ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ. УРОК ВТОРОЙ

На прошлом уроке мы дали определение философии согласно терминологии мусульман. Теперь в целях краткого ознакомления нам необходимо рассказать и о некоторых других определениях философии. 
Но прежде чем приступить к изложению новых определении философии нам необходимо указать на одну историческую ошибку, ставшую источником и другой ошибки. 

То, что за физикой, метафизика.
Аристотель был первым мыслителем, который понял, что есть ряд проблем, кои не вмещаются в рамки ни одной науки, независи­мо от того, физическая это наука, или математическая, или этичес­кая, или логическая, и необходимо признать их принадлежащими к другой отдельной науке. Быть может, он является первым мысли­телем, который определил, что ось, объединяющая эти проблемы вокруг себя в качестве своих акциденций и состояний, есть «сущее как таковое». Возможно, он первый мыслитель, который открыл соединяющий принцип и факторы родства проблем каждой науки Друг с другом. Критерием их различения с проблемами других наук является то, что называется предметом науки. 
Разумеется, проблемы этой науки впоследствии расширились и она, как любая другая наука, получила значительное развитие. Этот вопрос проясняется сравнением метафизики Аристотеля с мета­физикой Ибн Сины, не говоря уже о метафизике главы теософов — Садраддина Ширази. Но, во всяком случае, Аристотель был пер­вым мыслителем, открывшим эту науку в качестве самостоятель­ной науки и определившим ее особое место среди других наук. Но Аристотель никак не назвал эту науку. В последующем тру­ды Аристотеля были собраны в некоем роде энциклопедии. Этот раздел по порядку следовал за разделом физики. И поскольку он не имел особого названия, постольку стал известен как метафизика, т.е. то, что за физикой. Слово «метафизика» арабскими переводчи­ками было переведено как «ма ба’д ат-таби’а». Постепенно забы­лось, что это название было дано этой науке потому, что она в кор­пусе книг Аристотеля находилась после книг по физике. Утвержда­лось такое мнение, что эта наука названа так потому, что ее про­блемы, по меньшей мере, некоторые из них, вроде: Бог и абстракт­ные разумы, — находятся за природой. Поэтому для таких мыслите­лей как Ибн Сина стал предметом обсуждения вопрос о том, что эта наука должна была называться «ма кабла ат-таби’а» (то, что до физики), а не «ма ба’д ат-таби’а» (то, что за физикой), ибо если она названа этим именем в связи с тем, что охватывает обсужде­ние проблемы Бога, то Бог предшествует природе, а не следует за природой.[1] 
В последующие времена эта словесная и переводческая ошиб­ка среди некоторых новых философов завершилась смысловой ошиб­кой. Большая группа европейских ученых слово «ма ба’д ат-та­би’а» считали равнозначным слову «ма вара ат-таби’а» (то, что вне природы) и предположили, что предмет этой науки суть явле­ния, находящиеся вне природы. Между тем, как мы узнали, пред­мет этой науки охватывает и природу, и то, что вне природы, ив конечном счете все, что существует. Во всяком случае, эта группа ошибочно так определила эту науку: метафизика есть наука, кото­рая изучает только Бога и абстрагированные от материи явления. 

Философия в новом времени
Как мы знаем, поворотный момент в новом времени по отноше­нию к старому времени начался с шестнадцатого века и осуществ­лялся благодаря той группе, во главе которой стояли француз Де­карт и англичанин Бэкон. В силу этого силлогический и умозритель­ный метод в науке уступил свое место опытному и чувственному методу Естественные науки всецело вышли за пределы силлоги­ческого метода и вступили в сферу опытного метода. Математика приобрела статус полусиллогической, полуопытной науки. 
После этого процесса у некоторых возникла мысль о том, что силлогический метод ни при каких обстоятельствах не заслужива­ет доверия. Стало быть, если некая наука недоступна опыту и прак­тическому эксперименту и желает пользоваться исключительно силлогическим методом, то она не имеет никаких оснований. По­скольку наука метафизики такова, т.е. в ней нет места опыту и экс­перименту, постольку она не имеет никакой ценности, т.е. пробле­мы этой науки ни с точки зрения отрицания, ни с точки зрения ут­верждения не подлежат исследованию и изучению. Эта группа об­вела красной линией ту науку, которая некогда стояла на голову выше всех наук, считалась благороднее всех их и называлась ца­рицей наук. С точки зрения этой группы, не существует никакой науки под названием «наука метафизики», «первая философия» или еще каким-либо другим названием. Воистину эта группа отняла у человечества наиболее идейные проблемы, являющиеся предме­тами потребности разума. 
Другая группа претендовала, что силлогический метод являет­ся недостоверным не везде. В метафизике и науке этике непремен­но им надо пользоваться. Эта группа создала новую терминологию и назвала «наукой» то, что поддается исследованию путем опытно­го метода. То, что должно изучаться средствами силлогического метода, включая метафизику, этику, логику и т.п., этой группой на­звано философией. Стало быть, определение философии по терми­нологии этой группы таково: «Философия — это науки, исследуемые исключительно силлогическими методами и в которых опыт и прак­тический эксперимент не имеют места». 
По этой точке зрения, сходной с точкой зрения древних ученых, слово «философия» есть нарицательное (общее), а не собственное имя, т.е. оно не название одной отдельной науки, а имя, которое охватывает несколько наук. Но согласно этой терминологии круг философии, безусловно, уже, чем по терминологии древних, ибо он охватывает только науку метафизики, науку этики, науку логики, науку права и иногда некоторые другие науки. Что же касается математики и физики, то они, в отличие от терминологии древних, охватывавшей математику и физику, оказываются за этим кругом. 
Первая группа, полностью отрицавшая метафизику, не призна­вавшая силлогический метод и считавшая достоверными только конкретные и опытные науки, постепенно склонилась к тому, что если все существующее ограничивается опытными науками (про­блемы этих наук также являются частными, т.е. относятся к осо­бым предметам), то мы полностью лишаемся общего познания мира, на что претендовала метафизика, или первая философия. Поэтому у них возникла новая идея, сводившаяся к основанию «на­учной философии», т.е. философии, которая стопроцентно опирает­ся на науку. В этой философии на основе сравнения наук друг с дру­гом, соединения их проблем с другими проблемами, открытия осо­бого вида связи и общности между законами и проблемами наук возникает целый ряд более общих проблем. Эти наиболее общие проблемы ими были названы философией. Француз Огюст Конт и англичанин Герберт Спенсер стали придерживаться этого подхода. Философия с точки зрения этой группы более не была наукой, которая как по предмету, так и по основоположениям признавалась бы самостоятельной отраслью знания, ибо предметом той науки было «сущее как таковое», а началами ее, по крайней мере, главны­ми ее началами, были первичные самоочевидные принципы. Она стала наукой, задачей которой было исследование результатов дру­гих наук, установление связей между ними и извлечение наиболее общих проблем из более ограниченных проблем науки. 
Позитивная философия француза Огюста Конта и синтетичес­кая философия англичанина Герберта Спенсера относятся к этому виду философии. 
По мнению этой группы, философия не есть наука, отделенная от всех других наук. Напротив, отношение наук к философии отно­сится к роду отношения одного уровня познания к другому более совершенному уровню познания об одной и той же вещи, т.е. фило­софия есть более широкое и более общее познание той же вещи, которая является предметом постижения и познания наук. 
Некоторые другие, как Кант, прежде всего, считали необходи­мым исследование о самом познании и о силе, которая есть источник этого познания, т.е. о разуме. Они занялись критическим ана­лизом и критикой человеческого разума, и свои исследования на­звали философией, или критической философией — Critical Philosophy. 
Безусловно, и эта философия, кроме общности названия, не име­ет ничего общего с тем, что древние называли философией. Она не имеет ничего общего также с позитивной философией Конта и син­тетической философией Спенсера, кроме как общности понятия, философия Канта ближе к логике, которая есть особый вид мыслеведения, чем к философии, которая представляет собой миропознание. 
В европейском мире то, что было «не-наукой», т.е. не вмеща­лось ни в одну особую науку, но в то же время представляло собой некую теорию о мире или человеке, или обществе, постепенно ста­ло называться философией. 
Если кто-то соберет все «-измы», называемые в Европе и Аме­рике философией, и получит определение их всех, то увидит, что у них нет никаких общих признаков, кроме как быть «не-наукой». Указанное количество фактов приведено в качестве примера, дабы мы знали, что различие между древней философией и новыми фи­лософиями не относится к разряду различий древних и новых наук. 
Древняя наука и новая наука (например, древняя медицина и но­вая медицина, древняя геометрия и новая геометрия, древняя на­ука о душе и новая наука о душе, древняя фитология и новая бота­ника и др.) не имеют сущностного различия, т.е. дело обстоит не так, чтобы, например, слово «медицина» в древности было бы на­званием одной науки, а в новое время — наименованием некоей дру­гой науки. Древняя медицина и современная медицина — обе име­ют одно единое определение. Медицина, во всяком случае, пред­ставляет собой познание состояний и проявлений человеческого тела. 
Одно из различий древней и новой медицины состоит в методе исследования проблем: новая медицина, в отличие от древней, бо­лее опытная; древняя же медицина, в отличие от новой, более до­казательна и более силлогистична. Другое их различие состоит в их несовершенстве и совершенстве, т.е. древняя медицина более несовершенна, а новая медицина более совершенна. Таковы и дру­гие науки. Но «философия» в древности и в новое время есть одно назва­ние для различных и разнообразных значений и каждому значению соответствует отдельное определение. Как мы уже сказали, в древ­ности слово «философия» иногда было определением «всех без ис­ключения наук», а иногда оно использовалось для обозначения од­ного из разделов науки, например, метафизики, или первой филосо­фии. В новое время это название используется в многочисленных значениях и в соответствии с каждым значением имеет одно от­дельное определение. 

Отделение науки от философии
Одна из вопиющих и распространенных в наше время ошибок, возникшая в Европе и имеющая хождение среди восточных подра­жателей-западников, — это сказка об отделении науки от филосо­фии. Одно словесное изменение и преобразование, связанное с уз­ким конвенциальным термином, спутано с другим смысловым из­менением и преобразованием, связанным с сущностью некоего зна­чения, и названо отделением наук от философии. 
Как мы уже сказали, по терминологии древних слово «филосо­фия», или «мудрость», в противовес повествовательному знанию преимущественно использовалось в значении рационального зна­ния. Поэтому понятие этого слова охватывало всю совокупность интеллектуальных и рациональных раздумий и идей человечества. 
Согласно этой терминологии, слово «философия» было неким «общим именем», неким «родовым (нарицательным) именем», а не «собственным именем». Затем в новое время это слово пред­назначалось для обозначения метафизики, логики, эстетики и им подобных наук. Это изменение содержания имени послужило при­чиной того, что некоторые стали думать, что философия в древно­сти была единой наукой, проблемами которой были теология, физи­ка, математика и другие науки. Затем физика и математика отде­лились от философии и стали независимыми. 
Такое объяснение, поистине, похоже, например, на то, что слово «тело» некогда использовалось в значении «туловище» — в противо­вес душе — и охватывало все человеческое тело с головы до ног. А затем возник вторичный термин, и это слово в противовес «голове» стало использоваться для обозначения значения «ниже шеи». Тог­да у некоторых возникло бы предположение о том, что голова че­ловека отделилась от его туловища. То есть одно словесное изме­нение и преобразование отождествилось с другим смысловым из­менением и преобразованием. Это также похоже на то, что слово «Фарс» некогда применялось по отношению ко всему Ирану, а ныне оно используется только по отношению к одной из областей южно­го Ирана. В этой связи может появиться человек, который будет предполагать, что Фарс отделился от Ирана. Отделение наук от философии относится к этому роду отделения. Науки некогда упо­минались под общим названием «философия», ныне же это назва­ние предназначено для обозначения одной из этих наук. 

Источник: книга «Философия и калам»

1) Илахийат-и Шифа. Старое издание. С. 15.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.