География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Толерантность в Коране

Мирное сосуществование последователей различных религий является одним из воззваний ислама к человечеству.
В многочисленных аятах Священного Корана данное воззвание предстаёт перед нами в самых разных видах, тогда как в предыдущие перед ниспосланием Корана четырнадцать веков мирное сосуществование последователей разных религий даже не рассматривалось. В Коране нет призывов к вражде и ненависти из-за вероубеждений, нет призывов к религиозным войнам, которые, к сожалению, имели место в истории других религий. Ярким примером тому являются средневековые крестовые походы. Ислам не дозволяет своим последователям проявлять неуместную вражду и ненависть к последователям иных религиозных школ. Ислам запрещает оскорбления и нанесение обид людям, не разделяющим убеждения мусульман, считая, что подобные оскорбления не имеют ничего общего с подлинной верой.
Коран порицает группу иудеев и христиан, которые оскорбляли и унижали друг друга, обвиняя друг друга в неверии и в всевозможных грехах. Подобные отношения по логике Корана не влекут за собой ничего, кроме ненависти, вражды, глубоких разногласий и кровавых столкновений: «Иудеи сказали: «Христиане не следуют прямым путём». А христиане сказали: «Иудеи не следуют прямым путём». Все они читают Писание, но слова невежественных людей похожи на их слова. В День воскресения Аллах рассудит их в том, в чём они расходились во мнениях».[1]
Для того чтобы последователи разных религий могли мирно и безмятежно жить рядом друг с другом в Священном Коране имеется ряд рекомендаций и положений, соблюдение которых несомненно облегчит жизнь человечеству. Важнейшие из них будут вкратце рассмотрены далее.

Свобода вероисповедания

Аяты Священного Корана делают ударение на свободе вероисповедания, ведь вера человека и его убеждения не зависят от принуждения и насилия. Вера занимает своё место в сердце и невозможно заставить сердце принять то или иное вероучение.
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения».[2]
«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?»[3]
Одной из главных задач Пророка Мухаммада (с) было донесение божественного воззвания до людей. Пророку надлежало донести воззвание, а принимать его или нет должны были сами люди: «Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует».[4]
«Если бы Аллах пожелал, то они не приобщали бы сотоварищей. Мы не назначили тебя их хранителем, и ты не являешься их попечителем».[5]
Вера в единственность Аллаха, пророческую миссию Посланника Аллаха и во все положения исламского учения не может быть навязана извне. Единственным способом воздействия на умы и сердца может быть только увещевание и приведение логических доводов. Только так можно добиться того, что человек примет исламскую веру. Ислам всегда стремится к тому, чтобы божественные заповеди были должным образом разъяснены и чтобы люди поняли их, а затем по собственной воле и, находясь в здравом уме, уверовали в них.
Одной из составляющих свободы вероисповедания является свободы мысли. Человек свободен в своих мыслях и думах. На страницах последнего небесного писания Всевышний Аллах множество раз указывает на важность размышлений, изысканий и поисков. Он множество раз призывает людей задуматься над тайной своего происхождения и над знамениями окружающего их мироздания. Используя разум, людям надлежит познать пользу и вред, истину и ложь, а затем посредством дарованной им способности к самоопределению встать на путь духовного роста и отказаться от пороков и грехов.
«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?»[6]
«На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?»[7]

Внимание к общим религиозным нормам

С самого начала своего зарождения одной из программ для человечества Ислам назвал мирное сосуществование последователей различных религий. Всевышний Аллах велел Своему пророку искать точки соприкосновения с обладателями прежних писаний, чтобы этим путём уменьшить разногласия и снять напряжённость в отношениях: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придём к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей, и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом».[8] Данный аят – важнейший из аятов, обращённых к последователям небесных религий и призывающих их к плодотворному сотрудничеству. Этот аят отличается от аятов, приведённых в предыдущем пункте. Те аяты призывали человечество к размышлению и последующему принятию Ислама. Но этот аят сосредотачивает внимание на том, чтобы мусульмане, христиане и иудеи могли жить бок о бок друг с другом, сотрудничая в положениях, общих для всех аврамических религий. Исламские исследователи и толкователи Корана утверждают, что данный аят призывает мусульман сотрудничать с обладателями писания даже в самых незначительных моментах, если последние откажутся делать это в основных положениях. Исламская религия ждёт от своих последователей доброго и справедливого отношения к иноверцам, и от них в свою очередь ожидает того же, ибо только так можно добиться спокойной и безмятежной жизни на земле.[9]

Неприятие расизма и национализма

Священный Коран осуждает любые проявления расизма, а также любые националистические идеи, наносящие оскорбления представителям иных наций. Ислам не разделяет идеи о том, что один человек может превосходить другого по расовому, национальному или религиозному признаку. Ислам считает всех людей детьми одного отца и одной матери: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».[10]
Равенство и справедливость являются обязательными условиями мирного сосуществования людей, ведь в ином случае часть человечества всегда будет приписывать себе несуществующее превосходство, что естественно не обрадует другую часть. Расизм и национализм не влекут за собой ничего кроме высокомерия одних людей и униженного положения других, а это в свою очередь является причиной возникновения кризиса в обществе, порой выливающегося в кровавые столкновения. В двадцатом веке человечество пережило две мировые войны с огромным количеством жертв, и у истоков этих войн стояли националистические идеи.
Различия людей в цвете коже, языке и месте жительства ни в коем случае не должны становиться основанием для возвышения одной группы людей над другой. Аллах учит нас в Своей Книге, что существование языковых и национальных различий между людьми является одним из Его знамений, которое должно способствовать познанию людьми друг друга и их Творца. Одни представители человечества могут превосходить других только в богобоязненности, набожности и благочестии. Люди представляют собой единую общину, единое человечество: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание во истине, чтобы рассудить людей в том, в чём они разошлись во мнениях».[11]

Значительное количество аятов Священного Корана обращается не только к мусульманам, но ко всему человечеству, используя такие выражение как «О, сыны Адама»[12] и «О человек».[13]Использование подобных выражений еще раз доказывает, что исламская религия не проводит разницы между людьми. Все они одинаково являются представителями своего вида. Где бы и когда бы они ни жили, на каком бы языке ни общались и каким бы цветом кожи ни обладали, все они люди, и все они произошли от одного мужчины и одной женщины – Адама и Евы.[14]

Открытые диалоги

Исламская религия призывает своих последователей к диалогам и взаимодействию с приверженцами других религий. К диалогам, основанным на взаимоуважении, стремлении к миру и гармонии. К диалогам, далеким от фанатизма и вражды. Беседы и диспуты с иноверцами должны вестись с мудростью и толерантностью: «Если вступаете в диспут с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – один, и мы покоряемся только Ему».[15] В аятах, предшествовавших данному аяту, была затронута тема разговоров и взаимоотношений с язычниками, упрямыми и фанатичными в своём глубоком заблуждении, далёкими от единобожия. Обладателей писания нельзя сравнивать с язычниками, так как иудеи и христиане верует в Единого Творца, до них дошёл призыв пророков и посланников, они знакомы с учением небесных книг, они обладают большей степенью подготовки к восприятию исламского учения. По этой причине Коран указывает на то, что диалог с иудеями и христианами должен отличаться от диалога с язычниками.
Одной из основ конструктивного диалога является проявление уважения к оппоненту и отсутствие малейших проявлений оскорбления, унижения, нанесения обид. Поэтому Коран повелевает мусульманам ни в коем случае не ругать иноверцев и их святыни: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали».[16] Исламская религия должна быть представлена с положительной стороны, поэтому если кто-то из мусульман и испытывает сильное неприятие к язычеству, идолам и многобожникам, то коранические предписания не дозволяют им выплёскивать это неприятие на своих оппонентов из числа язычников. Не пристало правоверному оскорблять людей, даже если они далеки от аврамических религий. Ислам предписывает культуру в общении, мягкость и этикет в беседе с последователями даже самых примитивных верований. И не может быть иначе, так как каждый человек считает свою веру правой и видит свои убеждения единственно верными, а посягательства на них и их оскорбления воспринимает как проявления вражды.

Стремление к примирению

«Если же они отступили от вас, не стали сражаться с вами и предложили вам мир, то Аллах не открывает вам пути против них».[17] Такое повеление даёт мусульманам Всевышний Аллах. Если враг решит прекратить военные действия и предложит перемирие, то мусульманам следует принять их предложение, конечно же, если предложение о мире было искренним и твёрдым решением с их стороны. О причине ниспослания этого аята в трудах по толкованию Священного Корана приводится следующая история. Среди многочисленных арабских племён, населявших Аравийский полуостров в эпоху появления Ислама, жили два племени – Бани Дамра и Ашджа’. У мусульман с племенем Бани Дамра был заключён договор о ненападении, у племени Ашджа’ имелся такой договор с Бани Дамра. В один из дней до мусульман дошли вести, что семьсот человек из племени Ашджа’ под предводительством Масуда ибн Руджайла направляются к Медине. Посланник Аллаха отправил им навстречу своих представителей, чтобы те узнали, что побудило Масуда ибн Руджайла и его людей отправиться к мусульманам. Племя Ашджа’ сообщило, что они пришли заключить с Мухаммадом (с) договор о мире и ненападении. Узнав об этом, Посланник Аллаха отправил им в качестве подарка большое количество фиников. Затем он встретился с главами племени Ашджа’, которые сказали ему, что не желают вражды с мусульманами, так живут рядом с ними, а также не хотят враждовать с врагами мусульман, ибо у них нет для этого достаточных сил. По этой причине, продолжили они, мы хотим заключить с вами договор о мире. В это время Посланник Аллаха получил откровение, в котором содержалось предписание о необходимости принятия предложения о мире.[18]

Соблюдение прав религиозных меньшинств

Ни одна из существующих религий не даёт религиозным и национальным меньшинствам столько прав и свобод, сколько даёт их Ислам. Ислам на территории шариатского государства гарантирует справедливость и соблюдение всех прав не только мусульманам, но и последователям других религий, несмотря на то, что последние не разделяют веру мусульман. Предоставление таких прав является предметом гордости приверженцев Ислама, ведь историческая действительность свидетельствует, что очень часто на территориях, в которых проживали последователи других религий, чинились препятствия иноверцам, и те не имели возможности соблюдать должным образом свою религию, не могли исполнять свои ритуальные обряды. В Исламе существует предписание, согласно которому мусульмане и иноверцы заключают договор и берут на себя двухсторонние обязательства, после чего иноверцы могут спокойно проживать в исламском государстве и гарантированно пользоваться всеми общественными, политическими и религиозными правами, не испытывая при этом каких-либо ущемлений. Каким должно быть отношение к иноверцам и соблюдению их прав описывается в суре «Испытуемая»: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных».[19]
Таким образом, в Исламе не существует никаких преград для того, чтобы религиозные меньшинства, не согласные с учением последней небесной религии, спокойно проживали в своих домах, занимались различной деятельностью и находились под защитой мусульманского правительства. Конечно же, при этом они не должны строить козни против Ислама и его последователей, они не должны нарушать взятые ими обязательства. В этой же суре говорится: «Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками».[20]

Из приведённых выше двух аятов следует, что мусульманам не дозволяется беспричинно враждовать с религиозными меньшинствами. Священный Коран учит, что до тех пор, пока последователи других религий будут соблюдать свои обязательства, не станут попирать права мусульман и не будут сговариваться с неприятелем, они свободны в своей вере и деяниях, и мусульмане обязаны быть справедливыми и дружелюбными к ним. Но если они будут плести заговоры с врагами мусульман, нарушая этим договор, то в этом случае мусульмане будут вынуждены предпринять необходимые меры и пресечь их подрывную деятельность.
Свобода религиозных меньшинств в шариатском государстве действительно велика. К примеру, если кто-либо из обладателей писания совершит деяние, являющееся дозволенным в его религии, но запрещённым в Исламе, например, будет употреблять алкоголь, то никто не станет ему докучать. Никто не будет преследовать его за это деяние. Конечно же в том случае, если он не станет делать это открыто, наплевательски относясь к мусульманским традициям. Если же он сделает это открыто, то к нему естественны будут применены необходимые меры. Если кто-либо из обладателей писания совершит действие, являющееся запрещённым и в его религии, и в Исламе, например, совершит прелюбодеяние или акт гомосексуализма, то шариатский судья будет иметь право применить по отношению к нему соответствующее шариатское наказание. Также он может передать его дело на рассмотрение его религиозного совета, чтобы тот наказал его согласно своим законом.[21]
В исламском праве сказано, если два человека из религиозных меньшинств обратятся к шариатскому судье за разрешением возникшего среди них раздора, то судья имеет выбор – он может вынести решение на основании исламских законов, а также может отказаться браться за это дело, посоветовав им обратиться к их религиозному учёному. Такое положение выведено из Священного Корана, в одном из аятов которого Аллах обращается к Своему пророку: «Если они явятся к тебе, то рассуди их или же откажись от них».[22] Следует заметить, что аят не велит Посланнику Аллаха и шариатскому судье выбирать один из двух путей, исходя из своих личностных интересов. Необходимо принять во внимание все аспекты и условия дела, а в случае необходимости вынести необходимое решение. Если в решении необходимости не будет, то следует отказаться.[23] И во всех случаях обязательно должна соблюдаться справедливость, ибо справедливости в исламской религии придаётся огромное значение.

Признание небесных книг и пророков

В основе исламского вероучения лежит вера в единые и общие цели всех небесных писаний, когда-либо ниспосланных Всевышним Аллахом человечеству. Все небесные книги, с которыми божьи пророки несли людям благую весть, стремились усовершенствовать общество и воспитать духовно богатого человека. Основа всех писаний одна, хотя они и отличаются друг от друга во второстепенных и практических положениях. Подобное отличие обусловлено историческими условиями и иными реалиями, с которыми сталкивалось человечество по мере своего развития. Каждая религия и небесное писание несли людям что-либо новое, поднимая их на новую ступень духовного и материального роста. Священный Коран уважительно отзывается о всех прежних пророках и писаниях, в его аятах подтверждается их божественная природа. Всевышний Аллах говорит Своему пророку: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах».[24] В Коране имеется около двадцати аятов, подтверждающих миссию предыдущих пророков и свидетельствующих о божественной природе Торы и Евангелия.[25]
Традиция Аллаха заключается в том, чтобы каждый посланный к людям пророк подтверждал истинность предыдущего пророка. И чтобы каждое новое писание свидетельствовало о предшествующем писании. Посредством Пророка Исы и Евангелия Всевышний Аллах свидетельствует об истинности Пророка Мусы и Торы: «Вслед за ними Мы отправили Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Торе. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных».[26]

Всеобщий мир

Уже с эпохи Посланника Аллаха (с) исламская религия стремилась к миру и не желала войны. Ислам призывает человечество к всеобщему миру и гармонии, чтобы все люди на земле оставили разногласия, ведущие к кровопролитию и страданиям. Достаточно сказать, что само слово «ислам» является производным от арабского корня «с-л-м», означающего мир, процветание, благополучие, здоровье. Коран взывает ко всему человечеству и зовёт их к миру и благополучию: «О вы, которые уверовали! Входите все в мир и покорность, и не следуйте по стопам сатаны!»[27]
Всевышний Аллах ниспослал откровение, согласно которому Пророк и мусульмане должны заключить с врагами мир, если те пожелают его и откажутся от продолжения неприязни и вражды: «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он – Слышащий, Знающий».[28] Тяга Ислама к миру подтверждается ещё и тем, что Священный Коран предвещает верующих, что оставление вражды, забвение былой неприязни и хорошее отношение к бывшим врагам влечёт за собой не только мир и процветание, но даже дружбу и крепкие отношения: «Может быть, Аллах установит дружбу между вами и теми, с кем вы враждуете. Аллах – Всемогущий. Аллах – Прощающий, Милосердный».[29]
В Исламе иноверцы условно делятся на две группы. К первой группе относятся те, кто враждебно настроен по отношению к мусульманам, кто с оружием в руках посягает на их свободу и жизнь, изгоняет их из жилищ и стремится прибрать к рукам принадлежащее им. Они недруги исламской религии и мусульман, они подтверждают свою вражду к ним словами и делом, они не желают примирения и упорно продолжают строить козни против мусульман. Отношение к таким иноверцам естественно не может быть доброжелательным. Ни один разумный человек не позволит себе слабости перед врагом, ибо в ином случае тот не приемлет нанести удар в спину. Ислам предписывает своим последователям защищать себя и свои ценности от врага, используя при этом все свои возможности. Ярким примером такого врага являлись язычники Мекки, особенно их предводители.
Другую группу составляют иноверцы, не проявляющие вражду и неприязнь к мусульманам. Они относятся к ним с уважением, не оскорбляют их святыни, не нарушают заключённых договоров, не посягают на их жизни, имущество и честь. Такие иноверцы заслуживают ответного уважения и добродушного отношения.[30]
Таким образом, внешняя политика мусульманской общины строится на благожелательном отношении к последователям других религий. Мусульмане стремятся к миру с ними и взаимоуважению. Но в случае вражды с их стороны мусульмане не дадут себя в обиду, и в случае необходимости будут защищаться с оружием в руках.

Борьба с проявлениями религиозного шовинизма

Ряд аятов Священного Корана затрагивает тему противостояния фанатизму и шовинистическим идеям, присущим некоторым из последователей различных религий. Подобные искажённые идеи приводят к возникновению неприязни людей друг к другу, способствуют появлению сильнейших разногласий между представителями разных вер. Последнее небесное писание, разъясняя мусульманам необходимость мирного сосуществования с иноверцами, разъясняет также присущие некоторым из них неправильные мысли и опасные убеждения. Во времена Посланника Аллаха группа иудеев и группа христиан считали лишь себя избранными рабами Аллаха. Иудеи говорили так о себе, христиане соответственно о себе. Каждый из них полагал, что только они близки к Аллаху, что рай небесный уготовлен для них и находится в их ожидании, и что никто кроме них не испытает вечной радости загробного мира. Каждый из них утверждал, что лишь они достойны уважения и почитания, ибо они превосходят всех остальных людей в знаниях, богобоязненности и других нравственных качествах.[31]
«Иудеи и христиане сказали: «Мы – сыны Аллаха и Его возлюбленные». Скажи: «Почему же Он причиняет вам мучения за ваши грехи? О нет! Вы всего лишь одни из людей, которых Он сотворил. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллаху принадлежит власть над небесами, землёй и тем, что между ними, и к Нему предстоит прибытие».[32] Данный аят сводит на нет идеи о превосходстве одних верующих над другими.
В другом аяте сказано: «Они сказали: «Не войдёт в Рай никто, кроме иудеев или христиан». Таковы их мечты. Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду». О нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду от своего Господа. Они не познают страха и не будут опечалены».[33] Таким образом, райские сады ждут всех тех, кто покорился Аллаху, вершил добро и был праведен.
Если религиозный шовинизм захватит умы последователей какой-либо религии или даже части её последователей, то это уничтожит любые попытки других верующих к мирному сосуществованию с иноверцами. В этом случае человечество может забыть о возможности жить в мире, покое и безопасности, так как религиозный шовинизм одних людей будет способствовать возникновению ответного шовинизма в других людях. А это не сулит ничего хорошего, ведь с появлением подобных идей в разы повышается вероятность вспышек насилия и напряжённости. Поэтому Священный Коран прямо или косвенно взывает ко всем религиозным группам, чтобы те не считали избранными только себя. Никто из людей не заключил с Аллахом братского союза, никто из них не превосходит остальных людей. Близости с Аллахом удостоится лишь набожный и благочестивый человек, покорный истине, от принятия которой его не удерживает ни упрямство, ни фанатизм, ни что-либо ещё.

Взаимопомощь

Для всеобщего развития и процветания необходимыми условиями являются взаимопомощь, взаимовыручка и благотворное сотрудничество. Взаимопомощь и сотрудничество должны существовать не только в рамках одной религиозной или национальной общины, но в масштабах всего человечества. Без содействия друг другу в политических, экономических, культурных, социальных и иных сферах человечество не сумеет преодолеть трудности на пути к миру и безмятежной жизни. К взаимопомощи и сотрудничеству людей призывает их разум и внутренняя природа, а Священный Коран подтверждает истинность их призыва. Коран настоятельно советует оказывать помощь друг другу в благе и ни в коем случае не сотрудничать в пороке и грехе: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде».[34] Усердие в установлении справедливости, равенства, мира, безопасности, процветания относятся к упомянутым в аяте благочестию и богобоязненности. Также к ним относятся борьба с тиранией, эксплуатаций, агрессией, расовой и национальной дискриминацией, а также стремление к распространению набожности и благочестия, близости людей к Творцу. В этом человечество должно помогать друг другу. Они не должны содействовать распространению нечестия, насилия, порока и грехов.[35]

Автор статьи: Аятолла Хадави Техрани

  • 1. Сура «Корова», аят 113.
  • 2. Сура «Корова», аят 256.
  • 3. Сура «Йунус», аят 99.
  • 4. Сура «Пещера», аят 29.
  • 5. Сура «Скот», аят 107.
  • 6. Сура «Разъяснены», аят 53.
  • 7. Сура «Рассеивающие», аяты 20-21.
  • 8. Сура «Семейство Имрана», аят 64.
  • 9. Намуне, Аятолла Макарем Ширази, т.2, стр.450.
  • 10. Сура «Комнаты», аят 13.
  • 11. Сура «Корова», аят 213.
  • 12. Сура «Преграды», аяты 26, 27, 35, 172; сура «Перенёс ночью», аят 70.
  • 13. Сура «Раскалывание», аят 6, а также около 60-ти других аятов.
  • 14. Ан-низам ад-даули аль-джадид, Ясир Абу Шабана, стр.542.
  • 15. Сура «Паук», аят 46.
  • 16. Сура «Скот», аят 108.
  • 17. Сура «Женщины», аят 90.
  • 18. Намуне, Аятолла Макарем Ширази, т.4, стр.54.
  • 19. Сура «Испытуемая», аят 8.
  • 20. Сура «Испытуемая», аят 9.
  • 21. Основы исламского государства, Аятолла Джафар Собхани, стр.526-530.
  • 22. Сура «Трапеза», аят 42.
  • 23. Намуне, Аятолла Макарем Ширази, т.4, стр.386.
  • 24. Сура «Трапеза», аят 48.
  • 25. К некоторым и этих аятов относятся: Сура «Семейство Имрана», аят 50: «Я пришёл, чтобы подтвердить истинность того, что было в Торе до меня». Сура «Женщины», аят 47: «О те, кому было дано Писание! Уверуйте в то, что Мы ниспослали в подтверждение того, что есть у вас». Сура «Ряды», аят 6: «А вот Иса, сын Марьям, сказал: «О сыны Исраила! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Торе до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придёт после меня, имя которого будет Мухаммад». Сура «Корова», аят 89: «К ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее правдивость того, что было у них». Сура «Корова», аят 101: «Когда к ним пришёл Посланник от Аллаха, подтвердивший правдивость того, что было у них».
  • 26. Сура «Трапеза», аят 46.
  • 27. Сура «Корова», аят 208.
  • 28. Сура «Добыча», аят 61.
  • 29. Сура «Испытуемая», аят 7.
  • 30. Намуне, Аятолла Макарем Ширази, т.22, стр.31-32.
  • 31. Мирное сосуществование религий, Мухаммад Шабстари.
  • 32. Сура «Трапеза», аят 18.
  • 33. Сура «Корова», аяты 111-112.
  • 34. Сура «Трапеза», аят 2.
  • 35. Политическое право, Аббас Амид Занджани, т.3, стр.441-461.