География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Знание книги, аят

«Знание книги» - 43-ий аят суры «Гром», в котором сказано: «И говорят неверующие: «Ты не посланник». Скажи: «Достаточно того, что свидетелем между мной и вами являются Аллах и те, у кого знание Книги».
В многочисленных хадисах от безгрешных имамов из семейства Посланника Аллаха говорится, что под теми, у кого знание Книги, о которых идет речь в этом аяте, подразумеваются Имам Али(а) и остальные имамы. Однажды люди спросили о значении аята у Пророка Мухаммада (с). Он ответил им: «Под теми, у кого знание Книги, подразумевается мой брат Али ибн Аби Талиб».[1]
Имам Бакир(а) ответил: На точно такой же вопрос «Под теми, у кого знание Книги, подразумеваемся мы. Имам Али первый из нас и наилучший после Пророка».[2]
Имам Садик(а) повторял: «Клянусь Аллахом, знание Книги у нас. Клянусь Аллахом, знание Книги у нас».[3]
Имам Али(а) по поводу знаний безгрешных имамов говорил: «Знайте, знание всех пророков от Адама до последнего Пророка находится у семейства последнего Пророка».[4]
Об этом же говорится и в некоторых суннитских источниках. Ибн Магазали передает от Абдуллы ибн Ата: «Мы находились возле Абу Джафара (Имама Бакира) и в это время мимо нас прошел сын Абдуллы ибн Салама. Я спросил Абу Джафара: «Это сын человека, у которого находится знание Книги?» Он ответил: «Нет, им является Али ибн Аби Талиб, во славу которого Аллах ниспосылал аяты Корана».[5]
Абу Саид Худри рассказывает: «Я спросил Посланника Аллаха о значении аята «Достаточно того, что свидетелем между мной и вами являются Аллах и те, у кого знание Книги». Посланник ответил: «В аяте говорится о моем брате Али ибн Аби Талибе». [6]
Аят «Знание книги» подчеркивает, что свидетельство тех, кто обладает знанием Книги, подобно свидетельству самого Всевышнего Аллаха. Оно не дополняет свидетельства Аллаха, так как свидетельства Аллаха достаточно и без дополнительных подтверждений. Но свидетельство тех, у кого знание Книги, такое же убедительное, безошибочное и обязательное для исполнения, как свидетельство Господа. Те, у кого знание Книги, обладают полным и совершенным познанием Священного Корана. Они знают его явный и скрытый смысл, они знают все его предписания. Они лучше кого бы то ни было знают истинное толкование аятов Корана, ведь они являются хранителями его верного смысла. Таким совершенным знанием Книги и безошибочным свидетельством, которое, судя по аяту, подобно свидетельству Господа, обладают только Имам Али и остальные безгрешные имамы из пророческого рода.
Авторы ряда суннитских книг пишут, что в данном аяте речь идет об иудеях и христианах, ведь они в исламской религии считаются обладателями писания, поэтому они и являются теми, у кого знание Книги. В некоторых из их книг сказано, что в аяте говорится о конкретном человеке. Им называется Абдулла ибн Салам – главе иудеев Медины. Но подобные утверждения не имеют под собой никаких разумных оснований. Разве возможно, чтобы Священный Коран приравнивал свидетельство иноверца свидетельству Всевышнего Аллаха? Поэтому единственным толкованием аята является толкование, которое дали ему Посланник Аллаха и безгрешные имамы. Они по праву являются обладателями знания Книги.

Автор

[Макарем, Ширази|Аятолла Макарем Ширази]

  • 1. Тафсир Сафи, т.3, стр.77.
  • 2. Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.225.
  • 3. Аль-кафи, Кулейни, т.1, стр.257.
  • 4. Тафсир Куми, т.1, ст.367.
  • 5. Манакиб, Ибн Магазали, стр.134.
  • 6. Шавахид ат-танзиль, Хаким Хаскани, т.1, стр.307.