География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Садр,Муса


Аятолла Сейед Муса Садр (араб. الشيد موسى الصدر‎‎; перс. سيد موسى صدر‎; Кум, Иран, 15 апреля 1928 — Пропал бесследно в Ливии, 31 августа 1978) Иранский и ливанский шиитский политический и духовный деятель, богослов и философ.

Рождение и ранняя деятельность

Сейед Муса родился в городе Кум, в семье Аятоллы Сейеда Садруддина аль-Садра. Там же окончил школу и потом отправился в Тегеране, где успешно окончил университет по направлению политологии и фикха в 1956.
Сейед Муса также прошел учебу в Наджафе, где его наставниками были Аятоллы Сейед Мухсин аль-Хаким и Абдуль-Касим аль-Хойи. В 1955 году первый раз навестил Ливан, в Тире он встретился с Аятоллой Абдуль-Хуссайном Шарафуддином, наставником шиитской общины. Сейед Муса произвел высокое впечатление на самого Аятоллу и на всех видных представителей местной общины. После смерти Аятоллы Шарафуддина представители местной общины отправили письмо к Сейеду Мусе в Кум с просьбой вернутся в Ливан и стать их наставником.
Сейед Муса наконец вернулся в Ливан в 1959 году. С этого времени Сейед Муса постоянно путешествовал, особенно по югу Ливана, пытался основывать школы и больницы, проповедовал уменьшение межрелигиозной розни, также посещал деревни христиан и алавитов в южном Ливане.

Основание Верховного Совета Мусульман-Шиитов

В 1965 г. Сейед Муса потребовал основать специальный совет для нужд мусульман-шиитов. После ряда совещаний, с разрешения президента и парламента, в 1967 г. был основан Верховный совет мусульман-шиитов (араб. المجلس الإسلامي الشيعي الأعلى‎‎). в 1969 г. Сейед Муса был избран руководителем Верховного Совета Мусульман-Шиитов. Первым значительным шагом против межконфессиональной розни стала фетва Сейеда Мусы об алавитах в 1973 г., обьявлявшая всех алавитов, веруюших в единого бога, мусульманами (до сих пор Алавиты рассматривались как еретики).

Начало гражданской войны

В 1974 г. Сейед Муса основал «Движение угнетенных» (араб. حركة المحرومين‎‎). Он также попытался помешать росту межконфессиальной розни, но его мероприятия не увенчались успехом, и весной 1975 г. межконфессиональная рознь вылилась в гражданскую войну. Вооруженное крыло «Движения угнетенных», Амаль изначально участвовало в боях против Ливанского фронта, но, так как конфликт начал принимать все более и более религиозный характер и начались межконфессиональные расправы, Сейед Муса настаивал на религиозной терпимости и указывал на недопустимость межконфессиональных расправ . Амаль прекратил участие в боях с 25 октября 1976, после принятия на Арабском саммите в Каире решения о прекращении противостояния в Ливане.

Исчезновение

После начала второй фазы гражданской войны весной 1978, Сейед Муса стал активно искать пути для урегулирования конфликта. Он отправился сперва в Сирию, а 25 августа 1978, с Шейхом Мухаммадом Йакубом и журналистом Аббасом Бадруддином — прибыл в Ливию для переговоров с Каддафи. След всех троих затерялся 31 августа 1978, после встречи с Каддафи. Правительство Ливии обьявило, что Сейед Муса отправился в Италию и в качестве доказательства предоставило личные вещи Сейеда Мусы, найденные в одной из Римских гостиниц. Италия отрицает это и настаивает на то, что личные вещи были доставлены в гостиницу ливийскими спецслужбами. Ливанский Парламент обвиняет Каддафи в похищение Сейеда Мусы .
В феврале 1982 г. Хамза Акиль Хамие, член группировки Амаль, вторгся в самолет Кувейт — Бейрут — Триполи и потребовал от ливийского правительства информацию о местонахождении Сейеда Мусы и его немедленного освобождения.
Согласно Абдуль-Муниму аль-Хуни, бывшим представителем Ливии в Арабскую лигу, Сейед Муса был застрелен по личному приказу Каддафи в тюрьме возле города Сабха в 1978 г. Но согласно семьи Сейеда Мусы он еше жив и находится в вышеназванной тюрьме.