География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Айат Ихрадж

Айат 240 суры 2 в одних случаях[1] упоминается под названием Ихрадж («Изгнание»), а в других[2] под названием Имта‘[3]. Этот айат узаконивает обычай времён невежества (джахилиййи) , согласно которому женщина после смерти мужа в течение года не выходила замуж и сидела дома. Он предписывает мужчине завещать своей супруге имущество, за счёт которого можно было бы жить в течение года, и которое передавалось бы ей после его смерти. И женщины в течение этого времени не должны быть изгнанными из своих жилищ. Ноесли женщина по своей инициативе оставляет дом, то наследники её супруга вправе не дать ей того имущества[4]:

«والّذينَ يُتوَفَّونَ مِنكُم و يَذَرونَ أَزوجًا وَصيّةً لاَِزوجِهِم مَتـعًا إِلَى الحَولِ غَيرَ إِخراج فَإِن خَرجنَ فَلا جُناحَ عَليكُم فِى ما فَعلنَ فِى أَنفُسهِنَّ مِن مَعروف واللّهُ عَزيزٌ حَكيمٌ»[5]

«Если кто-либо из вас упокоится и оставит жён, то следует завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не изгоняли из [вашего] дома. А если они сами покинут [ваш дом], то нет греха на вас за то, что они предпримут, согласно Шариату и разуму. Аллах - велик и мудр!»

Согласно хадису от имама Садика (а), изначальное предписание гласило, что после смерти мужа его вдове из оставленного им имущества выделяли определённую долю на её содержание в течение года, и по истечении года её без наследства выдворяли из дома. Но позже эта норма была отменена айатом Ирс, который определил долю женщины в наследовании в случае отсутствия детей как 1/4, а при наличии детей как 1/8. Также в соответствии с хадисом имама Садика (а), айат 234 суры 2, который уменьшил срок ‘идды (срок, в течение которого овдовевшей женщине воспрещается вступление в брак) до четырёх месяцев и десяти дней, тоже отменил вышеприведённое предписание[6].

  • 1. Ибн ʻАраби. Ахкам ал-Кур’ан. Т. 1. С. 207.
  • 2. Маʻарифат. Ат-Тамхид. Т. 2. С. 305.
  • 3. Айат «Надел».
  • 4. Ар-Рази. Равз ал-джинан. Т. 3 С. 326.
  • 5. Коран, 2: 240.
  • 6. Айаши. Т.1. С.129; Ат-Табраси. Маджма‘ ал-байан. Т. 2. С. 602.