География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Кумми,Али

Али бин Ибрахим бин Хашим Абу-л-Хасан ал-Кумми. Шиитский комментатор Корана, факих, мухаддис и историк, учитель ал-Кулини . Последний родился, вероятно, до 260/874 г. и умер в Багдаде в 329/941 г.[1]. Отсюда можно заключить, что 'Али бин Ибрахим родился приблизительно в 30-40-х годах 111/40-50-х годах IX в. в г., Кумме, куда перебрался из Куфы еще его отец. Точную дату его смерти источники не сообщают, однако известно, что в 307/920 г. 'Али бин Ибрахим был еще жив: в тот год он дал письменное разрешение на распространение своих книг и рассказов одному из шиитских ученых[2]. Аналогичное письменное разрешение 'Али бин Ибрахим давал Алиду Абу Мухаммаду ал-Хасану бин Хамзе бин 'Али, умершему в Багдаде в 358/969г.[3].
'Али бин Ибрахим принадлежал к куммской школе ученых шиитов. Об этом свидетельствует круг его информаторов и характер передаваемого материала. Большинство его информаторов -куммийцы, причем жившие не только в Кумме, но и в Багдаде, в Куфе. Одним из его учителей был ар-Раййан бин ас-Салт Абу 'Али ал-Аш'ари ал-Кумми, автор книги, в которой были собраны высказывания имама 'Али ар-Риды о разнице между родом Мухаммада и мусульманской общиной[4]. Другим его учителем был шейх «куммийцев» 'Абдаллах бин Джа'фар ал-Химйари ал-Кумми, перебравшийся в Куфу после 290/903 г. (ум. около 300/912 г.). Среди лиц, со слов которых 'Али бин Ибрахим передавал рассказы, источники упоминают куммских мухаддисов ал-Хасана бин Мусу ал-Хашшаба (ум., вероятно, в 70-х годах Ш/80-х годах IX в.), ал-'Аббаса бин Ма'-руфа Абу-л-Фадла ал-Кумми(сподвижник имама 'Али ар-Риды) [5], «крайнего» шиита из Куфы Мухаммада бин 'Али Абу Самину ас-Сайрафи[6]и др.
Учеником 'Али бин Ибрахима был Мухаммад бин ал-Хасан бин Бундар ал-Кумми, на автограф сочинения которого китаб би-хатт Мухаммад бин ал-Хасан бин Бундар) ссылался ал-Кашши[7]. Ал-Кашши приводит из этого сочинения рассказ о Хишаме бин Ибрахиме ал-'Аббаси, служившем хаджибом у имама 'Али ар-Риды по заданию Харуна ар-Рашида и доносивше последнему об Алидах, за что ар-Рида заклеймил его как еретика[8]. Этот рассказ Мухаммад бин ал-Хасан бин Бундар привел в изложении 'Али бин Ибрахима, который, в свою очередь, ссылался на своего учителя, упомянутого выше куммийца ар-Раййана бин ас-Салта ал-Aш'ари. Несмотря на то что история с Хишамом бин Ибрахимом была известна в передаче многих авторитетных ученых-шиитов Багдада и Куфы, куммские авторы отдавали предпочтение своим местным авторитетам и тем самым утверждали свое отношение к этим событиям.
Шиитские источники характеризуют 'Али бин Ибрахима как: «надежного», «авторитетного» передатчика «достоверных хадисов» и как автора многочисленных сочинений, придерживавшегося «истинного (т. е. имамитского) толка»[9].
Источники упоминают свыше [10] сочинений 'Али бин Ибрахима. Среди них:
1. Китаб ал-магази («Военные походы Пророка»);
2. Китаб курб ал-иснад («Близость иснада к имамам»);
3. Китаб фада'ил амир ал-му'минин («О достоинствах повелителя верующих Али бин Аби Талиба»);
4. Китаб ал-анбийа' («О пророках»);
5. Китаб ал-манакиб («О похвальных качествах»);
6. Рисапа фи ма'на Хишам ва Йунус («Послание о смысле полемики
Хишама бин ал-Хакама и Йунуса бин 'Абд ар-Рахмана»)-в этом послании разъяснялись полемика между двумя известными шиитскими теологами и недостатки их аргументов10;
7. Китаб тазвидж ал-Ма'мун Умм ал-Фадл («О выдаче замуж ал-Ма'муном Умм ал-Фадл»)[11];
8.Китаб ихтийар ал-Кур'ан ва ривай-атихи («Избранность Корана и передача его»);
9. Тафсир ал-Кур'ан («Комментарий к Корану»);
10. Китаб ан-насих ва-л-мансух («Книга об отменяющем и отмененном стихах Корана»);
11. Китаб. ат-таухид ва-ш-ширк («Книга о единобожии и многобожии»).
Из перечисленных сочинений 'Али бин Ибрахима до нас дошел только «Комментарий к Корану», неоднократно издававшийся в Иране. В оценке этого сочинения мнения исламоведов расходятся [12].

  • 1. 1 Ivanоw,Ibn Qaddah, 10.
  • 2. Техрани, Табакат, 167.
  • 3. Наджаши, Риджал, 197-198.
  • 4. О нем см. там же, 125-126.
  • 5. О нем см. там же, 215-216.
  • 6. Там же, 255-256. Более полный перечень его информаторов см.: Техрани Табакат, 168.
  • 7. Кашши,Риджал, 118, 193, 421
  • 8. Там же, 422.
  • 9. Нaджаши, Риджал, 197.
  • 10. Техрани,Мусаффи, 268-269.
  • 11. Ат-Туси (Фихрист, 115) называет это не книгой, а хадисом, который передавал 'Али бин Ибрахим.
  • 12. Резкое суждение Т. Нёльдеке («убогое сплетение лжи и глупости») опро- вергает Р. Штротманн (Zwölfer-Schi'а, 153). См. об этом: GAL, Bd 1, 192; SBd 1, 336.