География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Хадисоведение в шиизме

В шиитском хадисоведении наряду с термином «хадис» получили распространение некоторые синонимы этого понятия — хабар, риваят (ривайат), асар. Некоторые шиитские учёные считают эти термины полностью взаимозаменяемыми, другие же отмечают, что у каждого из них есть своя специфика. В частности, словом «хабар» называют любое предание о четырнадцати Непорочных, а термином «хадис» - сообщение, содержащее их прямую речь. Здесь важно отметить, что понятие «Сунна» в шиизме включает в себя не только слова, действия или молчаливое согласие с чем-то со стороны пророка Мухаммада, но и речь, поступки и молчаливое согласие тех из Ахл аль-Бейт, кто в шиизме считается безгрешным — то есть Фатимы Захры и двенадцати имамов. Кроме того, термином «хабар» обозначают что-то, переданное от кого-либо из Ахл аль-Бейт, кто был близок к пророку Мухаммаду и двенадцати имамов, однако не обладал качеством непорочности.

Как и в суннитских сборниках, хадисы в шиитских хадисах включают матн (текст, переданный в предании) и иснад (цепочку передатчиков, указанных непосредственно в самом хадисе). Кроме того, у каждого хадиса есть санад (путь, которым хадис дошёл до нас). Для шиитских мухаддисов в разной степени важен и санад, и иснад (доверие к передатчику) и матн — текст хадиса не должен входит в противоречие с Кораном и базовыми положениями шиитского вероучения.

Сборники хадисов

В шиитском исламе существуют свои сборники хадисов, запись которых началась еще во времена пророка Мухаммада. В дальнейшем эти записи легли в основу так называемых «четырёхсот усуль» (асль — текст, записанный непосредственно со слов пророка Мухаммада или кого-либо из Имамов). В этом заключается принципиальное отличие шиитского хадисоведения от суннитского: в основе шиитских сборников лежат по большей части письменные источники, в то время как у суннитов письменная фиксация хадисного материала долгое время была запрещена.

В свою очередь, тексты усуль послужили базой для составления основополагающих шиитских сводов хадисов - «Аль-Кафи» Абу Джафара Мухаммада ибн Йакуба аль-Кулейни (ум. 328 или 329 г. хиджры/939 или 940 г. н.э.), «Ман ля йахдурухуль-факих» Абу Джафара Мухаммада ибн Али ибн Бабавейха аль-Кумми, «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам» за авторством Абу Джафара Мухаммада ибн аль-Хасана ат-Туси.

Следует отметить, что в ходе исторических катаклизмов многие шиитские хадисы были утеряны или целенаправленно уничтожены. Поэтому уже в более позднее время — в 11-12 вв. хиджры (16-17 вв. н.э.) - с целью сохранения и систематизации хадисного материала были созданы всеобъемлющие энциклопедии хадисов:

1. «Китаб аль-джами аль-Вафи» муллы Мухсина Файда аль-Кашани;
2. «Васаил аш-шиа» шейха Мухаммада ибн аль-Хасана аль-Хурр аль-Амили;
3. «Бихар аль-анвар» Алламы Мухаммада Бакира аль-Маджлиси.

В отличие от суннитов, для которых шесть канонических сборников (ас-Сихах ас-ситта) обладают непререкаемым авторитетом, шиитские мухаддисы не считают все хадисы — даже из основных и самых значимых сборников — априори достоверными. Тем самым, каждый отдельный хадис, из какого бы источника он ни был взят, нуждается в проверке на достоверность и определении собственного статуса с точки зрения терминологии, принятой в шиитском хадисоведении.

Разделы науки о хадисах

В шиитском хадисоведении (илм аль-хадис) существуют три основные отрасли знания:

1. Илм дирайат аль-хадис — наука о методах понимания содержания хадисов и о способах выявления их смыслов. В рамках данной дисциплины проводится лексикологический и синтактический анализ хадиса, слова самого пророка Мухаммада или кого-либо из Имамов отделяются от слов, добавленных передатчиком, а также разъясняются шариатские термины, встречающиеся в хадисном материале.
2. Илм ар-ривайа — наука о передаче хадисов, изучающая санад хадисов, их источники и способы их передачи с целью вычленения достоверных хадисов и выбраковки хадисов ненадёжных и вымышленных. Эта наука включает в себя классификацию самих хадисов и выявление тех путей, которыми мог дойти до нас тот или иной хадис.
3. Илм ар-риджал (в переводе с арабского: «наука о мужах») — наука о передатчиках хадисов: об их именах, происхождении, жизненном пути, религиозных и политических убеждениях, особенностях характера и обстоятельствах, при которых они могли или не могли слышать тот или иной хадис. Существует пять книг, которые считаются основолагающими для данной науки: это «Китаб ар-риджал» Абу-ль-Аббаса Ахмада Али ан-Наджаши (ум. 450 г. хиджры/1058 г. н.э.); «Китаб аль-фихрист» и «Китаб ар-риджал» Мухаммада ибн аль-Хасана ат-Туси, являющегося также составителем двух упоминавшихся выше сборников хадисов - «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам»; «Маарифат ахбар ар-риджал» Умара ибн Мухаммада аль-Кашши, «Ад-Дуафа» Ибн аль-Гадаири и Ахмада ибн аль-Хусейна ибн Абдуллы (5 в. хиджры); «Китаб ибн Мандах» Абу Абдуллы Мухаммада ибн Яхъи (ум. 301 г. хиджры/913-14 гг. н.э.), «Хилиат аль-авлийа» Абу Бакра аль-Исфахани (Ум. 581 г. хиджры/1185-86 гг. н.э.), «Аль-Истийаб» Ибн Абд аль-Бирра.

Классификация хадисов

Классификацией хадисного материала занимается дисциплина илм ар-ривайа (наука о передаче хадисов). Наиболее компактная классификация хадисов с точки зрения достоверности цепочки передатчиков выглядит следующим образом:

1. Хадис сахих — достоверный. К этой категории относятся, в частности, хадис мутаватир (переданный через несколько абсолютно автономных и заслуживающих доверия цепочек) и предания из группы хадис ахад («единичный»), которые в каких-то случаях также могут и не быть достоверными. Хадис сахих с точки зрения шиитского хадисоведения — это тот хадис, цепочка передатчиков которого сохранилась полностью от нас до кого-либо из Непорочных, и каждый из этих передатчиков был справедливым и правдивым имамитом и шиитом Ахл аль-Бейт, доверенным лицом кого-либо из Непорочных.
2. Хадис хасан — хороший, т. е. не доходящий до уровня достоверности, однако принимающийся. Это тот хадис, у которого также полностью сохранилась цепочка передатчиков, и все передатчики в цепочке получили хорошую характеристику (мамдух) в книгах по илм ар-риджал, однако не были доверенными людьми двенадцати имамов.
3. Хадис мувассак — заслуживающий доверия, но включающий в цепочку передатчиков людей, которые не принадлежали к числу шиитов Ахл аль-Бейт, однако при этом отличались правдивостью.
4. Хадис даиф — слабый. В таком хадисе цепочка передатчиков является неполной или содержит в себе лжецов и несправедливых людей. К этой группе принадлежат хадисы категории мункар (отвергаемые), однако не все слабые хадисы однозначно подлежат выбраковке.

Автором данной классификации является Аллама Хилли (648-726 гг. хиджры), и появилась она в шиитском мире достаточно поздно, т. е. в 7-8 веке хиджры. Иногда автором указанной выше классификации называют не Алламу Хилли, а его учителя — Ибн Тавуса. До этого шиитские мухаддисы делили хадисы лишь на принимаемые (му'атабар) и отвергаемые (гейр аль-му'атабар) — без более детальной категоризации.

Более развёрнутая классификация хадисов в шиитском хадисоведении выглядит так:

1. Аль-хадис ас-сахих — достоверный;
2. Аль-хадис аль-хасан — хороший;
3. Аль-хадис ад-даиф — слабый;
4. Аль-хадис аль-муснад — с цепочкой передатчиков, восходящей непосредственно к самому пророку Мухаммаду;
5. Аль-хадис аль-муттасил (мавсул) — хадис, все передатчики которого упоминаются самими последующими передатчиками;
6. Аль-хадис аль-марфу' — хадис, цепочка передатчиков которого восходит к одному из Непорочных;
7. Аль-хадис аль-мавкуф — хадис, восходящий к какому-либо из сподвижников Непорочных;
8. Аль-хадис аль-макту' – хадис, рассказанный одним из табиинов;
9. Аль-хадис аль-мункати'— хадис, переданный от одного из табиинов;
10. Аль-хадис аль-мурсал — хадис от кого-либо из известных табиинов, содержащий в себе слова пророка Мухаммада;
11. Аль-хадис аль-му'дал — хадис, у которого отсутствуют две или более цепочек передатчиков;
12. Аль-хадис аль-мудаллас — сфабрикованный хадис с вымышленным текстом или с подложной цепочкой передатчиков;
13. Аль-хадис аш-шазз — хадис, рассказанный правдивым передатчиком, однако противоречащий хадисам, переданным иными заслуживающими доверия людьми;
14. Аль-хадис аль-гариб — странный и необычный хадис, и такие хадисы бывают трёх видов: гариб аль-алфаз — содержащий в себе необычные и непонятные слова; гариб аль-матн — странный по содержанию и гариб ас-санад — необычный с точки зрения цепочки передатчиков.
15. Аль-хадис аль-му'ан'ан — хадис, в котором все передатчики соединены предлогом «от» ('ан);
16. Аль-хадис аль-му'аллак — хадис, в котором отсутствуют имена одного или более передатчиков в самом начале цепочки;
17. Аль-хадис аль-муфрад (аль-вахид) — хадис, дошедший лишь от одного передатчика или от передатчиков, проживающих в одной местности;
18. Аль-хадис аль-мударрадж — хадис, где в текст включены слова передатчика или фразы другого рассказчика;
19. Аль-хадис аль-машхур — хадис, широко известный среди учёных-хадисоведов;
20. Аль-хадис аль-мусаххаф — хадис, текст которого или имя передатчика были изменены из-за сходства с другим текстом;
21. Аль-хадис аль-али — хадис с короткой цепочкой передатчиков;
22. Аль-хадис ан-нази — хадис с длинной цепочкой передатчиков;
23. Аль-хадис аль-мусалсал — хадис, восходящий к одному из Непорочных, все передатчики которого на протяжении всей цепочки отличались высшей степенью правдивости;
24. Аль-хадис аль-мааруф — хадис, широко известный среди рассказчиков;
25. Аль-хадис аль-мункар — отвергаемый хадис;
26. Аль-хадис аль-мазид — хадис, в котором в текст или иснад что-то добавлено по причине сходства с другим хадисом;
27. Аль-хадис ан-насих — хадис пророка Мухаммада, отменяющий предыдущую норму Шариата, зафиксированную в Сунне;
28. Аль-хадис аль-мансух — хадис, отменённый иным хадисом;
29. Аль-хадис аль-макбул — хадис, который применяется исламскими учёными на практике;
30. Аль-хадис аль-мушкил — хадис, содержащий в себе неясные и сомнительные слова или смыслы;
31. Аль-хадис аль-муштарак — хадис, имя одного из передатчиков которого напоминает имя другого передатчика, при том, что один из них правдив и заслуживает доверия, а другой нет;
32. Аль-хадис аль-му'талиф — хадис, имя одного из передатчиков которого может читаться по-разному, хотя пишется одинаково везде, где этот хадис упоминается;
33. Аль-хадис аль-матрух — хадис, противоречащий абсолютно очевидным положениям акыды и Шариата или не поддаётся толкованию;
34. Аль-хадис аль-матрук — хадис, в числе передатчиков которого есть лжецы;
35. Аль-хадис аль-муаввал — хадис, входящий в очевидное противоречие с доводами Корана, Сунны и разума (акль);
36. Аль-хадис аль-мубин — хадис, который следует понимать буквально;
37. Аль-хадис аль-муджмал — хадис, который стоит трактовать аллегорически;
38. Аль-хадис ал-муаллал — хадис, служащий обоснованием конкретной нормы (хукм) Шариата;
39. Аль-хадис аль-мудтариб — хадис, который рассказывался неоднократно и по-разному: менялся или его текст, или цепочка передатчиков;
40. Аль-хадис аль-мухмал — хадис, передатчики которого не упомянуты в книгах по илм ар-риджал;
41. Аль-хадис аль-маджхул — несмотря на непрерывный иснад, способ передачи данного хадиса от одного рассказчика другому (санад) неизвестен;
42. Аль-хадис аль-мавду' — хадис, который был выдуман его собственным рассказчиком;
43. Аль-хадис аль-маклуб — хадис, выдуманный с благими целями, чтобы побудить людей к одобряемому;
44. Аль-хадис аль-ма'сур — хадис, переданный последующими поколениями от своих предков;
45. Аль-хадис аль-кудси — хадис, содержащий в себе прямую речь Аллаха;
46. Аль-хадис аль-мувассак — хадис, некоторые из передатчиков которого были правдивы, однако не являлись шиитами;
47. Аль-хадис аль-мутаватир — хадис, переданный через несколько цепочек, в которых нет общих передатчиков, абсолютно достоверный и надёжно защищённый от фабрикации.

Критерии принятия хадисов

1. Хадисы мутаватир принимаются безоговорочно.
2. Хадисы ахад принимаются в случае, если относятся к категории сахих.
3. Хадисы хасан принимаются.
4. Хадисы мувассак также подлежат принятию: если передатчик отличается правдивостью и честностью, его убеждения не имеют значения.
5. Слабые хадисы отвергаются и при формировании акыды, и при выработке законов Шариата. В обоих указанных случаях им не придаётся значения. Однако однозначно эти хадисы отрицаются не всегда, а только если они противоречат Корану или положениям шиитской акыды. В случае же, когда они не входят в противоречие с Кораном, однако ничем не подтверждаются, содержание хадисов не отвергается, но предписанное в них не вменяется в обязанность. Но категорически запрещено выводить из них шариатские нормы, касающиеся обязательного (ваджиб) и запрещённого (харам).

Источники

Мустафа Авлийаи. И.К.А. Ховард. Хадисоведение. Москва: «Исток», 2010.