География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Родственные связи

Родственники имеют между собой кровные связи, дарованные им Всевышним Аллахом, который навсегда связал их между со-бой. Родственники – ветви одного дерева, плоды одного сада. Их связь заложена в них с самого рождения, а разрывание этой связи и прекращение отношений с родными людьми влечет за собой семейные беды, которые порой перерастают в беды всего общества. Если родственные отношения разрываются без причины, то подобное деяние находит осуждение не только в религии, но и в морали любого общества, даже если его представители не имеют веры в Творца. Если же разрыв отношений между родственниками основан на какой-либо причине, пусть даже и уважительной, то всегда существует возможность исправить положение и улучшить взаимоотношения между близкими людьми. И ни в коем случае не нужно упускать эту возможность, ведь, как говорил Имам Али (да будет мир с ним): «Отношения между родственниками влекут за собой их любовь друг к другу».[1]
В другом хадисе сказано: «Поддерживание родственных связей – причина любви, которую испытывают к человеку его семья и родные».[2] Для всех людей предельно очевидно, что разрывание связей между родственниками и холод в их отношениях способствует возникновению вражды и черствости сердец, которые по мнению любой религии считаются столь нежелательными спутниками верующего человека. Поэтому исламская религия предписывает своим последователям стараться сохранить связи даже с теми родственниками, которые сами разрывают с вами всяческие связи. Подобное старание воспринимается в Исламе как жертвенность ради высшей цели.
Отношения между родственниками не ограничены какими-либо рамками. Даже самое незначительное внимание к родне
считается проявлением к ним уважения и укреплением кровных уз. Имам Садик (да будет мир с ним) говорил мусульманам: «Укрепляйте ваши связи с родственниками, пусть даже посредством глотка воды».[3]
В другом известном хадисе сказано: «Крепите родственные узы, делайте это, даже здороваясь с родственниками».[4] Это очень простое предписание. Но, несмотря на кажущуюся простоту, оно способно привнести в отношения между родными людьми огромное число положительных моментов. В некоторых случаях близкие люди перестают навещать друг друга и видеть своих родственников вследствие завышенных ожиданий какой-либо из сторон, или же по причине больших финансовых затрат, которые необходимы для того, чтобы накрыть шикарный стол, купить дорогие подарки, или же из-за банального недостатка времени. Тогда как приведенные выше хадисы от безгрешных предводителей исламской общины указывают, что в подобных случаях можно и нужно удовлетвориться малым. Ведь можно же присесть на несколько минут и узнать о делах и здоровье своего дяди, двоюродного брата, племянника и так далее. Ведь не так уж и много затрат в обычной чашке чая, в беседе за распитием которого можно многое рассказать и столько же узнать о близких людях. И даже проходя мимо дома своей родни, можно, стоя возле двери, искренне поприветствовать родственников и передать им привет от своих домашних. Ведь порой эти мелочи способствует более близким и крепким отношениям.

Результат родственных отношений

Поддерживание родственных уз влечет за собой огромное количество благ и в этом мире, и в мире загробном. В мусульманских сборниках хадисов имеется большое число указаний на эту тему. Во множестве хадисов повествуется о различной пользе и выгоде, берущих свое начало в укреплении отношений между родственниками. Ограничимся лишь несколькими примерами. Имам Бакир (да будет мир с ним) сказал однажды: «Укрепление родственных уз и уважение к родственникам обернется пятью благами: очищением деяний (и их принятием Аллахом), увеличением имущества, устранением бед, легкостью расчета в Судный день и продлением жизни».[5] Как следует из этого хадиса, некоторые из перечисленных в нем благ будут дарованы человеку уже в этом мире, а некоторые из них обрадуют его в Судный день.
От Имама Садика передаются следующие слова: «Укрепление связей между родственниками служит щедрости и великодушию, улучшению нрава, чистоте души, оно увеличивает надел и отсрочивает наступление смерти».[6] В этом благом деянии заложено столько благ для человека, оно настолько радует Всевышнего Аллаха, что ради этого Он даже изменяет предопределение и в качестве награды дарует человеку долгую жизнь. И наоборот, обрывание родственных связей и прекращение отношений между родственниками настолько ненавистны Аллаху, что могут повлечь за собой непродолжительную жизнь, а затем и неприятное положение в загробном мире. Внимательно прочтите следующий хадис, в котором Имам Садик наставлял мусульман: «Мы не знаем чего-либо, что продлевает жизнь человека в этом мире, кроме укрепления родственных уз. Случается так, что до смерти человеку остается всего три года жизни, однако он постоянно поддерживает отношения со своими родственниками и уважает их. По этой причине Аллах дарует ему еще тридцать лет жизни, и человек остается в живых еще на тридцать три года. Однако бывает так, что человеку предстоит жить тридцать три года. Но из-за того, что он разорвал родственные узы и прекратил отношения с родственниками его смерть наступает уже через три года».[7] Мало того что этот человек проживет короткую жизнь, он еще и лишит себя счастливого удела в загробном мире. Ведь не просто так Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил, что отрекающийся от своих родственников не войдет в райские сады.

Отношения со всеми родственниками

Мусульманину предписано укреплять родственные связи не только с богобоязненными и набожными родственниками с чистыми сердцами. Укрепление родственных связей это морально-нравственная обязанность, распространяющаяся даже на тех родственников, которые по каким-либо причинам оступились и совершают грехи. Ведь возможно, что вследствие посещения набожными людьми своих грешных родственников последние одумаются и встанут на путь исправления. Возможно под воздействием общения со своими благочестивыми родителями, братьями, дядями, племянниками они оставят совершение греховных поступков и всем сердцем устремятся к Всевышнему Аллаху. Даже если этого не произойдет, то отношения с грешными родственниками могут поспособствовать тому, что они не скатятся в пучину еще большего греха.
Отношения с родней необходимо поддерживать в любом случае, даже если они не разделяют наших вероубеждений. Однажды один из последователей Имама Садика (да будет мир с ним) спросил его: «Некоторые из моих родственников не веруют в то, во что верую я, они имеют совсем иные мысли. Имеют ли они права по отношению ко мне?» Имам ответил ему: «Да, имеют. Ничто не может аннулировать их право на родственные от-ношения с тобой. Если же родственники разделяют с тобой твою веру, то они имеют к тебе два права – право родственника и право брата по вере».[8]
Даже если родственники станут причинять нам мучения и будут негативно относиться к нам, то и в этом случае мы не имеем права разрывать с ними родственные узы. Однажды некий человек подошел к Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и его род) и обратился к нему: «О Посланник Аллаха! У меня есть родственники, с которыми я стараюсь поддерживать связи и родственные отношения, но они постоянно причиняют мне страдания. Поэтому я долго думал и решил порвать с ними связь». Посланник Аллаха сказал ему в ответ: «Тогда Аллах порвет связь с тобой». Человек спросил: «Что же мне делать»? Посланник Аллаха сказал ему: «Одари того, кто лишил тебя чего-либо. Установи отношения с тем, кто порвал связи с тобой. Прости того, кто причинил тебе несправедливость. Если ты будешь поступать таким образом, то Аллах всегда будет поддерживать тебя».[9]
По этому же поводу в хадисе от Имама Али (да будет мир с ним) говорится: «Поддерживайте родственные связи даже с теми родственниками, которые разорвали с вами все отношения».[10]

Автор

Макарема Ширази
из книги "Исламская нравственность"

  • 1. Гурар аль-хикам, Абдуль-вахид Амуди
  • 2. Аль-кафи, Мухаммад Кулейни
  • 3. Аль-кафи, Мухаммад Кулейни
  • 4. Аль-кафи, Мухаммад Кулейни
  • 5. Аль-кафи, Мухаммад Кулейни
  • 6. Аль-кафи, Мухаммад Кулейни
  • 7. Аль-кафи, Мухаммад Кулейни
  • 8. Мизан аль-хикма, Мухаммад Рейшахри
  • 9. Бихар аль-анвар, Алламе Маджлиси
  • 10. Бихар аль-анвар, Алламе Маджлиси