География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Очищение, аят

Аят «Очищение»

Отрывок из 33-его аята суры «Сонмы», в котором сказано: «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о ахль аль-бейт (род Пророка), и очистить вас полностью».
Этот великий коранический аят указывает на безгрешность и непорочность семейства Посланника Аллаха (с).
В нем недвусмысленно говорится, что Всевышний Аллах удалил от них всю скверну и полностью очистил их от грехов и ошибок. Таковыми являются безгрешные имамы из пророческого рода, предводители верующих и наставники на истинный путь. Именно поэтому исламская религия повелевает всем мусульманам следовать и подчиняться им, ибо они никогда не введут людей в заблуждение.
Ведь Пророк Ислама множество раз повторял: «О люди, я оставляю среди вас две драгоценности, и если вы будете держаться за них, то никогда не заблудитесь – Книгу Аллаха и мой род».[1]
В исламской традиции семейством и родом (ахль аль-бейт) Пророка Ислама являются его дочь Фатима и двенадцать следующих друг за другом имамов, первый из которых Али, а последний Махди (a). Во главе с самим Посланником Аллаха они являются четырнадцатью непорочными и безгрешными примерами для всего человечества.
Многие сунниты, не признающие руководство пророческого рода над мусульманской общиной, выдвигают различные мнения относительно того, кто же на самом деле относится к семейству и роду Пророка, о котором идет речь в данном аяте. Одни из них говорят, что к семейству Пророка относятся только его жены. Другие утверждают, что жены и все остальные его родственники. Третьи пошли еще дальше, и говорят, что здесь идет речь о сподвижниках. Во всех случаях, когда Всевышний Аллах ниспосылал аяты, требующие толкования,
Посланник Аллаха всегда разъяснял значение и смысл ниспосланных аятов. В случае с данным аятом Пророк так же дал исчерпывающие разъяснения относительно того, о ком идет речь в данном аяте и кто относится к его семейству (ахль аль-бейт). Это было сделано для того, чтобы в дальнейшем мусульмане не погрузились в сомнения и разногласия.
Во многих трудах суннитских ученых приводится следующий хадис, повествующий о событиях, имевших отношение к аяту «Ощищение». Передается от Аишы: «Однажды утром Посланник Аллаха вышел из комнаты, и на нем была накидка. К нему подошел Хасан, и он взял его под накидку. Затем подошел Хусейн, и его он взял под накидку. Потом подошла Фатима, и ее Пророк взял под свою накидку. Затем подошел Али, и его он также взял под накидку. После этого Пророк прочитал следующий аят: «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о ахль аль-бейт, и очистить вас полностью».[2]
Эта же история приводится и другими путями. Когда аят «Очищение» был ниспослан в доме Умм Саламы (другой жены Пророка), Пророк позвал Фатиму, Хасана, Хусейна, а Али стоял за его спиной. После этого он накрыл их своей накидкой и сказал: «Господи, они мое семейство. Удали от них скверну и очисти их полностью». Умм Салама спросила: «О Посланник Аллаха, я из них?» Пророк ответил ей: «Ты на своем месте, и ты в благодати».[3]
Эта история описывается большим количеством суннитских ученых. Среди них Хаким Нишабури, Насаи, Замахшари, Табари, Суюти и другие.
Фахр Рази, после толкования 61-ого аята суры «Семейство Имрана», приводит в своем тафсире данный хадис и пишет: «Знай, этот хадис из тех хадисов, о достоверности которых ученые имеют единодушное мнение». Этот хадис свидетельствует о том, что к семейству (ахль аль-бейт) Пророка Ислама во времена его благородной жизни относились Али, Фатима, Хасан и Хусейн (a). В последующие годы согласно повелению Всевышнего Аллаха, отраженному в завещании Его Посланника, к ним присоединились еще девять потомков Пророка Ислама.
Суюти, Тирмизи, Хаскани и ряд других толкователей Корана и составителей сборников хадисов приводят в своих книгах следующий хадис: «В течение шести месяцев после ниспослания аята «Очищение» каждое утро перед молитвой Пророк подходил к дверям дома Али и Фатимы, и говорил: «Молитва, о мое семейство. Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, и очистить вас полностью».[4]

Доказательства безгрешности семейства Пророка

Итак, данный аят, как уже было сказано выше, указывает на непорочность и безгрешность семейства Пророка. Вследствие этого вполне очевидно, что мусульмане в делах религии после смерти Посланника Аллаха должны ориентироваться на представителей его безгрешного семейства, ибо они никогда не ошибаются и не введут своих последователей в заблуждение. Доказательство непорочности семейства Пророка в этом аяте заключается в следующем:

  1. В аяте использовано слово «иннама», которое в арабском языке, на котором ниспослан Священный Коран, имеет значение «поистине только», и указывает, что Аллах желает удалить скверну только от семейства Пророка и ни от кого больше, и только их полностью очистить от грехов и ошибок.
  2. Воля (желание) Аллаха бывает двух видов – абсолютная (таквини) и законодательная (ташри’и). Абсолютная воля Аллаха заключается в том, что все то, что пожелает Аллах, мгновенно свершается, никто и ничто не может препятствовать этой воле Аллаха. «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается».[5] При законодательной воле, то, что желает Аллах, не свершается мгновенно как при первом виде воле, а зависит от выбора и действия людей. Всевышний изъявил волю, чтобы люди совершали молитву, выплачивали закят, отстранялись от грехов, но это не значит, что по желанию Аллаха все люди сразу же перестанут совершать грехи и начнут выполнять все предписания религии. Законодательный вид воли Аллаха считается с самоопределением и свободой человечества. Другими словами, между первым видом воли Всевышнего и конечной целью нет никакого посредника, и воля Аллаха осуществляется напрямую. А при втором виде воли между волей Аллаха и конечной целью есть посредник – человек, и осуществление воли Аллаха зависит от выбора человека.
    В аяте «Очищение» воля Аллаха, которой он желает очистить семейство Пророка, является абсолютной волей, так как ранее было сказано, что арабское слово «иннама» (поистине только) указывает на то, что Аллах желает удалить скверну лишь от отдельной группы людей – от семейства Пророка. «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о семейство (Пророка)». Если бы в данном аяте воля Аллаха являлась законодательной волей, то в нем не должно было использоваться слово «поистине только». Потому что законодательная воля Аллаха распространяется не на отдельную группу людей, а на все человечество в целом.
  3. Слово «скверна» (в арабском значении «риджс») во многих аятах Корана упоминается как внешняя скверна, так и внутренняя. В данном аяте арабское слово «скверна» использовано с артиклем «аль-джинсия», поэтому охватывает абсолютно все виды внешней и внутренней скверны, к которым в том числе относятся грехи и ошибки. Отсюда вытекает, что Всевышний Аллах полностью очистил семейство Пророка от любых видов скверны, мерзости, грехов, ошибок, сомнений, то есть сделал их безгрешными и непорочными. Эта истина подчеркивается и следующей фразой аята: «И очистить вас полностью».

Претензии по поводу толкования аята

Первая претензия

Семейство Посланника Аллаха не ограничивается только Фатимой, Али, Хасаном, Хусейном и девятью остальными имамами. К его семейству относятся также его жены и другие его родственники.
Ответ
К семье, то есть к близким каждого человека, относятся дети, родители, жены, внуки, ближайшие родственники. Это общечеловеческое понятие и Посланник Аллаха (c) не исключение из этого правила. Его жены, дети, внуки и другие ближайшие родственники являются для него его семьей. С этим никто не спорит. Возможно кто-то думает, что шииты считают иначе, но это не так. Для каждого мужчины его жена и дети бесспорно являются семьей. Но совершенно иначе обстоит дело с выражением «ахль аль-бейт Пророка», которое переводят на русский язык, как семейство Пророка, род Пророка, домочадцы Пророка. В исламской традиции к «ахль аль-бейт Пророка», не в значении традиционной семьи, а в значении непорочного и безгрешного пророческого рода (или семейства), относятся лишь дочь Пророка Фатима и двенадцать имамов
Аят «Очищение», используя выражение «ахль аль-бейт», не подразумевает семью в традиционном общечеловеческом смысле этого слова, в нем идет речь о непорочных руководителях человечества, к которым относятся вышеупомянутые лица.
Сказанное выше отчетливо прослеживается в хадисе, который привели в своих сборниках многие суннитские ученые. После того, как Посланник Аллаха накрыл накидкой Али, Фатиму, Хасана и Хусейна и сказал: «Господи, они мое семейство (ахль аль-бейт). Удали от них скверну и очисти их полностью»,
Умм Салама, жена Пророка, спросила: «Я с ними? Являюсь ли я из них?» Пророк ответил ей: «Ты на своем месте и ты в благодати».[6] Когда Умм Салама задавала свой вопрос, она не имела в виду, являюсь ли я твоей женой, частью твоей семьи. Нет, она имела в виду, отношусь ли я к тем лицам, о которых говорится в данном аяте. И Пророк отвечает ей отказом, то есть ты, несмотря на то, что являешься моей женой, не относишься к моему семейству в том значении, которое имеет в виду этот божественный аят. Подобный хадис в 5-ом томе своего «Сунана» приводит Байхаки, где Пророк дает точно такой же ответ другой своей супруге – Аише.
Джалалуддин Суюти в «Джами ас-сагыр» приводит следующий хадис: «Находясь на смертной одре, Пророк обратился к Фатиме, своей дочери: «Первым человеком, который присоединится ко мне из моего семейства (ахль аль-бейт), будешь ты, а первой из жен будет Зейнаб».[7]
В этом хадисе Посланник Аллаха еще раз четко проводит различие между своими женами и своим семейством (ахль аль-бейт), потому что жены и все остальные родственники это одно, а ахль аль-бейт (семейство, род, домочадцы Пророка) это совершенно другое. Последних избрал сам Всевышний Аллах для того, чтобы они наставляли человечество к вечному счастью после смерти Посланника Аллаха.
В «Сахихе» Муслима приводится хадис от Зейда ибн Аркама: «Его спросили: «Относится ли жена к ахль аль-бейт?» Он ответил: «Нет, так как возможно такое, что муж даст ей развод и она вернется к своему отцу».[8]
Никогда не было такого, чтобы кто-то из жен Посланника Аллаха или из его родственников относили себя к ахль аль-бейт – пророческому роду.
В истории не зафиксировано ни одного подобного случая, когда они заявляли о своей принадлежности к ахль аль-бейт. И напротив, огромное количество исламских хадисов и исторических фактов свидетельствуют о том, что в течение всей своей жизни Посланник Аллаха и каждый из двенадцати имамов напоминали людям, кто на самом деле является семейством Пророка, и какую роль они играют в Исламе и в жизни каждого мусульманина.
Помимо всего сказанного несостоятельность утверждения о том, что жены относятся к семейству Пророка (ахль аль-бейт), отчетливо видна из внешнего смысла самого аята. Данный аят указывает на непорочность и безгрешность семейства Пророка, на их абсолютную внутреннюю чистоту. Будет ли кто-нибудь утверждать, что жены Пророка являются непорочными и безгрешными? Конечно же нет, ведь они такие же обычные люди, как мы с вами. Поэтому никак невозможно подогнать жен Пророка и других его родственников под смысл аята, который несет в себе весть об абсолютной безгрешности.

Вторая претензия

: Если рассмотреть 33-ий аят суры «Сонмы» полностью, то мы увидим, что до и после вышеупомянутого отрывка говорится о женах Посланника Аллаха. Обращение к женам Пророка начинается еще с 28-ого аята. Каким же образом отрывок: «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о семейство (Пророка), и очистить вас полностью» может относиться не к женам Пророка, а к другим лицам?
Ответ:

  1. Во-первых, как уже было сказано ранее, многочисленные и достоверные хадисы свидетельствуют о том, что данный отрывок 33-ого аята относится не к женам Пророка, а к Али, Фатиме, Хасану, Хусейну и к остальным девяти имамам. На это указывает также тот факт, что в данном отрывке идет речь об абсолютной непорочности и непогрешимости, которые присущи вышеупомянутым лицам, и которые отсутствуют у жен Пророка и у остальных людей.
  2. Во-вторых, начиная с 28-ого аята суры «Сонмы» и заканчивая 34-ым аятом этой суры, обращение к женам Пророка идет во множественном числе женского рода. А в том отрывке, который мы рассматриваем, обращение идет во множественном числе мужского рода. Таким образом, в полном соответствии с грамматикой арабского языка, обращение здесь относится не к женам Посланника Аллаха, а относится к ахль аль-бейт. Следует заметить, что в некоторых суннитских сборниках существуют хадисы, указывающие на то, что к семейству Пророка, о котором говорится в данном отрывке аята, относятся одни лишь жены Пророка и никто другой. Данные хадисы находятся в вопиющем противоречии с внешним смыслом самого аята. Потому что, как уже было сказано, обращение в данном отрывке идет во множественном числе мужского рода, и это обращение никак не может быть отнесено к женам. Принимать эти хадисы за правду можно было бы в том случае, если обращение в рассматриваемом нами аяте использовалось во множественном числе женского рода. Поэтому, говорят шиитские исследователи, все подобные хадисы являются более поздними измышлениями.
  3. В-третьих, в Коране имеются аяты, в которых в основной смысловой текст вставлены фразы, не относящиеся к предыдущей и последующей темам. В качестве примера можно привести данный аят. Или же 3-ий аят суры «Трапеза», в котором рассматривается тема запрещенной пищи, но между предложениями вставлен аят о том, что Ислам в день Гадир Хум стал совершенной религией.

Третья претензия

Если утверждения шиитов верные, и в соответствии с данным аятом имамы из семейства Пророка являются безгрешными и непорочными, так как с них была удалена скверна (риджс), то получается, что с каждого, с кого была удалена скверна, также является непорочным. В 11-ом аяте суры «Добыча» сказано: «Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить c вас скверну сатаны, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы». Согласно комментариям к Корану этот аят был ниспослан перед битвой при Бадре, и в нем говорится о воинах-мусульманах, которых было более трехсот человек. Получается, что если с них удалена скверна, то все они являются непорочными и безгрешными.
Ответ
Для того чтобы ответить на данную критику необходимо вновь обратиться к грамматике арабского языка – языка, на котором ниспослан Священный Коран. Между значением слова «скверна», которое употреблено в 33-ем аяте суры «Сонмы», и словом «скверна», использованном в 11-ом аяте суры «Добыча» существует огромная разница. Ибо в суре «Сонмы» это слово употребляется с арабским артиклем «аль-джинсия», и поэтому слово «скверна» охватывает здесь абсолютно все виды внешней и внутренней скверны, к которым относятся многобожие, нечестие, грех, сомнения, ошибки и так далее. А в суре «Добыча» слово «скверна» используется без этого артикля и означает один лишь определенный вид скверны.
Обратившись к толкованиям Корана, несложно узнать, какой именно вид скверны был удален с воинов перед битвой Бадр. В ночь перед битвой Всевышний Аллах послал воинам-мусульманам сон, чтобы те отдохнули и не печалились в бессоннице перед предстоящей битвой. С некоторыми из мусульман во время сна произошла поллюция, и наутро они обнаружили себя в состоянии ритуальной оскверненности.
Милостивый Аллах ниспослал с неба воду, дабы воины совершили большое и малое ритуальные омовения, и очистили себя от скверны сатаны. Поэтому в суре «Добыча» не идет речь о непорочности и непогрешимости, в то время как в рассматриваемом нами отрывке 33-его аята суры «Сонмы» они являются основной темой аята.

  • 1. Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.110.
  • 2. Сахих, Муслим, т.7, стр.130.
  • 3. Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб; Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.6, стр.292.
  • 4. Дурр аль-мансур, Суюти, т.5, стр.199.
  • 5. Сура «Йа Син», аят 82.
  • 6. Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.133; Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб; Кашшаф, Замахшари, т.1, стр.193.
  • 7. Джами ас-сагыр, Суюти, т.1, стр.168.
  • 8. Сахих, Муслим, Книга о достоинствах сподвижников, глава об Али ибн Аби Талибе.