся деятели шиизма].
2. Саййид Мухаммад ‘Али Айази. ал-Муфассирунхайатухумваманхаджухум.
3. Даират ал-ма‘ариф-и ташайу‘. Т. 3, 4.
4. Ака БузургТехрани. аз-Зари‘а. Т. 3, 18, 24, 25.
5. Данеш-наме-йиКур’анваКур’анпажухи / Подг. Баха ад-ДиномХуррамшахи.
6. Саййид Мухаммад БакирХонсари. Раузат ал-джаннат.